Экзотика линий. Феерия цвета. Художник Лев Бакст

               
Журнал «МИР ИСКУССТВА», РУССКИЕ СЕЗОНЫ В ПАРИЖЕ               

                За струнной изгородью лиры         
                Живет неведомый паяц.
                Его палаццо из палац
                За струнной изгородью лиры.
                Как  он смешит пигмеев мира,
                Как сотрясает хохот плац,
                Когда  за изгородью лиры
                Рыдает царственный паяц.
                (Игорь Северянин)
    Художник Лев Бакст  всегда любил , оформляя книги виньетками гирляндами , орнаментами, изображать лиру, как графический символ звука, звучащего слова в  изданиях объединения «Мир искусства». Бакст- « Изумительный каллиграф  русского слова»,-говорили о нем.
 
          «Мир искусства»- как объединение и журнал, составило настоящую большую эпоху в истории русской культуры.
   Время требовало появления подобного издания, так   как с угасанием прекраснейшей пушкинской эпохи, золотого века русской  культуры и  после всплеска середины века, связанного с именами таких   русских писателей как :С. Аксаков, М Загоскин -русский Вальтер Скотт, И.Лажечников, А.Писемский и далее А.Фет, И. Тургенев-, красота и художественная культура уходят из русской жизни.
     Наступивший, так называемый  «железный век», безбоязненно утверждал, что «сапоги выше Шекспира».  Писатели и художники преследовали определенные цели, например, художники «передвижники» ставили себе утилитарно-филантропические цели, возбуждение «добрых чувств», служение обездоленному народу,  всем униженным и оскорбленным, требуя от поэта, чтобы он был гражданином, а не поэтом.. Цели, безусловно, в некотором роде «святые», но как скучны и серы эти филантропические сюжеты, мрачны краски. Перефразируя Оскара Уайльда можно сказать, что в искусстве становится важным  не как, а что.    О красоте не думали.
         Тоска по красоте, по искусству, приносящему «праздник жизни», эстетическое удовольствие, а не менторство, слышится уже в  80-х -90 х годах. Почва для возникновения  будущего журнала «Мир искусства» и общества, собравшего единомышленников, возрождения художественной культуры     уже  была почти готова.
   В книге воспоминаний художника Константина Коровина читаем: 
     «В 1898 году  в Петербурге, в квартиру С.И. Мамонтова, где я останавливался, пришел молодой человек,  элегантно одетый. Волосы его были тщательно расчесаны, впереди белела прядь седых волос.
         «Я познакомился с Серовым,- сказал он,-  и он мне дал ваш  петербургский адрес.  Видите ли, я хочу издавать художественный журнал,  и мне нужно ваше участие. В журнале будет так же отдел иностранной живописи.  В русском художестве начинается новая эра, представителями которой  являетесь вы, Врубель, Левитан, Серов. В это время комнату вошел Мамонтов.
    -Вот какая интересная мысль,- сказал я,- издавать художественный журнал.
    Савва Иванович  протянул руку молодому человеку. Тот назвал себя: Дягилев». 
    Мамонтов согласился  дать денег на воплощение этой идеи Дягилева.
Сергей Павлович Дягилев,  «великий и ужасный» ,очаровательный, несносный, вспыльчивый, всеобщий любимец, энергичная и деятельная натура, истовый служитель искусства. Основатель общества «Мир искусства»,  которое объединило  лучших художников того времени и как выяснилось- на века. Дягилев  не только дал возможность проявиться новым путям в искусстве, сформулировать новые стремления, но  и  открыть русскому обществу старое искусство, его архитектурные сокровища. Журнал «Мир искусства» был нужен прежде всего самим художникам, музыкантам, писателям и в этом отношение его значение очень велико.
   Из русских художников обещали свое участие в журнале братья Васнецовы, В. Поленов, В. Серов, М. Нестеров, К. Коровин, Александр Бенуа,  Л. Бакст, М. Врубель, А. Головин и многие другие.
   В первых номерах журнала появятся статьи П. Боборыкина, Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Розанова и других.
