Стиральная доска

            Середина лета. Жара набрала силу, ударила по садоводам и огородникам так, что успевай: наливай и поливай: со шлангов, рассекателей, разбрызгивателей и леек. Только вовремя – раньше никак нельзя, а позже губительно для растений… Бегай, носись между грядок, а в промежутках – отдыхай с тяпкой в руках и с неподдельной радостью и широченной  улыбкой.

Рядок за рядочком окучиваешь картошку, а глаза непроизвольно так и отыскивают прохладное местечко в ближайшем тенечке. Не поддаешься на искушение, удрученно вздыхаешь и отводишь взгляд… И вперед, вперед и вперед! Работа спорится; минуты бегут… Подходит обеденное время. Супруга выглядывает с веранды, весело и нежно кричит:
- Эй, пенек старый! Завязывай тяпкой махать; быстро в душ и к столу! Насчет внуков тоже подсуетись!
- Вопросов нет! — отвечаю (только дураки и самоубийцы с женами спорят). — Слушаю и повинуюсь! — Сворачиваю в сторону внуков.
 Малой чумазый Мишутка, сопя, ковыряется в песочнице. Оторвать от игры будет сложно, но возможно, только намекни: «Баба ждет своего улыбчивого любимца. Пора – ням-ням!» Побежит отмываться и за стол. Сядет, будет ждать с немым вопросом, удивленно поглядывая на бабулю: «Вот он я пришел! Чего ждём?»
А вот где внученька? Только что слышал, как поскрипывали качели и раздавалась её любимая мультяшная песенка.
Со стороны бани донеслись непонятные скрипы и стуки. Наконец показалось само чудо-дивное: чумазое, испачканное пылью и сажей, улыбающееся, но бесконечно счастливое, волочившее по бетонной дорожке предмет, давно забытый и исторической ценности не представляющий.
Широкая улыбка наполовину беззубого рта завораживала искренностью и непосредственностью.
- Дед, а это что такое непонятное? Для чего? — переспросило Чудо, шмыгая носом и растирая грязь по щекам ладошкой. И, не дожидаясь ответа, продолжило: — Чтобы тр-р-ыр делать? Да? — провело прутиком по волнистой поверхности, и действительно, издался именно такой звук.

- Давай так договоримся. Сейчас эту штуковину, имеющую свое название и историю, аккуратненько прислоним к крылечку. — Взял за руку внучку и двинулся к умывальнику. — Умоемся, пообедаем, и я всё-всё расскажу и даже покажу, как пользоваться! Хорошо?
Во время обеда внучка неоднократно пыталась узнать что-то интересное о загадочном предмете у крыльца. Но все её попытки оказались безуспешными.
— Дед, а что это за штука? — спросила она.
— Когда я ем, — я глух и…?
— Тоже, нашёл чем гордиться — глух! — воскликнула внучка. — Это и так всем известно. А вот насчёт «нем» я не согласна. Ты, дед, просто редко говоришь! — и заразительно засмеялась.
 - Так, решено! - Супруга бросила строгий взгляд. - Мишутке после обеда нужно отдыхать! Он уже клюёт носом. Мы отправляемся в кровать. А вы решайте сами: или остаётесь с нами в комнате, или уходите на веранду, но тихо-тихо... Или бассейн, качели... Всё что угодно, только без шума. Вам понятно? Или! - Посмотрела так выразительно, что возражать не хотелось.
- Дед, пойдём! Ты же обещал! А то тут нас по углам рассадить могут, - внучка схватила за руку и потащила к бане.

Принёс два тазика. В один налил тёплой воды из бочки. Рядом положил кусок хозяйственного мыла и начал познавательный рассказ:
— Скажи мне, Софийка, — обратился к внучке, — тебе как больше нравится ходить: в чистой одежде или…?
— Дед, ты мне лучше расскажи об этом, — показала рукой в сторону тазика. — И так, и так нравится ходить… Не хитри — давай дальше и по делу!
- Дед, что это? - спросила, положив руку на устройство, которое ей пока было непонятно. - Давай, расскажи!
- Это стиральная доска – прабабушка  стиральной машины!
- Вау! – удивленно посмотрела на меня. - А есть инструкция, чтобы попробовать в действии?
- Инструкции нет, но расскажу и покажу, как пользоваться. Сможешь постирать! Что, мыло зря взял?
- Уговорила, - продолжил я. - Смотри! Углубление для куска мыла, чтобы было всегда под рукой. Ставим доску в тазик; на волнистую поверхность — белье; тщательно намыливаем; и начинаем тереть. Не совсем легко, но весело. Держи — пробуй!
Сроду бы не подумал, что обычный труд может быть таким источником радости!
Счастливая улыбка до ушей, мыльные пузыри, улетающие из тазика под легким дуновением ветерка, переливаясь яркими цветами радуги! Когда видишь это чудо, чувствуешь себя по-настоящему счастливым, как в далеком детстве.
- Дед, только глянь на руки! - подбежала, протягивая маленькие ладошки, моя «Лапочка». - Нет, ты посмотри, какие чистые и белые, как у Снежной королевы! - поцеловала в щеку и убежала...
Вдруг вспомнился забавный случай, связанный со стиральной доской, который произошел около сорока лет назад.Прибыл в часть после Афганистана чудеснейший и компанейский офицер Александр Вячеславович.
         
