О Кончаловском замолвите слово
Но есть то, за что Андрею (бывшему Андрону) Кончаловскому всё же надо сказать спасибо.
Чтобы не получилось у него из попытки «кинуть взгляд» на русскую революцию в России* из дня сегодняшнего, сама по себе эта попытка является смелой и где-то даже дерзкой. Во всяком случае, по своей масштабности, по намерению дать какую-то цельную картину причин революции, её характера и последствий для будущего.
Эта попытка является тем более ценной, что она отвечает глубинной потребности современного русского общества, переживающего - на уровне страны-государства - весьма сложный этап своей истории (может быть, даже самый сложный).
Нужно быть человеком либо совершенно невменяемым, т.е. до невозможности глупым либо слишком «хитроумным», имеющим заднюю мысль в голове, чтобы отрицать очевидное: России действительно брошен очередной геополитический вызов с целью поставить под угрозу само её существование.
Между тем, российское общество с идеологической точки зрения продолжает пребывать в состоянии отчасти «разброда и шатания» (говоря ленинскими словами), а отчасти, что, может быть, ещё хуже – полной идейной индифферентности и безграмотности.
Это общество, прошлое которое по-прежнему остаётся разорванным, лишённым единой линии развития. Главная причина такой разорванности – выключенность советской истории из целостной истории страны как якобы девиантной, тупиковой ветви развития.
При этом само советское прошлое тоже оказывается разорванным. В то время как сама социалистическая революция отбрасывается на «свалку истории», многие её позитивные результаты, многие достижения, осуществлённые благодаря ей, записываются в арсенал прошлого, которым российского общество считает себя вправе гордиться.
Не исключаю, что до поры-до времени это было оправданным - иначе было невозможно, учитывая социальный расклад (расклад сил), который сложился после отказа от советской власти, а, точнее, совершённого в стране контрреволюционного переворота.
Однако сегодня стремление выстроить линию исторической преемственности с царской Россией за счёт отрицания советского прошлого всё больше и больше обнаруживает свою несостоятельность, а шизофреническая двойственность в идейной оценке прошлого становится нестерпимой.
Так что «Хроники» Кончаловского подоспели в нужный момент. Если не рядовые зрители (которые заскучали и бросили смотреть сериал), то всякого рода эксперты и заинтересованные лица всё же включились в обсуждение. И комментариев - рецензий "Хроники" вызвали неисчислимое множество. С разных сторон – с разных идейных позиций.
Но, читая иные комментарии, задаёшься вопросом, а смотрели ли их авторы фильм? Или «слышали звон…» Так, от комментаторов из «красного» лагеря часто можно услышать: мол, Кончаловский, чтобы унизить революцию, показал дореволюционную Россию как некое царство благолепия.
Вот уж чего нет в "Хрониках" Кончаловского, так это идеализации дореволюционной России – ни дворянско-монархической, ни буржазно-капиталистической.
Я грешным делом подозревала, что, показав всю гнилость и бессилие царского режима, Кончаловский предложит зрителю в качестве альтернативы буржуазный строй - соавторство Усманова наводило на такую мысль. Однако нет! Не только царское окружение (великие князья), генералитет и т.п., но и молодой буржуазный класс показан в «Хрониках» далеко не с лучшей стороны. Так что не будем возводить на Кончаловского напраслину. В чём-чем, а в «грехе» оправдания дореволюционного российской действительности он не повинен.
В своих предшествующих заметках о «Хрониках русской революции» я определила их замысел как провокацию, имеющей своей задачей вызвать общественную дискуссию, но, к сожалению, в художественном плане неудачную.
Однако художественная неудача Кончаловского не отменяет истинности и насущности поставленной им задачи.
Одной из главных слабостей сериала является то, что, найдя место для «анекдотов» о Ленина (по преимуществу анекдотически показана человеческая сторона Ленина), режиссёр почти не оставил места для ленинских идей – идей социалистической революции. Поэтому преодолеть антиисторизм в осмыслении революционных событий у него не вышло.
Что такое антиисторизм? Это неумение оценить происходящее с точки зрения исторического момента и вытекающих из него задач для сохранения и развития общества в целом.
Антиисторизм очень часто рядится в одежды гуманизма, а за гуманизм, в свою очередь, выдаётся обывательская точка зрения. Этой-то подменой антиисторизм и опасен, поскольку ничто так не «расслабляет» общество, как обывательская точка зрения.
Очень хотелось бы надеяться, что предпринятая Кончаловским попытка осмыслить революционное прошлое в России не останется без отклика, не «рассеется» без следа, а с учётом её недостатков заставит обратиться к истории советского прошлого - честно, без лакировки, но и без обывательской предвзятости(в ленинской терминологии - мелкобуржуазной), с сознанием полной серьёзности и ответственности дела. Без этого дальше никак!
В качестве итога приведу стихи замечательного самарского поэта Евгения Чепурных. Они как раз в тему.
Как это по Конфуцию?
Наступят годы зрелые,
проступят мысли ясные.
Лишь не забыли б белые,
за что их били красные.
Красивые и сытые,
в шезлонгах и авто.
Уже однажды битые,
казалось ни за что.
Как это по Конфуцию?
Родную вашу мать,
мать вашу
Революцию
не надо забывать...
1993 г.
(http://stihi.ru/2025/11/07/2141)
Вот за то, что Кончаловский не дал забыть революцию, ему и следует сказать спасибо.
*Елена Котелевская. "Хроники русской контрреволюции", "Котелок Ленина", "Скучно, господа, скучно!", "Мы в это верили".
** дискуссию должно было бы вызвать и само название сериала. Почему русской революции, а не революций: Кончаловский - сторонник версии, что Великий Октябрь был не революцией, а путчем? Почему русской, а не российской, тем более, что в ней принимали самое активное участие представители разных национальностей, как и показано в сериале самим Кончаловским?
Свидетельство о публикации №225111801331
" Эта попытка /исторически показать революцию/ является тем более ценной, что она отвечает глубинной потребности современного русского общества, переживающего - на уровне страны-государства - весьма сложный этап своей истории (может быть, даже самый сложный)".
Да уж, действительно "шизофреническая двойственность в идейной оценке СОВЕТСКОГО прошлого становится нестерпимой", но слава Богу, что раскол взглядов ещё не перешёл в оружейную фазу. Но вулканическая лава всё ближе к поверхности...
Со вздохом,
Элла Лякишева 25.11.2025 23:53 Заявить о нарушении