Ч. 2 Обратная сторона медали
Есть такая старинная поговорка: «Нет худа без добра». Возьму на себя смелость утверждать на основе собственных знаний и печального опыта, что не бывает и добра без худа. Именно такое и случилось с чаем.
Трудолюбивые и терпеливые китайцы довели процесс выращивания, сбора и обработки чая за тысячелетия до науки и настоящего искусства.
Сейчас чай выращивают повсюду, даже в солнечной Грузии.
Как вспомнишь тот «Грузинский» чай советского времени, так вздрогнешь. А какой удачей считалось купить «Краснодарский» или «Индийский»!
Когда англичане, другие европейцы, а потом и американцы принялись делать огромные оптовые закупки чая, китайцы задумались: торговля очень выгодная, но откуда взять столько чая?
Вы, уважаемый читатель, уже начинаете догадываться. Чтобы вам помочь, я расскажу одну короткую историю. Случилась она в советское время, когда на мысе Фиолент располагался штаб полигона, а вокруг была запретная зона.
В Госкомиссии по отработке подводного старта ракеты из АПЛ вместе со мной работали хорошие умные ребята из военно-морского НИИ. Кормили в столовой полигона по утрам только яичницей, и я иногда спорил с капитанами 2 ранга Валентином Касьяновичем и Бениамином Андриасовичем, на чём жарили яичницу.
Два старших научных сотрудника, оба кандидаты наук, утверждали, что сегодня яичницу жарили на отработанном масле от грузовика, на котором возят личный состав из Балаклавы, а я стоял на своём, что это масло лучше вчерашнего: оно от командирского газика.
Тогда Валентин Касьянович договорился с одной женщиной, у которой была корова, что он по утрам будет брать у неё парное молоко и так нейтрализовать съеденную яичницу. Его примеру последовали другие.
Но корова была одна, а Госкомиссия большая. И удивительное дело: всем хватало парного молока, но цвет его по мере увеличения желающих пить по утрам молоко, менялся от белого к светло-синему.
Такая же история стала происходить и с чаем. Китайцы в погоне за расширением производства стали создавать плантации там, где раньше этого никогда бы не стали делать.
Растения страдали от засухи, старые кусты не заменялись молодыми, сбор листьев производили позже, чтобы они стали толще и увеличивался вес.
Короче говоря, от интенсивного производства стали переходить к экстенсивному в ущерб качеству.
Появилась небрежность в сортировке листьев. Вместо того, чтобы сворачивать листья и давать им слегка привянуть на солнце, стали оставлять на солнце, чтобы они сильнее покоробились.
Потом листья собирали в мешки и мяли ногами, чтобы выжать клейкую зеленоватую жидкость, с потерей которой терялись и все полезные и вкусовые качества растения. Сухого чая становилось больше, но качество его стремительно ухудшалось.
Упаковку китайцы тоже стали делать гораздо небрежнее. К чаю принялись подмешивать водоросли, бамбуковые щепочки, помёт шелковичных червей, а для создания видимости зелёного чая к чёрному чайному листу добавляли берлинскую лазурь и известь.
Чайную пыль и сор смешивали с рисовым отваром, скатывали в зёрна и тоже добавляли в продаваемый чай.
Фальсифицированный чай везли в Англию, где за него принимались местные умельцы. Расфасованный чай не производился до 1826 года, что делало его очень удобным для фальсификации.
Считалось, что зеленый чай легче подделывать, поэтому многие предпочитали чёрный чай. Недобросовестные торговцы увеличивали запасы черного чая за счёт добавления использованных чайных листьев и различных красителей.
Вот как это происходило:
в богатых семьях чай заваривали и пили. Затем использованные листья отдавали слугам для варки и питья. Те пили такой чай, а потом его листья сушили и продавали бедным семьям по цене до одного шиллинга за фунт.
Бедняки перепродавали использованные листья лавочнику, который перерабатывал их для нового использования. Листья обрабатывали раствором камеди, окрашенной зеленым купоросом (железным купоросом) или черным свинцом и соединяли со свежими чайными листьями.
Добавляли в чай также листья ивы, лакрицу, маленькие щепочки и листья терна. Без сомнения, на вкус он был мало похож на настоящий чай, но в нем попадались и настоящие чайные листья. Поддельный чай назывался «смуч».
Поддельный зеленый чай изготавливали из листьев терна, вишни или ясеня, замоченных в зеленом купоросе или зелени (ацетате меди) и затем высушенных. Эти красители были токсичными и, конечно, вызывали соответствующие последствия у тех, кто пил чай с такими добавками.
Имитация черного чая часто содержала листья боярышника, терна и золу. Добавляли смесь отрубей и высушенного измельчённого навоза. В год производилось до трех миллионов фунтов таких смесей.
Вот такой «чай» пила основная часть населения Великобритании. Но по иронии судьбы, даже эти фальсифицированные чаи предоставляли рабочему классу самый безопасный способ потребления воды - кипяченой для приготовления чая - потому что вода часто была ещё более грязной, чем этот чай с добавками.
И если бы только чай! В пиво добавляли стрихнин, коккулус инкулус (оба являются галлюциногенами) и карбонат меди, в другие продукты - сульфат меди, хромат свинца, сульфат железа, ферроцинанид железа, сульфат липы и куркуму, сульфат свинца,
а в кондитерские изделия и шоколад - бисульфат ртути и венецианский свинец - устанешь перечислять!
Еще в 1877 году Совет местного самоуправления в Великобритании обнаружил, что примерно четверть исследованного молока содержала избыток воды и мела, а десять процентов всего масла и более восьми процентов хлеба, а также 50 процентов джина содержали медь для усиления цвета.
Продолжение http://proza.ru/2025/11/22/977
Свидетельство о публикации №225112200965
Тоже весьма интересная история.
Пробовал. По мне лучше из соцветий коровяка обыкновенного. Такой медовый аромат.
Миру-мир, без фальсификации.
Евгений Садков 22.11.2025 17:48 Заявить о нарушении
