Наука Жизни. Эпилог
Предыдущая часть: http://proza.ru/2025/11/17/1315
Окончание: Эпилог.
*****
Мы перевели [с русского на английский] этот достаточно обширный фрагмент из конспекта превосходной лекции графа Толстого, потому что его слова звучат как некое эхо самых тонких учений универсальной этики истинной теософии.
Его определение жизни, — которой в абстрактном и конкретном смысле должен следовать каждый искренний теософ, в соответствии и в меру своих естественных способностей, — это краткое обобщение и альфа и омега практической психической, если не духовной, жизни.
В лекции есть такие фразы, которые покажутся среднему теософу чересчур туманными и, быть может, несовершенными. Однако он не найдёт в ней ни одного предложения, на которое мог бы возразить даже самый требовательный практический оккультист. Её можно назвать трактатом по алхимии души.
Ибо этот "единственный" свет в человеке, который горит вечно и никогда не сможет стать тьмой по своей внутренней, присущей ему природе, хотя "животная природа" вовне нас может оставаться слепой по отношению к нему, — это тот "свет", о котором были написаны обширные тома неоплатониками Александрийской школы, а после них, розенкрейцерами и, в особенности, алхимиками, хотя и по сей день подлинный смысл их писаний является глубокой тайной для большинства людей.
Это правда, граф Толстой — не александрийский, и не современный теософ; ещё в меньшей степени он розенкрейцер или алхимик.
Но то, что последние сокрыли под специфической фразеологией огненных философов, намеренно смешивая космические превращения с духовной алхимией, всё это было перенесено великим русским мыслителем из царства метафизической жизни в область жизни практической.
То, что Шеллинг определил бы как осознание тождественности субъекта и объекта во внутреннем эго человека, то, что соединяет и связывает последнее с универсальной душой, — то, что является лишь тождеством субъекта и объекта на высшем плане, или неведомым Божеством, — всё это граф Толстой соединяет вместе, не покидая земного, материального плана.
Он является одним из тех немногих избранных, которые начинают с интуиции и заканчивают почти всеведением. Развитие и проявление высшей САМОСТИ человека, которого достиг граф, — это трансмутация неблагородных металлов (животного вещества) в золото и серебро, или философский камень.
Алкахест рядового алхимика — это All-geist [Дух всего], всепроникающий божественный дух высшего посвященного; ибо алхимия была и является, что известно сегодня лишь немногим, в такой же степени духовной философией, как и физической наукой. Тот, кто ничего не знает об одной из них, никогда не узнает многого о другой.
Аристотель, поучая своего ученика, Александра, говорил о философском камне: "Это не камень. Он был и есть везде, и в каждом человеке, его называют целью всех философов", — как "Веданта" является вершиной всех философий.
Заканчивая данное эссе о науке жизни, можно сказать несколько слов о вечной загадке, которую предложила смертным Сфинкс. Потерпеть неудачу в разрешении проблемы, содержащейся в ней, это значит обречь себя на несомненную смерть, поскольку Сфинкс жизни пожирает недогадливого, который жил лишь в своём "животном теле".
Тот, кто живёт ради себя, и только ради себя, несомненно умрёт, как об этом сообщает высшее "Я" низшему животному "я" в данной лекции. Есть семь ключей к этой загадке, и граф открывает эту тайну одним из самых высоких. Ибо, как это прекрасно выразил сам автор, говоря о "герметической философии":
Подлинная тайна, наиболее близкая и в то же время крайне отдалённая от любого человека, в которую он должен быть посвящён, или же исчезнуть как атеист, — это он сам.
Для него существует эликсир жизни, выпить который, перед открытием философского камня, значит испить напитка смерти, в то время как адепту[4] и эпопту[5] он дарует истинное бессмертие. Он может познать истину, какова она есть в действительности — Алетейю, дыхание Бога, или Жизни, сознательный разум в человеке.
Это и есть "всерастворяющий алкахест", и граф Толстой прекрасно справился с этой загадкой.
*****
"Люцифер", ноябрь 1887 г.
Сноски и пояснения:
[4] Адепт (лат. Adeptus — достигший) В оккультизме — тот, кто достиг стадии посвящения и стал Мастером в науке эзотерической философии (ТС).
[5] Эпопт (греч. ;;-;;;;; – созерцатель) Посвящённый. Тот, кто прошёл последнюю стадию посвящения (ТС).
ПОСВЯЩЕНИЕ (Initiation) От того же корня, что и латинское слово initia, что означает основные или первые принципы любой науки. Практика посвящения, или допуск к священным Мистериям, руководимым иерофантами и учёными жрецами храмов, является одним из древнейших обычаев.
Посвящение совершалось во всех религиях древних народов. В Европе оно было упразднено с падением последнего языческого храма. Сейчас существует лишь один вид посвящения, известный публике, а именно – масонские обряды.
Однако Масонство больше не обладает ни явными, ни скрытыми тайнами. В древности, во времена расцвета, Мистерии, согласно утверждениям величайших греческих и римских философов, были самыми священными из всех торжеств, а также самыми благодетельными и в высшей степени укрепляющими добродетель.
Мистерии представляли собой переход от смертной жизни к кратковременной смерти и испытание переживаний развоплощённых Духа и Души в субъективном мире. В наши дни, поскольку тайна утеряна, кандидат проходит через различные бессмысленные церемонии и посвящается в солнечную аллегорию Хирама Абифа, «Сына Вдовы» (ТС).
(ТС) - Теософский словарь.
Свидетельство о публикации №225111701455