Рецензия на фильм Хроники русской революции. 9. 0
Здесь и сейчас, дорогие читатели, Вам будет предложена
мини лекция по теория искусства. А что это Вы сразу
испугались? Лекция будет в доступной и занимательной
форме.
Искусство работает с помощью эмоций. Эмоции эти могут
и должны быть как положительные, так и отрицательные.
Положительные эмоции и состояния:
1 - Радость, что снова увидел своих любимых актёров.
2 - Наслаждение получаемое от прекрасной игры любимых
актеров и даже не очень любимых.
3 - Удовольствие получаемое от интересных сюжетных
линий и ходов.
4 - Удовольствие , иногда переходящее в наслаждение, от
прекрасной видеокартинки, музыки, костюмов персонажей.
5 -Радость узнавания того, с чем уже ранее был знаком,
но подзабыл.
Наверняка что-то забыл написать, но полагаю, что
перечисленного будет достаточным для того чтобы понять в
каком направлении движется мысль пишущего.
Краткий перечень отрицательных эмоций и
испытываемых состояний:
1- Страх и ужас
2 -Чувство брезгливости от вида показа
натуралистических подробностей
3- Разочарование от слабого сценария, неинтересного
сюжета, плохой игры актеров, плохой видеокартинки, плохого
звука, музыки плохой работы оператора, гримеров ,
костюмеров.
Думаю, перечисленного пока достаточно. Движемся
дальше. В шестой части рецензии я говорил, что для
получения удовольствия от просмотра художественного
фильма зритель должен иметь определенную подготовку
иначе... Приводил три пункта, в чем же должна эаключаться
эта подготовка. Открою маленький секрет — тогда мною не
был написан четвертый пункт, пожалел читателей, не стал их
перегружать большим количеством пунктов, информации.
Четвертый пункт — Желательно, чтобы зритель знал и
понимал язык кино.
Режиссеры при создании фильма используют специальные
приёмы, которые обычно и называются языком кино. Сейчас
речь пойдет всего лишь о двух, это:
1 - Оммаж
2 -Аллюзия
По моим вполне необъективным оценкам оммаж
применяется значительно реже, чем аллюзии.
Давайте посмотрим какие определения даёт интернет
оммажу и аллюзиям.
Оммааж (от фр. hommage — признательность, дань
уважения) в искусстве — работа-подражание (и жест
уважения) другому художнику, музыканту и т. п.
Изначально термин означал одну из церемоний
символического характера в феодальную эпоху. Это
была присяга, оформлявшая
заключение вассального договора в Западной
Европе Средних веков и заключавшаяся в том, что
будущий вассал, безоружный, опустившись на одно
колено (два колена преклоняли
только рабы и крепостные) и с непокрытой головой,
вкладывал соединённые ладони в руки сюзерена с
просьбой принять его в вассалы. Сюзерен поднимал его,
и они обменивались поцелуем.
Аллюзия (лат. allusio «намёк, шутка») — стилистическая
фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на
некий литературный, исторический, мифологический или
политический факт, закреплённый в текстовой культуре
или в разговорной речи. Материалом при формулировке
аналогии или намёка, образующего аллюзию, часто
служит общеизвестное историческое высказывание,
какая-либо кр ылатая фраза или цитата из классической
поэзии.
В кино оммажи — это целое искусство. Квентин
Тарантино в «Убить Билла» мастерски обыгрывает
десятки фильмов, от гонконгских боевиков до вестернов
Серджо Леоне. Альфред Хичкок, в свою очередь,
вдохновлялся картинами эпохи Возрождения и сам стал
источником множества оммажей для современных
режиссеров.
Как отличить оммаж от копии? (Читай плагиата...)
В названии, форме, сюжете виден источник. Но это не просто
подражание — есть переосмысление, новый контекст и новое
сообщение. Автор не пытается выдать себя за оригинал, он
открыто говорит: «Спасибо».
Найти отсылку — это интеллектуальное наслаждение. Мы
искали и нашли отсылку там, где совсем не ждали!
От себя добавлю — по сути и оммаж и аллюзия , это
отсылка. Как же тогда в фильме отличить оммаж от
аллюзии?! Сделать это можно, на мой взгляд по двум
признакам:
1- Оммаж это всегда отсылка к тому, что было в прошлом.
2- В фильме, оммаж практически всегда отсылка к
какой-то сцене из другого фильма, вышедшего
раньше. Тогда как аллюзией может быть отсылка к
произведению любого вида искусства. Живопись,
литература и т. д. Аллюзией может быть намек не только
на то, что было в прошлом, но и на то, что имеет место
быть в современной жизни.
В телесериале ,,Хроники русской революции'' есть
сцена, в которой Ленин купается голым в озере, когда
скрывался в Заливе. А тут две финские молодые
женщины мимо проплывают на лодке и видят Ильича,
идущим к берегу. Понятно, что это выдуманная сцена,
понятно,что это аллюзия в виде намека. Но, на что тут
намёк?! Полагаю, что это намек на толерантность, то есть
на терпимость. Финские две женщины совершенно
терпимо отнеслись к виду незнакомого голого мужчины,
Владимир Ильич при этом сказал , что он такого
навидался, когда жил в Европе.
А вот сцена в типографии с отрезанием пальца — это
оммаж или аллюзия?! Сразу и не скажешь. Дело в том,
что совсем недавно прошел телесериал, в котором есть
подобная сцена, то есть сцена с отрезанием пальца. Это
телесериал ,,Константинополь'', где главную роль играет
актёр Устюгов. Там белогвардейский офицер (Не
Устюгов) большим ножом-бабочкой собирается отрезать
палец у ворюги, чтобы выпытать, где тот прячет
украденные деньги и золото. Чтобы знать наверняка —
это надо спросить у кинорежиссера Кончаловского.
Но эта придуманная сцена может быть и аллюзией,
так как это явная отсылка к обычной практике воров и
бандитов. Намек понятен — революционеры тоже могли
использовать подобный метод. Но они же не
отрезали! Они просто пугали!
Продолжение последует.
17.11.2025
Свидетельство о публикации №225111901342