      Дягилев не  написал в жизни ни одной картины, но  «Мир искусства» называли, и справедливо, неоцениным  «произведением» Дягилева.  Предпринимательская, энергичная натура Дягилева,  род его пропагандистской деятельности, выставки, которые он организовывал и в России,  и в Париже, послужили главному, о чем пойдет наш рассказ : о Русских  Балетных Сезонах в Париже, и, в частности, о   художнике Льве Баксте, чье творчество и жизнь  отныне стали тесно связаны с театром, балетом, и пожалуй, основным,  гениальным  художественно-декоративным  оформлением  балетных спектаклей Сезонов.
    Открытие в 1909  году Русских балетных и оперных сезонов  Дягилева в Париже  назвали праздником  русского искусства.
  Что творилось  с публикой уже в первый вечер, нельзя передать никакими словами.
   Вдруг, неожиданно открылся совершенно новый прекрасный мир, о котором никто из парижских зрителей и не подозревал, и  этот прекрасный мир давал такую радость, наполнял таким восторгом, что заставлял забыть о буднях жизни.
   Все шесть недель  и зрители, и артисты прожили в каком-то состоянии  счастливого  дурмана. Много позже Жан  Кокто, крупнейший   деятель французской культуры двадцатого века, писал о первых спектаклях  Дягилевских Сезонов: «Красный занавес поднимается над праздниками, которые перевернули   Францию, и которые  увлекли толпу в экстаз вслед за колесницей Диониса». К слову, Дионис- божество Древнегреческой мифологии, олицетворявшее, помимо прочего, вдохновение,   экстаз и театр.
              Русские! Чем объясняется сила их миража?
     Очень высоко были оценены  декорации и костюмы А. Бенуа,  Н.Рериха, К. Коровина, А. Головина  оперных и балетных спектаклей. Особенное впечатление произвела красочная вакханалия Льва Бакста.
    Бакст считается новатором в театрально-декорационном искусстве. Конечно, невозможно описать все его  работы к спектаклям Русских сезонов. Бакст, когда приступал к новой постановке, по его собственным словам, как бы переселялся в ту или иную эпоху, в мир своих героев и старался слиться с ними.
   Выдающуюся роль в истории балета вообще ,и в успехах русских сезонов ,сыграло знакомство Льва Бакста  с Михаилом Фокиным,  С именем Фокина,  молодого балетмейстера,  связана коренная реформа русского балета  после застоя  конца девятнадцатого века,  его. балета,  можно сказать возрождение и расцвет.
           В «мирискуссниках» Фокин нашел и единомышленников, и помощников.
    Первая большая работа Бакста спектаклей , проходивших в 1909 году  на сцене театра «Шатле»- оформление балета «Клеопатра».В нем со всей полнотой проявился  декорационный талант художника,  его чувство стиля, богатство палитры. Феерия красок…
  В письме к жене, от 4 июня 1909 года Бакст пишет: Вообще- это мой первый большой успех!».
   Это будет  и в спектакле «Шехерезада», одной из следующих работ  художника. В этих спектаклях действительно  к Баксту пришла слава, какой до него не  знал ни один декоратор. 
   
  Громадный успех имел балет «Шехерезада». Постановка М.  Фокина на музыку  Н. Римского-Корсакова, сценарий А. Бенуа. Художник  Лев Бакст.
    Как только взвился занавес, так по адресу декораций раздались громовые аплодисменты. Декорации и костюмы Бакста к «Шехерезаде» произвели настоящий фурор. И затмили  собою все, что до сих пор показывал Парижу Дягилев.
 «  Бакст, русский художник, который создал эту удивительную картину,  скомбинировал краски декораций и костюмов, большой художник.»  Удовольствие, полученное от этого зрелища, тем сильнее, что красота его не остается неподвижной и застывшей. Имеется в виду хореографический рисунок действия. Оформление «Шехерезады»  прежде всего   пленяло богатством цвета. По словам критиков это была «оргия и вакханалия  красок». Париж очаровало  пряное, сладострастное, яркое, как ткани Востока, раздушенное ароматами Востока творчество Бакста.
