Запах цветущей яблони
- В какой Мосгаз?
- Не в мосгаз, а в магаз – магазин, значит. Что тебе купить?
- Купи, пожалуйста, булочку с сыром.
- Не, бабуль, я лучше пиццу во Вкус Вилл закажу.
- Ну, как знаешь. Спасибо тебе, дорогой.
Анна Петровна души не чаяла во внуке. Он и умница, конечно, и балбес. Много чего знает, за словом в карман не полезет, веселый и находчивый. Но учится шаляй-валяй - надеется на свою смекалку, хорошую память и ловко подвешенный язык. Учебе предпочитает футбол, игру на гитаре и компьютерные игры. Он - душа компании, но уж слишком много времени с друзьями проводит. Хотя и дома, что ни попросишь, сделает: руки у него золотые. Недавно электрочайник починил, разболтавшиеся дверцы кухонного шкафа укрепил. А свое жизненное кредо еще в шесть лет определил, когда на вопрос: «В чем смысл жизни?», ответил: «Просто жить». Так, разумеется, и жил, в свое удовольствие.
Толковый он, конечно, парень, хороший, и побеседовать с ним интересно, только во взглядах с бабушкой Аней они сильно расходятся, да и говорят как будто на разных языках. «Ты, бабуль, на языке Толстого, а я – на языке тиктокеров, - объясняет внук, - на котором ролики снимают». Он и сам Gif любит создавать. Недавно бабушке мем прислал: на видео старушка задувает и не может задуть свечи на торте, а на них – цифра 100.
- Это ты, бабуль, - говорит Лёня, - ведь у тебя скоро день рождения.
- Но мне ещё только 80 лет будет, - обиделась бабушка.
Вернулся Леонид из магазина довольный. Энергетик из жестяной банки допивает. Полный пакет пустых банок принес. Коллекцию, видите ли, он из этих банок собирает - не одобряет его увлечения бабушка. В ее время коллекционировали марки, монеты, наклейки от спичечных коробков. Но банки?! Этого она не понимает.
Вся комната Лёни заполнена пустыми банками из-под газировки, чая, энергетиков. Одна стена полностью, от пола до потолка, ими, словно обоями, покрыта. Как только держатся, не падая, уму непостижимо. Леонид собирает эти банки повсюду; находит на улице, просит у знакомых, а порой, как сейчас, покупает в магазине, чтобы выпить содержимое и пополнить коллекцию. Из язычков-открывалок он делает браслеты и дарит девочкам-одноклассницам и своим близким. Он любит мастерить.
- Ты напомнил мне о дне рождения, - вернувшись мыслями к мему, сказала бабушка, - а мне до этого ещё два дела надо сделать. Первое - в церкви службу отстоять, исповедаться…
- Это можешь мне не говорить, - перебил ее Леонид. - Ты же знаешь, я в Бога не верю и сказки не слушаю. Все, что существует и существовало когда бы то ни было, можно, бабуль, объяснить научно.
- Не всё, - возразила Анна Петровна, - в моей жизни было много такого, что не поддается рациональному объяснению. Я, например, видела сны, которые сбывались, чудом осталась жива, когда чуть не угодила под копыта лошади. Много мистического случалось.
- Мистика – это выдумки, чудес не бывает, а сбывшиеся сны – просто совпадения, - пытался вразумить бабушку Лёня.
Анна Петровна не стала спорить.
- Я сама к вере не сразу пришла, - заметила она, - много чего пришлось пережить и умных книг я немало прочитала.
Анна Петровна на минуту замолчала, а потом продолжила:
- Ну, а теперь перейдем ко второму делу. Давно я собиралась антресоли разобрать и решила к юбилею там порядок навести. Поможешь?
- О'кэй, бабулек.
На следующий день приступили к разборке залежей на антресолях. Чего там только не нашли: старые столовые приборы, самовар, бабушкину шляпу, кучу тряпья, коробку с мамиными ученическими тетрадями и детскими рисунками, деревянную шкатулку с выжженной надписью: «На память Ане от брата Бори», мотки ниток и массу всякой всячины. Всё ненужное Лёня отнес на помойку, а памятные вещи водрузил обратно.
- Тут еще что-то есть, - воскликнул он, нащупав в дальнем углу антресолей небольшой бумажный пакет.
Это оказались письма. Взяв первое наугад, Лёня с молчаливого согласия бабушки начал читать:
«Дорогая моя Анечка! Выкроил несколько минут, чтобы написать тебе. Сижу в палатке, а рядом стонут люди, слышны крики спасателей. Делаем все возможное. Но трагедия ужасная. Здесь настоящий ад. Погибли и ранены уже и наши товарищи. Если со мной, что случится, помни, я бесконечно тебя люблю, а самый счастливый день для меня тот, когда ты согласилась стать моей женой. Помнишь, тогда в саду цвела яблоня – свидетельница нашей любви? Знай, я всегда с тобой и даже в день твоего 80-летия я буду рядом. Вспомни обо мне, и ты почувствуешь запах нашей яблоньки. Береги себя и детей. Навсегда твой Николай. 10 декабря 1988 года».
- Это последнее письмо от твоего дедушки, - сказала Анна Петровна. – Он был врачом-реаниматологом в Службе медицины катастроф и погиб в Спитаке, спасая людей от смерти, ты же знаешь.
- Да, - кивнул Лёня.
- Может быть, тогда я впервые о Боге и задумалась, - тихо, как бы про себя, проговорила Анна Петровна. - Дай мне, Лёнечка, эти письма. Буду их перечитывать, - попросила она.
Лёне показалось, что в глазах бабушки блеснули слезы. Он быстро соскочил со стремянки, сунул ей в руки пакет и исчез в своей комнате.
Дата рождения Анны Петровны, 12-е ноября, приходилась на будний день. Торжественное празднование юбилея решили перенести на субботу. А в день своего появления на свет Анна Петровна с утра испекла яблочный пирог, приготовила по старому рецепту шоколадную колбаску и пригласила к себе в комнату на чай Лёню после того, как он пообедал и отдохнул от уроков.
Маленький столик был празднично накрыт, горела свеча в старинном подсвечнике, на стене над кроватью улыбался им с портрета молодой Лёнин дед.
- Я прожила долгую счастливую жизнь, - говорила за чаем Анна Петровна. Я очень рада, что у меня есть вы: твои родители и ты, Лёнечка. Я вас очень люблю и крайне ценю ваше внимание ко мне. Об одном я сожалею, о том, что так рано ушел из жизни мой муж. Всю жизнь мне его не хватает. Это был замечательный добрый и отзывчивый человек, верный своему долгу….
Тут Анна Петровна осеклась. По комнате разлился явственный аромат цветущей яблони. Лёня машинально понюхал пирог. Нет, запах исходил не от него. Взглянул на окно; оно было закрыто, да и откуда поздней осенью возьмется запах весны? Может, комнатные цветы его издают? Или почудилось?
После минутной паузы Анна Петровна твердым голосом повторила: «Твой дедушка был человеком долга». Она улыбнулась, сглотнула набежавшую слезу и тихо добавила: «Николай всегда выполнял свои обещания».
Бабушка замолчала. Молчал и Леня: то ли не хотел говорить, то ли над чем-то задумался.
Свидетельство о публикации №225111400605
Сергей Александрович Русаков 14.11.2025 11:42 Заявить о нарушении
Всего вам самого доброго. Здоровья, успехов.
Нина Ган-Петрова 14.11.2025 18:31 Заявить о нарушении