Реализм как религиозный миф
Из Википедии:
—---
Религия - система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организацию.
—----
Сверхъестественным считалось могущество марксистского знания: "Учение Маркса всесильно потому, что оно верно". Были и культовые действия (обязательные праздничные демонстрации, политинформации, например) и организации (пионеры, комсомольцы и т.п. ). Был также моральный кодекс строителя коммунизма.
Марксизм был наряжен в тогу науки, но особенность этой "науки" состояла в том, что она не нуждалась в доказательствах, не терпела вопросов: в нее надо было верить. Марксизм - Ленинизм объяснял прошлое, обещал светлое будущее, учил, как жить. Без клятвы в верности делу в Маркса - Ленина нельзя было закончить даже детский сад, тем более - школу, не говоря уже об университете.
Структура КПСС играла роль класса священников. Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин были главными пророками в этой религии, их труды были священной литературой, которая не допускала критики, неортодоксального истолкования.
Для установления своей безоговорочной религиозной власти КПСС задавила популярные религии, использовала их элементы для создания своей, коммунистической религии (как елки на Новый Год вместо Рождества; изображения Ленина и Сталина, использующие приемы иконописи; превращение крестных ходов в демонстрации преданности КПСС и т.д. ). Это были первые примеры "религиозной апроприации": новая религия каннибализирует старую.
Но этого было недостаточно, потому что оставляло такой мощный источник неподконтрольного культурного влияния как русская классическая литература.
Чтобы решить эту проблему, надо было присвоить Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова. Надо было их оприходовать и завербовать, разработав про - марксистскую интерпретацию всех великих произведений русских классиков.
Это также была религиозная апроприация. Этот процесс напоминает то, что произошло, когда от Иудаизма отделилось Христианство: религиозные книги Иудаизма были присвоены Христианством, пере - интерпретированы в пользу Христианства и против Иудаизма и евреев.
Для присвоения русской классики потребовалось ввести новое понятие, которое обозначало бы правильную, марксистско - ленинскую художественную литературу: пометив этим термином произведения, КПСС выражала им свое одобрение. Смысл этого понятия был взят из марксизма, но сам термин был не новый.
Термин "реализм" использовался некоторыми французскими писателями середины 19 века как самоназвание. Их реализм предполагал отображение неприглядных сторон действительности и включение социальных комментариев. Никакого отношения к марксизму это направление не имело (сюда относились Мопассан и Бальзак). Они писали про обыкновенных людей и для обыкновенных людей, не шибко интеллектуальных.
Понятие "реализм" в руках мастеров из КПСС изменилось и приобрело следующий вид:
—------------------------
Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.
—------------
Источник:
http://art.niv.ru/doc/
encyclopedia/
popular-art/articles/184/realizm.htm
То есть, все, что не является реализмом, является ложным, субъективным отражением. А реализм является правдивым, объективным изображением.
Понятие «реализм» предполагает марксистский взгляд на познание:
«Центральным вопросом марксистской теории познания является вопрос об истине... Философский материализм предопределяет ответ на него: истина есть соответствие знания действительности, при котором первое является продуктом верного отражения объекта познания. Все, что не соответствует данному принципу, является иллюзией, фантастикой, заблуждением . Истина носит объективный характер и не зависит от субъекта познания» https://lektsii.com/1-46953.html
Понятие абсурдно: когда автор создает художественную литературу, он отражает свою фантазию, придумывает героев и их историю. Никакая реальность при этом никуда не отражается. Прелесть этого наукообразного определения состоит в том, что оно требует сакрального коммунистического знания от священника - марксиста, чтобы отличить "объективные" фантазии от необъективных.
Для КПСС было важно, что сам термин "реализм" не новый, он уже существовал. Это позволяет им отрицать свою причастность к религиозной апроприации русской классики. До сих пор не принято указывать, что до 30х годов 20 века этот термин имел другое значение и не относился к русским классикам.
В тридцатых годах было принято решение, что Толстой, Достоевский, Чехов, Пушкин с 1824 года являются реалистами в марксистском понимании этого слова. Но объявить - недостаточно. Потребовалась армия литературоведов, которые должны были обнаружить реализм и пророческое-марксистское значение творчества классиков. Литературоведов готовили в университетах для выявления единственно правильной, марксистской интерпретации всех одобренных партией произведений искусства. Заслужив одобрение партии, интерпретация классического произведения принималась как каноническая. Отклонение от нее рассматривалось как ересь, чего марксизм - ленинизм не терпел.
Так произведения классиков из произведений культуры превратились в священные книги марксизма - ленинизма, по своей святости и непререкаемости приближающихся к творчеству Маркса - Ленина - Сталина.
Введение понятия "реализм" давало КПСС также полный контроль над современными литераторами, возможность отбрасывать неугодную литературу как нереалистическую.
Те интерпретации произведений классиков, которые мы знаем сейчас - наследие времен культа марксизма - ленинизма.
Таким образом, марксистское понятие "реализм" - это религиозный термин, означающий приемлемую для марксизма-ленинизма художественную литературу. Он использовался для того, чтобы привлечь русскую классику для обоснования религии марксизма - ленинизма и для того, чтобы контролировать советских деятелей культуры. "Реализм" как течение - это религиозный миф, поскольку свойство "реалистичности" требовало сакрального коммунистического знания для своего опознания.
Свидетельство о публикации №225112401364