Перерождение и карма
Шри Ауробиндо
"Проблема Перерождения"
***
Часть 1: ПЕРЕРОЖДЕНИЕ И КАРМА
***
Глава 9: ПЕРЕРОЖДЕНИЕ И КАРМА
***
Древняя идея Кармы нераздельно связана с верой в постоянное возрождение Души в новых телах. И эта тесная связь была не просто случайностью, а вполне разумным и на деле неизбежным союзом двух родственных Истин, которые необходимы для полноты друг друга и по отдельности могут существовать с трудом.
Эти две вещи — природная сторона и душевная сторона одного и того же космического следствия.
Перерождение бессмысленно без Кармы, и Карма не имеет никакого источника неизбежного происхождения и никакого рационального и морального оправдания, если она не механизм для последовательности непрерывных переживаний Души.
Когда мы верим, что Душа перерождается в теле, мы должны также верить, что существует какая-то связь между предшествующими и последующими жизнями, и что прошлое Души воздействует на её будущее — в этом духовная сущность закона Кармы.
Отрицать это — значит утверждать царство самой хаотической бессвязности, какое мы находим только в скачках и поворотах ума во сне или в мыслях безумия, да и здесь едва ли.
Если бы это существование было, как воображает космический пессимист, сном или иллюзией, или ещё хуже, как представляет его Шопенгауэр, бредом и безумием Души, мы могли бы принять такой закон непоследовательности следствий.
Но даже в худшем случае, этот мир жизни отличается от сна, иллюзии или безумия планированием своих тонких, сложных и высоких следствий, уравновешиванием и использованием несогласий, общей и частной гармонизацией своих отношений,
которые, даже если они не в такой, какая нам нужна, не в желанной для нас идеальной гармонии, всё же повсеместно носят отпечаток действия Мудрости и Идеи, это не работа расстроенного ума или испорченной машины.
Непрерывность существования Души в перерождении должна означать эволюцию если не сущности, поскольку говорят, что она неизменна, то хотя бы её более внешней активной части.
Эта эволюция невозможна, если нет связного перехода от жизни к жизни, результата действия и переживания, эволюционного следствия для Души, закона Кармы.
И со стороны Кармы, если мы придаём ей интегральный, а не усечённый смысл, мы должны признать перерождение достаточным полем действия.
Потому что Карма не совсем то же самое, что материальный и субстанциональный закон причины и следствия, предшествующее событие и его механическое следствие.
Это означало бы признание Кармы, которая переносится во времени с результатами, проявляющимися в надлежащем месте и в надлежащей степени согласно балансу сил, но она не касалась бы породившего её человека, который мог уже уйти со сцены ко времени проявления результатов его действия.
И механическая Природа могла бы предъявлять грехи отцов не им, а их четвёртому или сто четвёртому поколению, как это фактически и делает физическая Природа, и никакие возражения по поводу несправедливости или другие ментальные или моральные возражения не могли бы возникнуть,
потому что единственная справедливость или разум механизма в том, что он должен работать согласно закону своей структуры или фиксированной возможности действия силы.
Мы не можем требовать от него умственной или моральной справедливости или какой-либо супрафизической ответственности.
Универсальная энергия производит свои следствия бессознательно, а индивидуумы — только случайные или подчинённые средства её действия, сама Душа, если она есть, только часть механизма Природы я существует не для себя, а как нечто полезное — для дела.
Но Карма больше, чем механический закон причины и следствия. Карма это действие; есть сделанное, делающий и активное следствие — три сочленения, три нити, три Сангхи[1] сплетения.
Это сложное ментальное, моральное и физическое действие, потому что для её закона моральное и ментальное следствие не менее истинно, чем физическое для существа, совершающего его.
Движущие силы действия — воля, идея и импульс — не исходят от какого-то движения в химических атомах, ионах и электронах или таинственного биологического возбуждения.
Поэтому действие и следствие имеют отношение к воле и идее, и должно быть ментальное и моральное следствие для Души, имеющей эту волю и идею.
Если мы признаем индивидуум реальным существом, это означает для него непрерывность действий и следствий, а потому и перерождение в качестве поля этой работы.
