Дьявол - кто он?

Елена Петровна Блаватская

Перевод на русский: Ю.А. Хатунцев

 Сэр,

   М-р Томас Мей (как он сам себя величает) уверял ваших читателей в сентябрьском номере «Lucifer», что с течением столетий в теологии завязался настоящий гордиев узел заблуждений, разногласий и противоречий, созданный невразумительной путаницей в описании и восприятии «Верховного Существа»,

 и что он, м-р Томас Мей, может разрубить этот узел в один момент, просто объявив читателям, что Дьявол и Иисус, или Дьявол и Бог, суть одно и то же Верховное Существо, или личность, только рассматриваемая в различные периоды времени в различных аспектах. (1)

   Похоже, что м-р Мей воображает, будто с помощью этого нехитрого утверждения, согласно которому две противоположные идеи исходят из одного и того же верховного существа, или личности, ему удастся раз и навсегда устранить все теологические заблуждения, разногласия и противоречия, которые накапливались веками, смущая представления людей об Иисусе и Дьяволе, Боге и Сатане, о добре и зле.

   Но даже если мы согласимся с мнением м-ра Мея, будто Высочайшее Существо, или личность, едина, всё-таки нам следует ещё определить, выяснить и понять, что представляет собою это «Высочайшее» и является ли это «Высочайшее» добрым или злым.

   Из письма м-ра Мея можно заключить, что он считает это «Высочайшее» существо одновременно и добрым и злым, подобно тому, как период продолжительностью в 24 часа, который мы называем одним днём, отчасти светел, а отчасти тёмен. (2)

   Но тёмная половина суток, именуемая нами ночью, вовсе не является злом, напротив, это время благотворного отдыха, когда во сне наши тела могут восстановить потраченные за светлое время, силы.

   В связи с этим м-р Мей, возможно, скажет, что зло в обычном понимании этого слова — вовсе не зло, но только стимул к обучению и тренировке, весьма полезный для нашего духовного роста и развития.

   Однако если предположить, что между злом и добром действительно нет никакой разницы, то немедленно возникает опасность теологических заблуждений, разногласий и противоречий.

   Из письма м-ра Мея вовсе не следует, что ему на самом деле удалось устранить это религиозное затруднение (3), напротив, говоря о добре и зле как о едином целом, он тем самым только усугубляет его.

   И хотя Исайя и говорит нам, что только Бог является Верховным творцом как добра, так и зла, в понятие зла в данном случае вкладывается нейтрализующий, исправительный смысл, и Бога здесь, следовательно, можно сравнить с отцом, наставляющим на истинный путь своего ребёнка;

 ибо сама «Книга Пророка Исайи» замыслена прежде всего как упрёк в адрес тех, кто называет добро злом, зло — добром и выдаёт злодейства за добрые дела.

   Именно из-за того, что путаница между добром и злом, возникшая вследствие их отождествления, достигла огромных размеров, были созданы Писания, дабы указать людям, что есть добро и что есть зло. (4)

   А в Писаниях сказано, что настолько велика стала сила тех, кто своими злыми обычаями сделал почти неслышным Слово Божье, что они замыслили предать «Сына Человеческого», доказывавшего, что пути Господни направлены на добро, а не во зло, на распятие как дьявола.

   Только тот урок, который мы можем и должны извлечь из распятия «Сына Человеческого» (и непременно извлечём, когда атмосфера в церкви станет достаточно свободной для этого), сможет устранить религиозное затруднение, беспокоящее ныне как христианский, так и еврейский мир, потому что м-р Мей неправ, когда утверждает, что добро и зло, или Иисус и Дьявол, суть одно и то же. (5)

Преп. Т.Г. Хедли.
Поместье Петершэм, Ю[жный] У[эльс]
***

                Примечания редакторов

   1) М-р Мей отнюдь не первый, кому приходит в голову эта идея. Лактанций[1] — один из отцов церкви — недвусмысленно высказывает ту же самую мысль, когда заявляет, что «Слово» (или Логос) было первородным братом Сатаны («Divinarum Institutionum Libri Septem», Book II, ch. IX), поскольку Сатана — тоже «Сын Бога» (см.: Иов., II, 1).

