Кто заказывает музыку?

Ещё живы люди, которые помнят времена, когда по радио  пели песни «Ленин всегда живой» и «Партия наш рулевой», а торжественные концерты по праздникам открывали оратории на ту же тему.
Слушателям не так, уж, и трудно было с почтительным видом потерпеть этот обряд воспевания «святынь».
Кроме партийных «молебнов» в музыкальной жизни страны  было и что-то более живое.
В 1976 году появился диск Д.Тухманова «По волнам моей памяти», от которого повеяло свежестью и переменами.
 А потом взошедшая звезда А.Пугачёвой возвестила освобождение от музыкальной рутины и примитивности.
Люди вдруг поняли, какой музыки и каких впечатлений от неё они были лишены.   
      
Ничего удивительного нет в том, что хорошая музыка становится мировым достоянием.
Удивляет то, как она пробивает себе дорогу через границы и препятствия, которыми от неё пытаются отгородиться.
Есть примеры, когда  музыку называли орудием разрушения нравственных основ.
Есть  случаи, когда сами музыканты не хотят посещать ту или иную страну в знак протеста против каких-то её обычаев или поступков.
П.Маккартни, например, заявил, что не поедет в Китай за то, что там едят собак.
А Россию посетил. Но песню «Назад в СССР» с недавних пор исключил из своих концертов.
В 60-е годы прошлого века случился небывалый всплеск музыки мирового уровня.
Явными лидерами  по  рождаемости музыкальных суперзвёзд и плодовитости  композиторов стали Англия и США.
Всеобщее восхищение группой «Битлз» нельзя путать с «битломанией».
Явление рок-музыки – это, прежде всего, сама музыка.
Даже на западе не сразу поняли, что рок-музыка – это не беснование полуголых музыкантов на сцене с непременным разбиванием гитар.
Лидер группы «Супертрамп» Р. Хаджсон так объяснял особенность своего творчества:
«Я просто хотел избавиться от отсутствия этики, морали и честности, которые иногда встречаются в музыкальном бизнесе…
…Где новая классическая музыка? Почему мы должны слушать только музыку XVII и XVIII веков? Где сегодняшняя музыка?».

Р.Хаджсон «хотел избавиться» и мог.
Большинство  российских музыкантов не хотели или не могли.
Д.Тухманов заявил, что  «музыка становится всё более примитивной».
В.Кузьмин сказал о российской музыке: "Примитивные ритмы, ужасные темы".
Ю.Шевчук ставит диагноз и музыке, и стране: «раньше нас глушили маршами, сейчас нас глушат попсой…. запрещали искренность, проблемность - в эфире вообще нет гражданской темы, гражданского звучания».
         
Конечно, старая классическая музыка достойна того, чтобы её помнили.
Но какая-то связь времён оборвалась: 
   «рождаемость» новых композиторов и произведений в мире резко снизилась. 
Это никого не тревожит так, как  таяние ледников, обмеление рек и вымирание целых видов животных.   
          Хотя, Л.Н.Толстой,  слушая Шопена, однажды сказал: «Я должен сказать, что вся эта цивилизация — пусть она исчезнет к чертовой матери, но — музыку жалко!».
            Философ Н.Бердяев писал:
« музыка глубоко потрясает мое существо…, я как бы перехожу в иной мир.
 ... Европейская буржуазия, благодаря музыке, получает возможность … за 20 франков, переходить в царство небесное, а потом с такой же быстротой обратно переходить в стихию своих неприглядных, низменных земных дел».
Трагедией искусства философ назвал то, что гениальной музыкой могут пользоваться «менее всего этого достойные».
Да,  музыка, как солнце, светит всем: и добрым, и злым.
В каком-то смысле, музыка иногда может быть «любовницей» народа, с которой он изменяет власти.  Или  «таинством», дающим силы  не «прогибаться под мир».
Музыканты ещё по традиции кланяются публике.
Но, фактически, поклоняться с благодарностью им должны зрители. 

В Европе и США  поначалу новую музыку встретили хуже, чем пророков в своём отечестве.
Но потом отделили ребёнка от грязной воды шоу-бизнеса. 
             В СССР музыкантов держал под контролем идеологический отдел.
Были рамки для формы и содержания музыки.
Сейчас рамок, кажется, нет. А после естественного отбора почему-то остаётся то, что назвали «попсой».
   Библия  запрещает употреблять в пищу кровь животных, потому что в ней их душа.
А музыка без души – это мертвечина.          
И она  почему-то преобладает на музыкальном рынке.

