Рецензия на фильм Хроники русской революции. 9. 0

      
     Здесь и сейчас, дорогие читатели, Вам будет предложена
мини лекция по теории искусства. А что это Вы сразу
испугались? Лекция будет в доступной и занимательной
форме.
    Искусство работает с помощью эмоций. Эмоции эти могут
и должны быть как положительные, так и отрицательные.
               Положительные эмоции и состояния:
       1 - Радость, что снова увидел своих любимых актёров.
       2 - Наслаждение, получаемое от прекрасной игры любимых
актеров и даже не очень любимых.
       3 - Удовольствие получаемое от интересных сюжетных
линий и ходов.
       4 - Удовольствие, иногда переходящее в наслаждение, от
прекрасной видеокартинки, музыки, костюмов персонажей.
       5 -Радость узнавания того, с чем уже ранее был знаком,
но подзабыл.
     Наверняка что-то забыл написать, но полагаю, что
перечисленного будет достаточным для того, чтобы понять в
каком направлении движется мысль пишущего.
                Краткий перечень отрицательных эмоций и
испытываемых состояний:
       1- Страх и ужас
       2 -Чувство брезгливости от вида показа
натуралистических подробностей
       3- Разочарование от слабого сценария, неинтересного
сюжета, плохой игры актеров, плохой видеокартинки, плохого
звука, музыки плохой работы оператора, гримеров ,
костюмеров.
   Думаю, перечисленного пока достаточно. Движемся
дальше. В шестой части рецензии я говорил, что для
получения удовольствия от просмотра художественного
фильма зритель должен иметь определенную подготовку:
иначе... Приводил три пункта, в чем же должна эаключаться
эта подготовка. Открою маленький секрет — тогда мною не
был написан четвертый пункт, пожалел читателей, не стал их
перегружать большим количеством пунктов.
     Четвертый пункт — Желательно, чтобы зритель знал и
понимал язык кино.
   Режиссеры при создании фильма используют специальные
приёмы, которые обычно и называются языком кино. Сейчас
речь пойдет всего лишь о двух, это:
    1 - Оммаж
    2 -Аллюзия
  По моим вполне необъективным оценкам оммаж
применяется значительно реже, чем аллюзии.
   Давайте посмотрим какие определения даёт интернет
оммажу и аллюзиям.
    Оммаж (от фр. hommage — признательность, дань
уважения) в искусстве — работа-подражание (и жест
уважения) другому художнику, музыканту и т. п.
Изначально термин означал одну из церемоний
символического характера в феодальную эпоху. Это
была присяга, оформлявшая
заключение вассального договора в Западной
Европе Средних веков и заключавшаяся в том, что
будущий вассал, безоружный, опустившись на одно
колено (два колена преклоняли
только рабы и крепостные) и с непокрытой головой,
вкладывал соединённые ладони в руки сюзерена с
просьбой принять его в вассалы. Сюзерен поднимал его,
и они обменивались поцелуем.
    Аллюзия (лат. allusio «намёк, шутка») — стилистическая
фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на
некий литературный, исторический, мифологический или
политический факт, закреплённый в текстовой культуре
или в разговорной речи. Материалом при формулировке
аналогии или намёка, образующего аллюзию, часто
служит общеизвестное историческое высказывание,
какая-либо крылатая фраза или цитата из классической
поэзии.
    В кино оммажи — это целое искусство. Квентин
Тарантино в «Убить Билла» мастерски обыгрывает
десятки фильмов, от гонконгских боевиков до вестернов
Серджо Леоне. Альфред Хичкок, в свою очередь,
вдохновлялся картинами эпохи Возрождения и сам стал
источником множества оммажей для современных
режиссеров.
   Как отличить оммаж от копии? (Читай плагиата...)
В названии, форме, сюжете виден источник. Но это не просто
подражание — есть переосмысление, новый контекст и новое
сообщение. Автор не пытается выдать себя за оригинал, он
открыто говорит: «Спасибо».
     Найти отсылку — это интеллектуальное наслаждение. Мы
искали и нашли отсылку там, где совсем не ждали!
    От себя добавлю — по сути и оммаж и аллюзия, это
отсылка. Как же тогда в фильме отличить оммаж от
аллюзии?! Сделать это можно, на мой взгляд по двум
признакам:
1- Оммаж это всегда отсылка к тому, что было в прошлом.
2- В фильме оммаж практически всегда  отсылка к
какой-то сцене из другого фильма, вышедшего
раньше. Тогда как аллюзией может быть отсылка к
произведению любого вида искусства. Живопись,
литература и т. д. Аллюзией может быть намек не только
на то, что было в прошлом, но и на то, что имеет место
быть в современной жизни.
     В телесериале ,,Хроники русской революции'' есть
сцена, в которой Ленин, скрывающийся в Разливе,
купается голым в озере. А тут две  молодые
женщины мимо проплывают на лодке и видят Ильича,
идущим к берегу. Понятно, что это выдуманная сцена,
понятно,что это аллюзия в виде намека. Но, на что тут
намёк?! Полагаю, что это намек на толерантность, то есть
на терпимость.  Стоит отметить, что  эти женщины совершенно
терпимо отнеслись к виду незнакомого голого мужчины,
 Владимир Ильич при этом сказал, что он такого
навидался, когда жил в Европе.
   А вот сцена в типографии с отрезанием пальца — это
оммаж или аллюзия?! Сразу и не скажешь. Дело в том,
что совсем недавно прошел телесериал, в котором есть
подобная сцена, то есть сцена с отрезанием пальца. Это
телесериал ,,Константинополь'', где главную роль играет
актёр Устюгов. Там белогвардейский офицер (Не
Устюгов) большим ножом-бабочкой собирается отрезать
палец у ворюги, чтобы выпытать, где тот прячет
украденные деньги и золото. Чтобы знать наверняка —
это надо спросить у кинорежиссера Кончаловского.
     Но эта придуманная сцена может быть и аллюзией,
так как это явная отсылка к обычной практике воров и
бандитов. Намек понятен — революционеры тоже могли
использовать подобный метод. Но они же не
отрезали! Они просто пугали!
                Продолжение последует.
                17.11.2025