   2) «Высочайшее» — если только Оно бесконечно и вездесуще — и не может быть никаким другим. Оно должно быть «добрым и злым», «светом и тьмою» и т.д. именно потому, что оно вездесуще и, следовательно, должно присутствовать как в сосуде добродетелей, так и во вместилище порока, как в атоме чистейшей субстанции, так и в атоме грязи.

  Вся беда в том, что теология и (даже воинствующее) духовенство непоследовательны в своих предписаниях:
 они требуют, чтобы люди верили в беспредельное и абсолютное божество, и в то же время принижают это божество до персонифицированного существа, имеющего какие-то признаки, хотя эти утверждения взаимно исключают друг друга и потому столь же абсурдны с точки зрения философии, сколь и непримиримы.

   3) В том, что соединение добра со злом в одном божестве создаёт «религиозное затруднение» и вызывает «теологические заблуждения», повинны исключительно духовенство и теология, а вовсе не м-р Мей. Пусть они откажутся от идеи персонифицированного бога с человеческими атрибутами, и затруднение исчезнет само собой.

   4) Писания были созданы для того, чтобы замаскировать аллегории, лежащие в основе космогонических и антропологических мистерий, а вовсе не для того, чтобы «указать людям, что есть добро и что есть зло».

  Если наш уважаемый и преподобный корреспондент воспринимает рай и злополучное яблоко au serieux, то почему бы ему не воспринимать и «распятие» в соответствии с учением своей церкви?

  «Распят как дьявол» — странная фраза. Мы знаем о нескольких распятых «Сыновьях Бога», но никогда не слышали, чтобы кто-то обошёлся подобным образом хотя бы с одним дьяволом.

  С другой стороны, если бы христиане отнеслись так же серьёзно, как они относятся к «яблоку и ребру», к простым, но очень важным словам, сказанным Христом на Горе, а именно:
  «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня», то перестали бы поносить, гнать и всячески неправедно обвинять бедного Дьявола, который — если воспринимать его как персонифицированную личность — явно должен быть «блажен», поскольку с самого начала христианства никто не был так гоним и неправедно поруган, как этот козёл отпущения, обвинённый во всех грехах человеческих!

   И наконец:

   5) Если рассматривать «добро и зло, или Иисуса и Дьявола» как личности, то можно сказать, что ни одна личность с начала мира не была полностью свободна от зла, и, следовательно, предположение м-ра Мея верно, а преподобный м-р Хедли попадает в замкнутый круг, который сам же и начертил.

  Demon est Deus inversus — сказано о проявленном, дифференцированном божестве, или материальной Вселенной. То, что Абсолютно, не может быть даже гомогенным; это Эн — ничто, или ни-что; и, если человек, обладающий конечным интеллектом, желает рассуждать о бесконечном и, следовательно, для него недосягаемом и невообразимом, ему необходимо принять именно этот философский постулат, ибо в противном случае он будет посрамлён этой же самой философией.
*****

Сноски:

 Лактанций (ок. 250 – ок. 325) – христианский апологет, церковный писатель.

===============================

Добавление:

   ДЬЯВОЛ не существует, следовательно, он никак не может быть личностью.

   Животное (зверь) - это 6 (куб).
   Человек - 9 (6 + 3) в потенциале, а в реалии 6 и 3 не сложены в 9, а значит,
  что полу-животные-полу-человеки создающие, по причине невежества, негативы, тем самый накапливают планету с годами негативной энергией, которая становится мощной силой, и которую невежды персонифицировали в Дьявола.
ЮП
   


Рецензии
Вся путаница происходит от того, что люди пока не понимают, что главными категориями морально-нравственной сферы бытия-сознания любого субъекта являются вовсе не Добро и Зло, а:
1. Естество (Потребство), куда входят все то Добро и все то Зло, что от Бога, ибо творятся и существуют в мире Во Благо всему сущему.
2. Противоестество (Непотребство), куда входят все то Добро и все то Зло, что от Дьявола, ибо творятся и существуют в мире Не Во Благо всему сущему.