   Активный участник Русских Сезонов, художник, либреттист Александр Бенуа в своих «Воспоминаниях» так пишет о Баксте: « И откуда Бакст оказался в такой степени колористом и красочником? Вот поистине человек нашел, наконец,  настоящее свое назначение.  Здесь видишь, что Бакст может создавать большие, чудесные картины. И не только декорации, но и фон,  и фигуры,  движущиеся на этом самом фоне (согласно остроумнейшим комбинациям Фокина), фигуры эти-произведение Бакста,  и вполне вяжутся с фоном.  Говорю без преувеличения: «я никогда еще не видел такой красочной гармонии на сцене,  такого «благозвучного» в своей сложности красочного оркестра».
     «Шехерезада»- один из лучших спектаклей, предложенных публике, считала критика. Но, конечно надо отдать должное   и артистам  балета , звездам, которые после Сезонов  станут звездами мирового уровня: Анне Павловой, Тамаре Карсавиной, Вацлаву Нижинскому и другим.
Не говоря уже о высочайшем уровне  музыки. 
    Помимо «Шехерезады» , «Карнавала», русской  труппой  были даны в первом сезоне еще два балета: «Жизель» Адана, и «Жар- птица» Стравинского.
    О спектакле «Жар- птица» надо рассказать подробнее.
   Про Дягилева говорили, что он умеет открывать таланты.  Ученик  Римского-Корсакова, И.Ф. Стравинский был тогда начинающим композитором. Но именно ему заказал  Дягилев сочинение музыки для задуманного Фокиным балета «Жар- птица».
     Стравинский блестяще справился с задачей, написав прекрасную музыку. Оформление было поручено  художник А. Головину, но костюмы , конечно,  были фантазией Бакста. Бакст- страстный, любящий все экзотическое,  буквально искрился фантазией. Не пачки, как обычно  одевали птиц в классических балетах, а силуэты восточного типа. Жар-птица была  в шароварах, лиф из перьев и на голове  высокий причудливый  убор. Тонкая, гибкая, как язык пламени.   
Все это- желтое, оранжевое, красное , зеленое, нити жемчуга, золотые браслеты на руках,  прочие украшения еще усиливали сверкание исходящее из чудо- птицы.
    В книге  примы-балерины СезоновТамары Карсавиной «Театральная улица» читаем: « Дягилев на репетиции балета  предсказал Стравинскому, что он очень скоро станет знаменитым. И действительно, после Жар-птицы» Стравинский для Русских сезонов Дягилева  написал музыку к балетам «Петрушка», «Аполлон Мусагет»  «Весна священная». К слову- «Весна  священная»  начала свое шествие по многим странам. Ставился этот балет  и уже позже  знаменитым балетмейстером Морисом Бежаром для танцовщика  аргентинского происхождения Хорхе Дона, говорили, что это второй Нижинский.      Увлекшись русским  искусством, Морис Бежар   поставил   балет «Жар-птица», и это была его первая встреча с музыкой  Стравинского.  « Когда   я слушал  Стравинского, русского музыканта и музыканта-революционера,- писал Бежар в своих мемуарах,-    эта музыка потрясала, в ней ощущалась необыкновенная сила. И эта сила заразительна. Жар-птица создавалась в 1910 году, в эпоху, когда сама попытка распрощаться с романтическим балетом была достаточно смелой».
     А впереди была встреча с легендарной музыкой Стравинского и постановка балета «Весна  священная».
    Тамара Карсавина писала в  своей книге, что «Жар –птица» встретила  не менее горячий прием, чем «Шехерезада». «Наши спектакли в  роскошном театре «Гранд Опера» взбудоражили весь Париж. Казалось, что все парижане в один день сделались ярыми балетоманами».
      Портрет Бакста написал Пикассо!
      Конечно, Русский балет с его яркими  постановочными спектаклями, балетами и оперой, гениальными, можно теперь уже сказать, танцовщиками, балетмейстерами и певцами,   серьезной классической музыкой  великих композиторов не могли не  явиться откровением для Европы.
   Дягилев и все участники Сезонов мечтали показать свое  искусство на родине в России, но, как  ни странно, площадки для этого не нашлось…
  Третий «Русский сезон» 1911-1912гг начался постановкой великолепного балета «Видение розы» поставленного М.Фокиным на музыку фортепианной пьесы К.М. Вебера.
