Ч. 4 Огненная Звезда
Теперь вернусь к заявленной теме – рассказу о чайном клипере, хотя более правильно было бы назвать его золотым клипером.
Калифорнийская золотая лихорадка 1848—1855 годов вызвала огромный спрос на суда для перевозки старателей и грузов к золотым приискам и обратно. Наиболее подходящими для этого судами считались клиперы.
В 1851 году известный американский судостроитель Уэбб построил несколько клиперов, один из которых, «Комета», водоизмещением 1836 тонн, установил рекорд скорости среди парусных кораблей.
Кстати, этот же американский судостроитель построил в 1859 году паровой фрегат «Генерал-Адмирал» для российского военно-морского флота. В то время это был самый быстроходный паровой фрегат в мире.
После окончания золотой лихорадки клипер «Комета» использовался для доставки чая, шёлка и других товаров из Китая. В 1863 году американцы продали «Комету» англичанам, компании T. M. McKay & Co. из Ливерпуля для линии Black Ball.
Новые владельцы переименовали «Комету» в похожее название - «Огненную Звезду».
Клипер стали использовать для перевозки чая и колониальных товаров из Австралии, а в Австралию - эмигрантов.
20 ноября 1864 года «Огненная Звезда» доставила в Квинсленд более 500 эмигрантов.
Можно себе представить, какими были бытовые условия на судне у пассажиров третьего класса, размещённых в трюме! Их натолкали туда, как сельдей в бочку.
Даже спустя почти полвека репортёр так описывал размещение пассажиров на океанском лайнере, водоизмещение которого было в десять раз больше:
«900 пассажиров третьего класса в трюме корабля «Кайзер Вильгельм II» компании «Северогерманский Ллойд»…буквально набиты, как скот, из-за чего прогулка по палубе в хорошую погоду совершенно невозможна,
а дышать чистым воздухом внизу в штормовую погоду, когда люки опущены, также невозможно. Зловоние становится невыносимым...
разделение по половому признаку не соблюдается должным образом, и молодые женщины, размещенные среди женатых пассажиров, не имеют приватности… на которую они имеют право.
Скудная еда разливается из огромных котлов в обеденные ведра, предоставленные пароходной компанией».
Одежда и припасы, необходимые в путешествии, хранились в брезентовой сумке, а остальное было упаковано в сундуки и сложено в трюме.
В зависимости от судна и погоды, пассажиры могли получить доступ к своим сундукам лишь один или два раза за время плавания. Пассажиры третьего класса неделями были вынуждены носить сырую, грязную одежду и ложиться в такую же постель.
Перед посадкой пассажиров разделяли на группы по шесть-десять человек. Каждая группа сама готовила еду и питалась совместно. В оплаченный паёк обычно входили рисовый пудинг, морской пирог (слоёный пирог с мясом), гороховый суп и овсяная каша.
Пассажиры часто испытывали трудности с приготовлением еды во время штормов. Правительственные постановления определяли распорядок дня на борту британских эмигрантских судов.
Правила также предписывали время проведения религиозных служб и еженедельных сборов для осмотров хирургом-суперинтендантом, дни стирки и ежедневную уборку туалетов.
Высадив иммигрантов, экипаж «Огненной Звезды» стал готовиться в обратный путь. Погрузка товаров, продовольствия, в которое входили также живая птица и свиньи, заняли три месяца.
В трюм погрузили: 2041 тюк шерсти, пропитанной мышьяком, 15 тюков хлопка, 1519 шкур, 134 бочки сала, 9013 штук рогов, 6 ящиков маранты и различные посылки. Посылками значились талегаллы (кустарниковые индейки) от Акклиматизационного общества и ботанические образцы.
Капитан клипера Хантер Юл решил подзаработать, взяв с собой несколько эму и кенгуру, которых рассчитывал продать в зоопарки.
Взяли и 63 пассажира, условия для которых на сей раз были несравненно лучше. В салоне расположились состоятельные пассажиры первого класса: пять женщин, одна из них с шестилетней девочкой, супружеская пара и доктор.
Помещение второго класса занимали три женщины и пять мужчин. Остальных пассажиров, мужчин и женщин, поместили в трюме, в третьем классе.
Перед отплытием капитан вызвал полицию, чтобы она забрала с судна некую Сару Джонстон, которая переоделась матросом и собиралась отправиться на клипере бесплатно, рассчитывая расплатиться интимными услугами, а заодно и подзаработать.
Когда полицейские забирали даму с судна, она оказала яростное сопротивление. Команда тоже за неё вступилась, в результате чего были крепко побиты сержант Уайт и констебль Маккиннон.
Одного матроса арестовали, а Сару Джонстон доставили в полицейский участок на телеге, После этого команде уже не грозило моральное разложение.
Суд приговорил мисс Джонстон к двум месяцам каторжных работ в Брисбенской тюрьме. Она не подозревала, что для неё это был счастливый исход.
31 марта 1865 года «Огненная Звезда» вышла из Брисбена с экипажем из 42 человек (арестованного матроса вызволили из полицейского участка) и с 63 пассажирами на борту.
Плавание проходило спокойно, пока 17 апреля не попали в сильный шторм, который смыл с палубы две шлюпки, а двое суток спустя, 19 апреля, клипер находился в 400 милях к северо-западу от архипелага Чатем.
В тот злополучный день один из членов экипажа, Джеймс Адамс, обнаружил пожар в носовом трюме.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №225112301171
С дружеским приветом,
Олег Каминский 23.11.2025 17:02 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 23.11.2025 17:06 Заявить о нарушении