Например:
1. Суть миссии еврейского народа (а, следовательно, и Бога) состоит в том, чтобы быть выразителем того аспекта Естества (Потребства), которое является Злом Во Благо. Главным успехом миссии еврейского народа служит приход в этот мир идей Христианства.
2. Суть миссии русского народа (а, следовательно, и Бога) состоит в том, чтобы быть выразителем того аспекта Естества (Потребства), которое является Добром Во Благо. Главным успехом миссии русского народа служит приход в этот мир идей нового позитивного учения на базисе Христианства.
3. Суть миссии патриархальной группы сообществ стран коллективного Запада (а, следовательно, и Дьявола) состоит в том, чтобы быть выразителем того аспекта Противоестества (Непотребства), которое является Злом Не Во Благо. Главным успехом миссии патриархальной группы сообществ стран коллективного Запада служит приход в этот мир идей нацизма.
4. Суть миссии ультралиберальной группы сообществ стран коллективного Запада (а, следовательно, и Дьявола) состоит в том, чтобы быть выразителем того аспекта Противоестества (Непотребства), которое является Добром Не Во Благо. Главным успехом миссии ультралиберальной группы сообществ стран коллективного Запада служит приход в этот мир идей трансгуманизма-толерантизма.

Владимир Баталов   20.11.2025 19:07     Заявить о нарушении
Дьявол существует! Сутью же его миссии является создание альтернативной Богу системы морально-нравственных координат, где в качестве Добра выступает извращенное Добро (т.е. то Добро, которое Не Во Благо), а в качестве Зла — извращенное Зло (т.е. то Зло, которое Не Во Благо).

Владимир Баталов   20.11.2025 19:05   Заявить о нарушении
Есть замечательная старинная пословица:
Неча на зеркало пенять, коли рожа крива!
*
То есть, нечего на бедного (выдуманного, как выдумали и Бога) несуществующего Дьявола, коли само человечество намного хуже его.
Но!!!
Но, как же себя, любимого не пожалеть, и свалить всю вину на стрелочника, как козла отпущения, а мы вот тут все светлые и пушистые!
***
Недаром Булгаков прекрасно изобразил подобные деяния человечества в своём произведении: "Мастер и Маргарита". Но, не все были способны осознать суть мыслей великого писателя.

Юрий Пережогин   21.11.2025 08:42   Заявить о нарушении
Из ваших статей я пришел к выводу, что вы признаете Бога за Творца Вселенной. Теперь же вы заявляете вдруг, что Бог является выдуманным персонажем?!

Однако же суть моего посыла к вам заключался совершенно не в том. Он был в том, чтобы показать выход из того порочного круга, который приводил в смятение величайшие умы последователей всех религиозных систем. А именно: когда в традиционном человеческом представлении Бог с присущим Тому Добром и Дьявол с присущим тому Злом, согласно закону о единстве и борьбе противоположностей, являют собой как бы некое единое целое!

Я хотел показать вам, что в морально-нравственной сфере бытия-сознания приоритетом являются вовсе не Добро и Зло, а:
1. Естество (Потребство), куда входят все то Добро и все то Зло, которое в конечном счете приводит все сущее Во Благо, ибо все это согласно воле (Провидению) Бога.
2. Противоестество (Непотребство), куда входят все то Добро и все то Зло, которое в конечном счете приводит все сущее Не Во Благо, ибо все это противоречит воле (Провидению) Бога.

Что же до людей, то они в собственных межличностных отношениях лишь повторяют все те схемы, которые даны им Богом с его Провидением и Дьяволом с его извращенным видением Божьего Провидения.

