Крамола, крамольник - термины, этимология

 

И постави, Господи, около сего стада лошадиног[о] и коров[ь]я,
и овчия тын железен и каменную стену, един вход и выход,
и утверди, Господи, всякою твердостию и обдержи своею
милосердою десницею от всяког[о] лютаг[о] злаго зверя,
от лва и от волка, и от медведя,и от всяког[о] крамолника,
и от татя
Молитва над стадом (вторая четверть XVII в.), НКРЯ


1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -крамол-; окончание: -а. Значение: устар. бунт, мятеж; смута, восстание; разг. то, что запрещено, противозаконно, предосудительно.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. *kormola, от которого в числе прочего произошли: др.-русск. коромола (грам. 1289, 1340 гг., Ипатьевск. летоп., Новгор. летоп.), ст.-слав. крамола (stasis Мар., Зогр., Супр.), укр. коромола — то же, коромоли мн. «интриги, происки», болг. крамола «шум, тревога, волнение, ссора», др.-сербск. крамола, словенск., чешск. kramola, польск. местн. н. Kromolow, н.-луж. местн. н. Krоmоlа. В русском заимств. из церк.-слав. Вероятно, источник — др.-бав. karmala (Lех Baiuvar.), откуда и ср.-лат. carmula. Первоисточник, по-видимому, в герм. ср. др.-сакс. karm «сетование, жалоба, плач», англос. сеаrm, сiаrm «крик» и т. д. (???)

б) Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866: "Крамола жен. возмущение, мятеж, смута, восстание; измена, ковы, лукавые замыслы. Крамольный, к крамоле относящийся. Крамолливый, склонный к этому делу. Крамольник муж. -ница жен. крамольщик, -щица, мятежник, заговорщик, изменник. ...".

2) Применение термина в церковнославянском языке

а) Национальный корпус русского языка

В материалах НКРЯ понятие "крамола" связано с деятельностью власти (князей и бояр) - борьбой за власть на различных территориях, формирование своей "партии" и территории (вотчины).

* Симон Владимирский, Поликарп Печерский. Киево-Печерский патерик (конец XI — первая треть XIII в.): "тоу же соупостатъ рать въставляя не престаетъ. се бо таково в смятенье и сотона створи в ни(х). якоже темъ крамолоу створившим(ъ)".
* Чудеса Бориса и Глеба по Успенскому сборнику (вторая пол. XI в.): "и отоле крамола преста въ роусьске земли".
* Новгородская Карамзинская летопись. Вторая выборка (первая половина XV в.): "Того же лета месяца августа князь Юрьи Святославич да князь Олегъ Рязанскыи приидошя к Смоленску, а в городе Смоленсце бысть мятежь и крамола, овии хотяху Витовта, а друзии отчича".
* Повесть о Шевкале (1326—1350): "Великый же князь Александръ, не трьпя безбожныя их крамолы, оставль княжение русское и вся отчьствиа своя, и иде в Пьсковъ с княгинею и съ детми своими, и пребысть в Пьскове".

* Новгородская пятая летопись (1550): "Тогда же оканныи дьяволъ, исперва не хотя добра роду человечьскому и взавидевъ Арсению, зане прогоняше его нощнымъ стояниемь и молитвами, и въздвиже на Арсения, на мужа кротка и смирена, крамолу велику, простую чадь".
* Степенная книга («Книга Степенная царского родословия»). 12-я степень [Дмитрий Иванович Донской] (1560—1563): "И Той утвердитъ насъ въ любви Своей и избавитъ ны отъ всякого искушенія и крамолы и отъ всякого навета вражія".
* Отписка властей Иверского монастыря к архимандриту Чудовского монастыря Иоакиму с просьбой посодействовать, чтоб не переводили на житье в Иверский монастырь бывшего игумена Андреевского монастыря Петрония (1669.03.16): "а тотъ, всечестный господине, Петроній человекъ крамолистой, своеобычной, необщежителной: какъ и прежъ сего былъ въ Андреевскомъ монастыр; игуменомъ, и онъ всю братію бунтовалъ и всякіе крамолы чинилъ; а у насъ, всечестный господине, потомужъ братію учнетъ бунтовать и крамолы чинить, потому что человекъ своеобычной, необщежителной, намъ и безъ него братію надобь пасть и воздержать".

* Бельский летописец (1630—1635): "В то же время воздвижеся крамола в украйных городех, в Путимле и во всей Севере, мнози неразумные люди не возхотеша у царя Василья Ивановича в покоренье быть и дьяволим на ученьем нарядиша от простых людей человека лехкоумна имянем Петрушка".
* М. Е. Салтыков-Щедрин. За рубежом (1880-1881): "И к ужасу, это крамола не подпольная, а явно и вслух проповедуемая".
* Александр III. Высочайший манифест 29 апреля 1881 г (1881): "Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, — к утверждению веры и нравственности, — к доброму воспитанию детей, — к истреблению неправды и хищения, — к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ея, Возлюбленным Нашим Родителем".