Очевидно, что в одной жизни мы не используем и не можем использовать и исчерпать все ценности и возможности этой жизни, а только протягиваем нить прошлого, ткём нечто в настоящем, подготавливая бесконечно больше для будущего.
Перерождение как следствие не вытекало бы из самой природы Кармы, если бы существовала только Всеобщая Душа универсума. Ибо в таком случае она переносила бы в мириадах форм своё прошлое, осуществляя сегодняшние результаты, и пряла пряжу Кармы для будущей ткани следствия.
Тогда Всеобщая Душа являлась бы началом, поддерживала бы силу действия, воспринимала и исчерпывала или опять воспринимала бы для дальнейшего использования возвращающуюся силу следствия.
Ничего важного не было бы в том, что она делает все эти вещи под одной и той же индивидуальной маской своего бытия.
Потому что индивидуум был бы только продлённым моментом Всеобщей Души, и то, что она порождает в этот момент своего бытия, вполне могло бы произвести результат в каком-то другом месте того же бытия, который с точки зрения эго был бы кем-то другим, не связанным со мной.
И не было бы никакой несправедливости и неразумности в таком, с виду неуместном, пожинании плодов или страданий: какое отношение может иметь маска, даже если это живая и страдающая маска, к таким вещам?
И действительно, в природе жизни материального универсума проявление результата действия одного — в жизни многих других, влияние индивидуального действия на группу или целое повсюду является законом.
То, что я посеял сейчас, пожинается моими потомками в течение нескольких поколений, и мы можем называть это семейной Кармой, То, что люди сегодня, как сообщество или народ,
разрешают или осуществляют, возвращается как меч или благословение к будущей расе, когда сами они уже ушли, их нет здесь, чтобы радоваться или страдать, об этом можно говорить, как о Карме нации.
Человечество в целом тоже имеет свою Карму; совершенное в прошлом — определяет его будущую судьбу;
индивидуумы кажутся только временными структурами человеческой мысли, воли, природы, которые действуют согласно требованиям Души человечества и исчезают, но Карма расы, которую они помогли создать, тянется через столетия, тысячелетия, циклы.
Когда мы смотрим в себя, мы видим, что это отношение индивидуума к целому имеет другой смысл, оно не означает, что нет другого существования кроме как в виде более или менее растянутого мгновения в космическом становлении Всеобщей Души;
это только поверхностная видимость, и Истинность моего существа много выше и больше; потому что изначальная и вечная Реальность, Альфа и Омега, Божество, не самостоятельна в индивидууме, не только и единственно Пантеос, космический Дух.
Она вечный индивидуум и вечная Всеобщая Душа этого и многих других универсумов и, в то же время, много больше этих вещей.
Универсум может кончиться, а она будет; и человек тоже, если универсум прекратится, мог бы существовать в ней так же, как все эти вечные Души.
Но как вечно её бытие, так вечна и цепь её творений, если одно творение приходит к концу, это значит, что может начаться другое, и новое принесёт с собой развитие той возможности, что не реализовалась в старом, так как нет конца самопроявлению Бесконечного.
Универсум находится во мне, так же как я нахожусь в универсуме, ибо мы два лица единой Вечной Реальности, и для осуществления этого проявления, индивидуальное бытие так же необходимо, как универсальное;
индивидуальное видение вещей так же истинно, как универсальное, и то и другое — способы самовидения Вечного.
Сейчас я могу видеть себя, как существо, содержащееся в универсуме, но, познавая себя, я вижу, что универсум тоже содержится во мне, тонко, через причастность к моей индивидуальности в универсализированном существе.
Это данные опыта и вещи, известные и сказанные древними, хотя они могут показаться смутными и трансцендентальными позитивному современному уму, который так тщательно рассматривает внешние вещи,
что ослеп для большего света и только медленно восстанавливает способность видеть, но они всегда ценны и могут быть и сегодня проверены каждым, кто захочет обратиться к глубочайшему пути внутреннего переживания.
Современная мысль и наука, если посмотреть на данное нам новое знание в целом, не противоречит им, а только прослеживает внешние результаты и действия этих реальностей, так как в конце концов, мы всегда обнаруживаем, что закон Энергии и закон Материи не противоречат Истине сущности, а воспроизводят её здесь и делают действенной.