Владимир Баталов   21.11.2025 11:19   Заявить о нарушении
//... суть моего посыла к вам заключался совершенно не в том. Он был в том, чтобы показать выход из того порочного круга, который приводил в смятение величайшие умы последователей всех религиозных систем// --- показать выход??? И где же он?
Вы его так и не показали!
Но, опять продолжили свои выдумки о Богах и Дьяволов, о естестве и противоестестве, о выходе из порочного круга, но(!!!) так и не сказав в чём этот выход состоит.
Вы, уважаемый Владимир даже не следите, что пишите ни о чём, Ваши мысли летят гораздо быстрее пальцев по клавиатуре. Прочитайте очень внимательно всё то, что Вы написали - там нет ответа о выходе. А если бы даже и был бы ответ, он всё равно был бы пустым. Стоит ли изобретать колесо и открывать Америку?
==================
Люди давно зомбированы словами: Бог, Дьявол, Религия, Вера, которые во Вселенной игнорируется Высшим Разумом. Много раз они приходили на Землю, давая Знания (Учения) людям, а эти люди всегда превращали эти Учения в религии, которые постепенно деградировали.
Если скинуть с себя чары зомбирования, и хорошо подумать, что может сказать слово из трёх букв - БОГ? По сути, ничего!!! Дикари этим словом называли американцев, когда они к ним прилетели с неба. Так и пошло. БОГ - это то, что выше нас.
Для животных мы Боги, ибо мы выше их на эволюционную ступень.
А для растений - Боги животные, а люди для растений супер-Боги. Вот вся суть о богах.
***
Но, кроме незначащего слова БОГ есть ещё слово АБСОЛЮТ, и это слово уже само себя объясняет. Даже козе с ежом понятно, что нет абсолютно ничего такого, чтобы превышало значимость данного слова.
ЕСТЬ, но не существует СОЗНАНИЕ, и не просто СОЗНАНИЕ, а Абсолютное СОЗНАНИЕ, которое скрытое (непроявленное) и безымянное. Почему не имеет имени?
Имена даются всему проявленному, будь то существа, сущности или предметы.
Называть ЭТО Богом, Творцом или Любовью - значит оскорбить ЭТО! И это указано в самой Первой Заповеди Господа.
***
Откуда ЗЛО на Земле.
20 млн. лет назад на Землю (школа Богов) поступила партия животных душ в количестве около несколько десятков миллиардов. Через 2 миллиона лет им активировали ментальность (получение УМА). В Библии (Бытие) этот факт показал в аллегории (вкушение запретного плода с дерева познания добра и зла). Шли годы.
Души животных хотя и получили тела человеческие и УМ, но это ещё не значит, что они стали разумными человеками.
Чтобы понять это, попробуйте дать боевую гранату обезьяне. И вскоре поймёте, что чтобы из животных сделать Богов - процесс наигромаднейшей сложности! И этот процесс называется человечеством.
Им дали не гранату (ибо это недопустимо), им пока дали только УМ, но, это чистый лист бумаги. Потому были даны (вписаны) заповеди и прочее. И всё равно эти двуногие животные с умом, натыкались постоянно на всякие "грабли" получая за это кармические шишки, страдания.
Прошло 20 млн. лет, как мы суда прибыли. И что? Стали ли мы, хотя бы разумными или человеками(?), о Богах я уж молчу. Сомнительно!!!

Юрий Пережогин   21.11.2025 18:22   Заявить о нарушении
Наравне с тем, что главными категориями морально-нравственной сферы бытия-сознания являются не просто Добро и Зло, а Естество (Потребство) с присущим тому Добром и Злом, что Во Благо, и Противоестество (Непотребство) с присущим тому Добром и Злом, что Не Во Благо, я в своих статьях даю также понимание их появления.

Так, например:
1. Естественный (Потребный) аспект Зла проявляется в мире как следствие Служения человека либо самому себе, либо же представителям своей собственной группы (народа, конфессии и т.п.) посредством исполнения неких священных Обязательств и (или) Обязанностей. В результате такого Служения человек становится либо Естественным (Потребным) Индивидуалистом, либо же Националистом соответственно.

2. Естественный (Потребный) аспект Добра проявляется в мире как следствие Служения человека либо представителям своей собственной своей семьи (родни, друзей и т.п.), либо же представителям чужих групп (народов, конфессий и т.п.) посредством исполнения неких священных Обязательств и (или) Обязанностей. В результате такого Служения человек становится либо Естественным (Потребным) Коллективистом, либо же Интернационалистом соответственно.