3) Обобщение и вывод

а) История любого государства показывает, что развитие территории проходило в ожесточенной борьбе между различными властными группами (князья, бояре) за власть и ресурсы (земля). Использовались различные методы силового давления, а также деятельность устного и письменного общения: агитация (распространение информации), пропаганда (проповедь, разъяснение идей, учения) и т.д. Властная группировка захватившая власть объявляла своих противников "крамольниками", а их идеи и действия - крамольными.
Низы не связаны с управленческой (административной) деятельностью и не могут претендовать на роль организатора "системы". В качестве "мозгового" центра по выработке системы жизнедеятельности общества и внедрение её в жизнь всегда выступало духовенство и власть, имеющие и извлекающее из созданной религиозно-идеологической системы материальные ресурсы для своего существования.

б) Агитация/Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона; Агитация, лат., усиленная деятельность, направленная к возбуждению какого-либо религиозного, политического или вообще общественного движения... Агитатор, лицо, занимающееся А., то есть старающееся вызвать в обществе сочувствие к какой-либо идее, расположение или нерасположение к данному лицу.
МЭСБЕ/Пропаганда, 1) распространение каких-либо идей с целью приобрести сторонников. — 2) П. (congregatio de propaganda fide), миссионерское учреждение, основанное 1622 в Риме папою Григорием XV для распространения католичества среди язычников и уничтожения ересей.

в) Материалы Национального корпуса русского языка указывают на устные и письменные методы агитации и пропаганды
* Тайная Тайных (последняя треть XV в.—первая половина XVI в.): "Зан же слово исходить з умысла, а говорение его — се есть телествие оного слова, а писмо — образъ его. ... А который тоб; принесеть писмо неправое или о поведании земли твоей, или о поведании тебе самого — отдаль его от земли своей".
* Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском (1610—1611): "И кто сie писмо возметъ и прочтетъ, и онъ бы ево не таилъ, давалъ бы, разсмотряючи и ведаючи, своей братіе, правосдавнымъ христіяномъ, прочитати вкратце, которыя за православную веру умрети хотятъ, что бы имъ было ведомо, а не тайно, — а не темъ, которыя были наша же братія, православныя христіяне, а ныне всею душею безъ раскаянія отвратилися отъ христіянства и во враги намъ претворилися, и съ ними, со враги, соединилися, и вкупе съ ними вооружилися, и хотятъ насъ до конца погубити; темъ бы есте отнюдъ не сказывали и не давали прочитати".

* Отписка воеводы Великого Устюга Д. П. Львова в Устюжскую четверть о допросе крестьянина Тимофея Кузмина Полоха, подозреваемого в ведовстве (1631—1632): "И мы холопи твои то письмо ему Тимошке казали, и его Тимошку роспрашивали, то писмо его ли Тимошкино и давно ли он то писмо писал и хто ево тому ведовству учил и иное за ним ведовство какое ест ли, и пытать его Тимошку велели".

Вывод
Термин "крамола, крамольник" зафиксирован в русских письменных документах с XI века, обозначал пропаганду идей направленных против существующей центральной власти, а также деятелей (агитаторов) их распространявших в народе, в письменной или устной форме. "Крамола" - действие, проповедь идей, а "крамольник" - агитатор, распространитель идей (информации). Целесообразно рассмотреть эту терминологию в связи с библейскими образами и терминологией. Скорее всего составной термин КР+АМ+ОЛА, должен содержать понятия: призыв (идея) + народ (к кому?) + клятва (достоверность сказанного).

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология
Общий вид
русск. КРАМОЛА = КР+АМ+ОЛА = ивр. К.Р., КАРА звать, призывать, провозглашать, читать в слух, проповедывать и т.д. + АМ народ + АЛА клясться, давать клятву, вопить, проклинать именем Бога, божиться.

б) Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H7121. Оригинал: КАРА. Произношение: кара. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень [скорее идентично с H7122 through the idea женский род accosting a person met] - A(qal): 1. звать, призывать; 2. кричать, провозглашать; 3. читать вслух; 4. называть, нарекать, давать имя. B(ni): 1. быть названным; 2. быть призванным, быть созванным; 3. быть зачитанным вслух. D(pu): быть призванным, быть названным.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H5971. Оригинал: АМ. Произношение: ам. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H6004 - народ, люди, племя. ...
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H422. Оригинал: АЛА. Произношение: ала. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): клясться, давать клятву. E(hi): заклинать, проклинать, налагать проклятие (клясться Богом, божиться).

в) Библейский образ
* Притчи 1:21: "в шумной толпе взывает (ивр. ТИКРА от КАРА, звать, кричать), у городских ворот держит речь".
* Михей 6:9: "(А мудрость - это страх пред Твоим именем.) Голос Господа взывает (ивр. ЙИКРА от КАРА) к городу: слушай, собранье горожан и все племя!".
* Притчи 11:14: "Без наставления народ (ивр. АМ народ) погибнет, а если советников достаточно - спасется.
* 3 Царств 8:31: "Если кто;то будет обвинен в грехе против ближнего, и должен будет клятвой (ивр. АЛА) доказать свою невиновность, и придет, и поклянется перед Твоим жертвенником в этом Храме.
* Осия 10:4: "Их речи - пустые слова: заключая договор, клянутся (ивр. АЛОТ от АЛА) ложно. Но справедливость прорастет, как полынь на бороздах поля".
Таким образом, церковнославянский термин "кр+ам+ола" составлен из трех слов библейского иврита, возможны варианты в истолковании.
Кишинев, 21.11. 2025 г.


Рецензии