Необходимость перерождения, если мы посмотрим на неё с внешней стороны, со стороны энергии и процесса, опирается на устойчивый факт, который всегда следует за общностью закона и рода и составляет самый сокровенный секрет чуда существования, уникальность индивидуума.
Эта уникальность есть везде, но в нижних разрядах существования является лишь подчиненным фактором.
Она становится всё более важной и явной, когда мы поднимаемся по шкале, расширяется в уме и достигает огромных масштабов, когда мы переходим к вещам Духа.
Это, кажется, должно показывать, что причина этой уникальности как-то связана с самой природой Духа; это нечто, что он содержит в себе и все больше и больше выводит наружу по мере выхода из материальной Природы в самосознание.
Законы бытия, в своей сути, едины для всех нас, потому что всё существование едино: единый Дух, сущность, единая жизнь, единая энергия процесса, единая воля и мудрость спланировала и развернула всё творение.
И все мы, в этом единстве, есть устойчивое разнообразие, которое мы видим сначала в форме общего разнообразия.
Повсюду есть групповая энергия, групповая жизнь, групповой ум, и, если есть Душа, мы имеем причины думать, что, хотя она и ускользает от нашего понимания, это групповая Душа, являющаяся опорой и фундаментом — иные назвали бы её результатом — этого группового разнообразия, что даёт нам основание для групповой Кармы.
Потому что групповая или коллективная Душа обновляет и продолжает себя и, наконец, в человеке, развивает свою природу и опыт от поколения к поколению.
Кто знает, когда одна её форма, сообщество или нация распадается, не может ли она искать и принимать другие формы, в которых её воля к бытию, тип природы и ментальности, стремление к переживанию переходит, можно сказать, в новорожденные коллективные тела в других веках и циклах?
Человечество имеет такую отдельную коллективную Душу и коллективное существование.
И на этой общности основана общность Кармы; действие и развитие целого производят кармические следствия и переживания для индивидуума и сообщества, так же как действие и развитие индивидуума производят следствия и переживания для других, для группы, для целого.
И этот индивидуум существует, вы не можете свести его к ничто или иллюзии, он реальный, живой, уникальный.
Общественное душевное разнообразие выходит из остального, превосходит, вносит или выносит нечто большее, добавляет новые силы в эволюцию.
Индивидуум, таким же образом, вырастает из сообщества и превосходит его. Именно в нем, на его высочайших вершинах мы достигаем пламенного пика самопроявления, в котором Единое находит себя в Природе. Возникает вопрос: как это происходит?
Я вступаю в рождение, не в отдельное бытие, а в жизнь целого, и потому я наследую жизнь целого, физически я рождён родом, который несёт с собой свою неразрывную историю;
тело, жизнь, физическая ментальность всех прошлых существ продолжается во мне, и поэтому я подвержен закону наследственности; родитель, как говорит Упанишада, воссоздаёт себя энергией своего семени и возрождается в ребёнке.
Но как только я начинаю развиваться, появляется новый, независимый и преобладающий фактор, не мои родители, не мои предки, не прошлое человечество, а я сам, моя собственная сущность.
И это действительно важный, главенствующий, центральный фактор. Самое ценное в моей жизни не наследственность, она только даёт возможности или является препятствием, служит хорошим или плохим материалом; и ничем не доказана, что всё черпается из этого источника.
Что действительно важно, так это то, что я делаю из своей наследственности, а не то, что наследственность делает из меня.
Прошлое мира, прошлое человечества, мои предки — здесь, внутри, но всё же, я сам хозяин своей сущности, своей жизни, своих действий.
Здесь современный мир и человечество, мои современники так же, как и предки; окружающая жизнь входит в меня, даёт новый материал, формирует индивидуума своими влияниями, накладывает прямой или не прямой отпечаток на существо.
Я проникнут, изменён, частично переформирован окружающим бытием и действием, в котором существую и действую. Но и здесь индивидуальность главная и решающая сила.
Чрезвычайно важно, что я сделаю из этого окружающего и проникающего присутствия, а не что оно сделает из меня.
Во взаимодействии индивидуальной и общей Кармы, где другие являются причиной и производят следствия в моем существовании, а я служу причиной и произвожу результаты в них, живу для них, хочу я того или нет, другие живут для меня и для всех.