Рецензии
Вадим, не убедили. Ну, какая аллюзия в сцене купания Ленина в Финском заливе?! Никаких намёков - всё прямо так и сказано самим Ильичём - что в Германии все купаются нагишом вместе, и никакой скабрезности, и что при социализме ничего такого не будет. Финские женщины - а финские ли они были? - игриво захихикали. Этим проявили терпимость? ))) Чего тут ещё намекать? На современность - на ЛГБТ, сексуальную распущенность и т.п.? Так вроде нет. А сцена, как я и написала в своём опусе-рецензии, просто нелепая.
Кстати, насчёт склонности Ленина к нудизму. ничего не знаю. А вот царь Николай был нудистом. и даже на соответствующих фоточках засветился.
Что касается оммажа: если бы таковой был, так только на картины больших киномастеров, а не на современные российские телесериалы. Я тоже подозревала, что у Кончаловского есть отсылка к оскароносному "Полковнику Редлю" Иштвана Сабо. Однако со стопроцентной уверенностью утверждать не могу. Сюжет сильно отклонился от "Полковника Редля".

Елена Котелевская   21.11.2025 13:47     Заявить о нарушении
Елена, я всю жизнь Виктор, а не Вадим. Для Вас может и не намёк, а для других - намёк Спасибо за рецензию. Заходите почаще, всегда рад буду.

Виктор Томилов   21.11.2025 14:00   Заявить о нарушении
За Вадима приношу извинения. Надеюсь, намерение обидеть Вас в этой нечаянной ошибке Вы не усмотрели. Или, не да Бог, какой-то намёк))
Ладно, останемся каждый при своём мнении. Всего Вам доброго!

Елена Котелевская   21.11.2025 14:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.