3. Противоестественный (Непотребный) аспект Зла проявляется в мире как следствие Властвования человека либо над представителями своей собственной семьи (родни, друзей и т.п.), либо же над представителями чужих групп (народов, конфессий и т.п.) посредством предъявления неких исключительных Прав и (или) Правомочий. В результате такого Властвования человек становится либо Противоестественным (Непотребным) Индивидуалистом, либо же Нацистом соответственно.

4. Противоестественный (Непотребный) аспект Добра проявляется в мире как следствие Властвования человека либо над самим собой, либо же над представителями своей собственной группы (народа, конфессии и т.п.) посредством предъявления неких исключительных Прав и (или) Правомочий. В результате такого Властвования человек становится либо Противоестественным (Непотребным) Коллективистом, либо же Толерантистом соответственно.
******************************

Весьма странное у вас представление о сознании, как о чем-то существующем само по себе! А ведь сознание — это есть результат процессов мышления, коих существует всего восемь. Причем каждый из них — это есть результат бытия таких четырех слагающих собой собственную личность человека трансфизических тел, как то Душевное, Сверхдушевное, Духовное и Сверхдуховное.

При этом, каждое из этих трансфизических тел являет нам собой по два отличных один от другого способа бытия-мышления: один из которых является метафизическим, а другой — диалектическим. Так, например:
1. Метафизический способ бытия-мышления Душевного тела человека проявляется как результат задействования тем такого своего качества, как то Воля, отвечающей на вопрос «Мне Надо».
Алгоритм бытия-мышления Душевного тела человека согласно этому способу таков:
- «Если Мне стало понятно, что Надо делать, то для уточнения этого своего Понимания (которое по сути есть Знание) Я через ввод новых данных вновь начинаю Переобнадоблять то, что ранее Мной уже было Обнадоблено»

Диалектический способ бытия-мышления Душевного тела человека проявляется как результат задействования тем таких двух своих качеств, как то Страсть, отвечающей на вопрос «Мне Охота» и Воля, отвечающей на вопрос «Мне Надо».
Алгоритм бытия-мышления Душевного тела человека согласно этому способу таков:
- «Если Мне Стало Охота кого-то (или же что-то), то для удовлетворения возникшего в результате этого процесса Чувства (которое по сути есть Вера) Я пытаюсь понять то, что Мне Надо сделать».
- «Если Я понял, что Мне Надо сделать, то для уточнения этого своего Понимания (которое по сути есть Знание) Мне вновь становится Охота того, ради кого (или же то, ради чего) все это было затеяно».

2. Метафизический способ бытия-мышления Сверхдуховного тела человека проявляется как результат задействования тем такого своего качества, как то Рассудок, отвечающего на вопрос «Я Познаю».
Алгоритм бытия-мышления Сверхдуховного тела человека согласно этому способу таков:
- «Если Я Познал кого-то (или же что-то), то для уточнения этого своего Понимания (которое по сути есть Знание) Я через ввод новых данных вновь начинаю Перепознавать того, кого (или же то, что) ранее уже Познавал».

Диалектический способ бытия-мышления Сверхдуховного тела человека проявляется как результат задействования тем таких двух своих качеств, как то Любовь, отвечающей на вопрос «Я Доверяю» и Рассудок, отвечающего на вопрос «Я Познаю».
Алгоритм бытия-мышления Сверхдуховного тела человека согласно этому способу таков:
- «Если Я Доверился кому-то (или же чему-то), то для удовлетворения возникшего в результате этого процесса Чувства (которое по сути есть Вера) Я Познаю того, кому (или же то, чему) Доверился».
- «Если Я Познал того, кому (или же то, чему) Доверился, то для уточнения этого своего Понимания (которое по сути есть Знание) Я вновь начинаю Доверять тому, кого (или же тому, что) ранее уже Познавал».

Подробнее в статье: «О восьми способах мышления».
************************************

Также у вас весьма странное представление о Зле либо как о некой абстрактной субстанции, либо же как о какой-то мифологической личности! На самом же деле всякое Зло, впрочем, равно как и всякое Добро — это есть некие конкретные ситуации Добра и Зла возникающие в результате каждого случая взаимодействия человека либо с другими людьми, либо же с кем-то или с чем-то из окружающей его природы.

Владимир Баталов   21.11.2025 19:55   Заявить о нарушении