  В основу либретто были положены стихи Т. Готье: «Я – дух розы, которую ты носила вчера на балу». Изысканные декорации Бакста совсем не походили на пиршество красок декораций  прежних постановок. Костюмы-легкие, летящие,  соответствовали  романтической музыке. Нижинский был в этом балете подобен мимолетному призрачному видению, распространяющему аромат цветка. Не будь  поэтичных бакстовских костюмов и декораций, па-де-де  Вацлава  Нижинского и Тамары Карсавиной,  не превратилось бы в балет, оставшийся в летописи русской хореографии.
   Много других спектаклей, оформленных Львом Бакстом, осталось в сокровищнице   русского  искусства.
    *******************************************************
    Нельзя не  упомянуть о портретном творчестве Бакста. Героями портретов Льва Бакста  стали многие известные интересные люди. М.Г. Савина-прима Александринского театра, Дива Ида Рубинштейн-  танцовщица, солистка  Русских сезонов,  портрет В.Розанова- литературного критика, философа. Портрет был куплен Третьяковым для своей галереи, чем Бакст очень гордился.
  Портрет московского  общественного деятеля и коллекционера Петра Николаевича Перцова.Того самого Перцова-хозяина особняка на берегу Москвы-реки, построенного в неорусском стиле.  Сказочный   расписной, самый красивый дом в Москве. Терем-«питомник искусства».   Петр Перцов  построил дом необычной архитектуры и оформления.  О доме мгновенно стала судачить вся Москва из-за восхитительного богатого внешнего убранства. Дом из красного кирпича был щедро украшен майоликой, скульптурами и башенками. Подвал дома –сказки занял театр- кабаре «Летучая мышь». И кабаре тут же стало московской достопримечательностью. Самый известный в будущем в Москве театр миниатюр вырос из капустников  Московского Художественного театра. Днем рождения клуба стало 29 февраля. Дата была выбрана неслучайно в силу ее неправильности. И первым русским конферансье стал Никита Балиев.  Балаган не был уместен на театральных подмостках, зато как нельзя лучше отвечал задачам кабаре.
                Кружась летучей мышью
                Среди ночных огней,
                Узор  мы пестрый вышьем
                На фоне тусклых дней. 
    После полуночи к дому Перцова съезжались экипажи – в кабаре  спешили артисты после  спектаклей , и их гости.
      Кабаре составило новую область жизни русской культуры в пору ее высшего расцвета.   В Петербурге и Москве появились в разное время такие заведения как  кабаре «Кривое зеркало, «Бродячая собака», «Летучая мышь», «Привал комедиантов» и другие.
    Петр Николаевич Перцов  в своих воспоминаниях создал яркий образ Льва Бакста.
  Всем известен портрет Сергея Дягилева с няней,  портрет Айседоры Дункан, Анны Павловой.
     Для меня  особо стоит картина Бакста «Ужин». Совершенно необыкновенная по изяществу,  красоте. Дама- чернобелая, тонкая , как горностай, с таинственной улыбкой а la Джоконда, кушает апельсины.
  «С моей дамой вышел скандал,- сетовал Бакст. Меня вызвали и прочли мне порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины! Что в ней?»
  Наряду  с обликом самой «дамы»   и новизной  изобразительных приемов, возражение вызывало также  цветовое решение холста, в котором, по словам одного из рецензентов, «все как белая скатерть…никаких красок». 
  На картине ,предположительно, изображена  жена А.Н.Бенуа, Анна Карловна. Потрясающая вещь!   
   Бакст проявлял интерес ко всему  свежему, необычному в искусстве. В Париже он познакомился с Амедео Модильяни и был среди тех немногих, кто понимал его необычный стиль и манеру изображения. Дружба связывала Бакста и с Пабло Пикассо.
    В 1920 году Бакст оформил балет «Спящая красавца».Это был достойное завершение его работы вообще и романтической  темы, в частности. Спектакль «Спящая красавица» занял почетное место в творчестве художника.
                Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него,
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.
  Константин Бальмонт


Иллюстрация автора А. Сорокиной               
               


Рецензии