В старой музыке тоже есть такое, что может показаться издержками  творчества.
Г.Свиридов писал в дневнике: «Надоел — симфонизм!
Современный пышный, многозвучный … симфонический оркестр — опротивел,… он стал похож на … торт с огромным количеством жирного крема».
Но за время его руководства союзом композиторов ощутимых перемен  не случилось.
Эстрадная музыка не поднялась до высот классической музыки. А первые попытки к этому появились не благодаря, а вопреки музыкальной политике.
         Нашествие  «попсы» беспокоит. Но  этим возмущаются и огорчаются примерно так, как осетриной не первой свежести, а не диверсией против чувства прекрасного. 
         Диверсий на долю страны выпадает немало.
Но как докажешь, что искусство имеет к этому непосредственное отношение?
Например, Б. Ельцин во время  своей решающей предвыборной кампании сплясал перед народом под песню «Ялта».
Пожилой и больной  человек  пытался изобразить, что он в расцвете сил…
Не знаем, был это экспромт или пунктик в сценарии избирательной кампании.
В любом случае, из этого не следует, что во всём, что случилось потом со страной, виновата примитивная песня, под которую танцевал кандидат в президенты.
          А.Пугачёва тоже участвовала в предвыборных концертах Ельцина, и  внесла свою лепту в его победу.  Может быть, она  и виновна в ней чуть больше россиян, которые голосовали за то, чтобы не менять коней на переправе.
Но бросить в неё  камень – это гораздо хуже, чем  строить Ельцину музей, похожий на мавзолей.       

Авторитет классической музыки не такой уж бесспорный, как это может показаться.
При жизни композиторов критики писали такие отзывы об их произведениях, что хоть всех музыкальных святых выноси.  Их музыку  сравнивали с визгом лесопилки в горах, называли низкопробной пачкотнёй и  оргией уродства.
Произведения нашего соотечественника, например, называли «мусоргской музыкой».
         В наше время отношение к  музыкантам  зависит не только от их таланта, но и от их политической ориентации.
Известны случаи, когда  гнев на милость или наоборот менялись  от гражданской позиции музыкантов.
Популярность мастеров культуры иногда служит политикам, а иногда оборачивается против них.
П.Маккартни, например, выступил на своих концертах с флагом Украины.
Его за это  «запретить» трудно. А музыканты рангом пониже могут ощутить перемену отношения к ним. Но это уже трагедия не искусства, а политики.

Президенты США слушают  музыку мировых  суперзвёзд, иногда и  танцуют под неё. Президент Белоруссии танцевал с В. Сердючкой.
 П. Маккартни пел свою песню президенту РФ  в его кабинете.   
Но это президентов  ни к чему не обязывает.
«Дайте миру шанс»  - пел Д.Леннон.
«Не стреляй» - доносится из далёких 80-х годов песня Ю.Шевчука.
«Не стреляйте» - поёт в наши дни из зарубежного далека Земфира…
             
В любви народа к музыкантам тоже есть превратности. Могут простить им нетрадиционную половую  ориентацию.
Могут закрыть глаза на их пьянство, многожёнство или многомужество.
Но если они, как А.Пугачёва в песне «Святая ложь», споют или скажут «Я тебе не верю»,   то им всё припомнят.

Удивительное дело: А.Пугачёвой после просьбы зачислить её в «инагенты»  припомнили, что за выступления в предвыборной кампании Ельцина она получила много денег.
А о власти, которая  практикует для победы на выборах такого рода «вознаграждения», не сказано ни слова!
Хотя, казалось бы, одно это может поставить под сомнение её легитимность…
В ресторанах иногда заказывают музыку на свой вкус, и даже соревнуются, кто переплатит музыкантам. А если политики подменяют предвыборные дебаты концертами «звёзд», то это немножко  напоминает поговорку «кто девушку танцует, тот её и ужинает».
           Глядя на все эти странности любви к музыке и трагедии искусства, сегодня особенно хочется по примеру  Л.Н.Толстого  послать цивилизацию вместе с политиками к «чёртовой матери» за то, что они весь мир вместе с музыкой поставили на край гибели.
Даже если ты не граф, и не писатель, «посылать» кого-то нехорошо. 
Но скажешь такое, и становится чуть легче, будто вступился за что-то доброе и вечное
или не проголосовал  за президента, который танцует под «попсовую» песню.


Рецензии
Дельная тема. Но музыка не рождается без людей и спрос рождает предложения

Валерий Каменев   21.11.2025 14:51     Заявить о нарушении