        Представился, как положено; влился в коллектив; заселился с семьей в соседний дом; окунулся в работу с головой. После афганских ветров и жары загорелый до состояния черноты от головы до самых ладошек. А учитывая специфику службы, связанной с ремонтом и обслуживанием вооружения, постоянно в афганке: утром — чистой, светлой, выгоревшей от солнца, а к вечеру от пыли и смазки — точно такого же цвета, как и кожа…

Совещание кончилось, и собрались разбредаться по домам…
— Слушайте, ребята! – обратился Михаил Михайлович Кравченко. – Как насчёт того, чтобы встретиться в каком-нибудь заведении, где можно расслабиться и пообщаться? Нам нужно немного отвлечься, иначе  совсем потеряем форму! Как  такая идея? – задумался и добавил: — Только трусы могут отказаться! Кто трус – поднимите руку! Трусов не нашлось.

— Парни, а как насчёт того, чтобы заглянуть ко мне? — предложил Саша. — Посидим, поболтаем, боевичок какой-нибудь посмотрим. Похвастаюсь видиком, который привёз из Афгана. У нас таких пока нет. Может, вам понравится?

Удивил. Заинтриговал. Убедил. Забежали в магазин и рванули к Сане.

- Слушай, Саша, - приостановился Михаил Михайлович, - а супруга-то как? Против-то не будет? А то завалимся незваные-непрошеные... А тебе потом капец! У вас кто глава семьи? Если, конечно, не секрет?
- Да ладно шутить! Всё нормально. У меня Зина человек понимающий. Супруга непротив, давно хотела бы познакомиться с моими новыми боевыми товарищами.
Звонок... Дверь открывается… Санина супруга в фартуке; ладони в мыльной пене — явно оторвали человека от дела! Широко распахнутые удивленные глаза. Все в состоянии ступора… Тишина…

Миша представился и хрипло произнес: «Простите, ради бога! Мы это… мимо проходили… Вот решили Александра проводить», — на секунду смолк и продолжил: «Мы это… сейчас пойдем!»

— Кто сказал, пойдем? Ну-ка, давайте проходите в квартиру! Зина, это мои новые друзья и сослуживцы, — послышался Санин голос, — я про них тебе рассказывал и обещал, что к нам затащу. Извини, что заранее не предупредил, получилось спонтанно, но, может, это и к лучшему!
— Я правильно говорю, Михаил Михайлович?
— Совершенно верно: незваный гость хуже татарина! — сказал  и, улыбнувшись, добавил: — Позвольте представиться: Михаил Кравченко, настоящий украинский татарин, —  галантно поклонился и поцеловал Зине мыльную руку. Долго смеялись, искренне и тепло. Создалось ощущение, что давно знакомы и приходимся друг другу родственниками.

Быстро накрыли стол, с огромным удовольствием посмотрели боевик и оценили преимущества видеомагнитофона, который был символом прогресса того времени.Поболтали, вдоволь насмеялись. Вечер прошёл чудесно.

- Парни, вы тут еще сидите, никуда не спешите, а мне достирывать надо, - хозяйка встала из-за стола, повязывая фартук.
- Зина, да посиди еще с нами! Стиральная машина сама справится, - брякнул Миша.
- Конечно, какая тут машина справится с такой работой, как у Сашки! - поделилась она. - Каждый день стираю форму! Находит же такие места, где грязи побольше! - с улыбкой замахнулась и стукнула мужа кулачком.
— Ты что, ему одежду стираешь? — уточнил Михаил.
— А кто же ещё ему это сделает? Как говорится, если не я, то кто? — прозвучал ответ хозяйки.
—Я с этим не согласен, — сказал Миша, сделав серьёзную физиономию. — Своей Леночке  такого не позволяю! Стираю форму только сам. Беру стиральную доску, ставлю в ванну… —  посмотрел на хозяйку и уточнил: «Есть стиральная доска?» Получив утвердительный ответ, продолжил: «Какая стиральная машина справится без неё! Потру полчасика — и готово!»
—Я еще и вязать научился! Хотите, Саню... Будет сам себе шарфики вязать. А что? Настоящий глава семьи должен уметь всё сам, своими руками!.. — бормотал Михаил Михайлович…

Утро раннее. Сидим в кабинете. Молчим. Кравченко суровым взглядом уперся в строчки газеты «Красная звезда». Правду сказать, что возникли некоторые сомнения, что читает — скорее, пытается думать или вспоминать.

— Мужики, вопрос такой нескромный. Я вчера чувствую, что-то перешутил не в меру или как? Посмотрел в окно — увидел приближающего Саню… Тяжело вздохнул и положил газету на пол перед дверью.
Двое стояли молча друг напротив друга, сверля суровыми взглядами разделяющее пространство.
—Эх, была не была! Повинную голову меч не сечет, - проскрипел Миша, склонив голову, и встал на колени. - Санек, прости! Больше не буду!
—Вот спросил, Миша, у меня: кто глава семьи?.. Спрашивал?
— Спрашивал!
— На руки посмотри! Нет, посмотри, - и Саня вытянул руки...
— Как у снегурочки - белоснежные! - пробормотал Михаил...
— Так кто глава семьи? - ответь!
— Ясный перец... Миша подумал и твердо сказал: «Стиральная доска».


Рецензии
Добрый день, Андрей.

Необычна композиция рассказа - такое вводное слово получилось.
Милое, доброе, душевное - как еще можно писать о внуках?)
А потом переход уже на тему семейных отношений.
Взрослое, взвешенное, продуманное, с ноткой юмора.

Интересно и очень по-доброму.

Хорошего Вам настроения!

Юлия Ч.

Юлия Чернухина   18.11.2025 13:00     Заявить о нарушении
Очень Вам рад и признателен! С улыбкой

Андрей Эйсмонт   18.11.2025 13:09   Заявить о нарушении
Хороший рассказ, с весёлым юмором. Хорошее описание жизни на даче. Одним словом: хорошо. Удачи!

Валерий Неудахин   18.11.2025 14:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.