И всё же, главная сила моей психологии приобретает свою окраску из представления, что я живу для себя, а для других и для мира только в продолжении себя, потому что я связан с ними своего рода единством.
Кажется, что я Душа, Сущность или Дух, который непрерывно, с помощью всех, создаёт из своего прошлого и настоящего будущее бытие и себя и помогает творческой эволюции окружающего.
Что есть тогда самая важная и независимая Сила во мне, и где начало и конец её самотворения?
Неужели у неё нет прошлого и будущего, даже если она независима от физического и витального настоящего и прошлого, которое даёт так много материала?
Не появляется ли она внезапно из Всеобщей Души при моем рождении и не исчезает ли после смерти?
Является ли её настойчивость в самотворении, творчество из себя и для себя, не только для своего преходящего настоящего, но и для будущего расы пустым занятием, грубым заблуждением?
Это противоречило бы всему, что есть в законе мирового бытия, не вело бы нашу жизнь к большей согласованности с ходом вещей, а вносило бы в неё элемент хаотичности и несоответствия главному принципу.
Резонно предположить, что этот могучий независимый элемент, который вытекает из физической и витальной эволюции и воздействует на неё, был в прошлом и будет в будущем.
Резонно также предположить, что он не появляется внезапно из какого-то независимого существования и не уходит после единственного краткого присутствия, его тесные связи с жизнью мира скорее продолжение долгих связей в прошлом.
Это сразу приводит к совершенной необходимости прошлых рождений и Кармы.
Я существо, совершающее свою эволюцию внутри устойчивого бытия мира. Осуществив человеческое рождение, я постепенно помогаю человеческой эволюции, я создал своей прошлой Кармой условия отношения с жизнью других и общей Кармой.
Это определяет мою наследственность, моё окружение, мои наклонности, мои связи, мой материал, мои возможности и препятствия, часть способностей и достижений, предопределённых не произвольно, а стадией моей природы и прошлым действием;
и на этой основе я создаю Карму, делаю сильнее или тоньше естественное существо, расширяю переживание, продолжаю Душевную эволюцию.
Этот процесс переплетается с универсальной эволюцией, и все его нити включены в ткань бытия, и это не просто точка, момент или короткий импульс, вплетённый в ткань.
Вот что значит перерождение в истории проявленной сущности и универсального бытия.
Древняя идея перерождения, благодаря избыточному индивидуализму, отклоняется в другую сторону.
Слишком эгоцентричная, она рассматривает перерождение и Карму человека как его личное дело, движение, резко отделённое от целого.
Она склонна слишком много заниматься отношениями человека со своей сущностью и, даже если признает универсальные отношения и единство с целым, всё же учит человеческое существо видеть в жизни главным образом условия и средства своей Духовной выгоды и личного спасения.
Это происходило от взгляда на универсум как на движение из чего-то запредельного, откуда приходит в жизнь каждое существо, и куда оно возвращается к своему источнику, и поглощающей идеи этого возврата, как единственной вещи, имеющей значение;
наше бытие в мире, рассматриваемое таким образом, свелось, в результате, к эпизоду и, в сущности, несчастному и позорному эпизоду, в неизменной вечности Духа.
Но это был слишком обобщенный взгляд на Волю и пути Духа в существовании. Безусловно, пока мы здесь, наше перерождение или Карма, хотя она и идёт своими путями, едины с такими же путями универсального существования.
Самопознание и самооткровение также не отменяет единства с другой жизнью и другими существами. Интимная универсальность — часть славы Духовного совершенства.
Эта идея универсальности единства не только с Богом или вечной Сущностью во мне, но со всем человечеством и другими существами становится самой важной в наших умах и должна более широко приниматься в расчёт во всякой будущей оценке смысла перерождения и Кармы.
Она была признана в древние времена, буддистский закон сострадания был признанием её важности, однако, ей следует придать ещё большую способность проникновения в общий смысл.
Самоосуществление Духа в мире есть Истина, на которой мы основываемся. Перерождение — это непрерывность этого самоосуществления в индивидууме, устойчивость нити;
Карма — процесс, сила, действие энергии и последовательность в материальном мире, внутренняя и внешняя воля, действие и ментальные, моральные, динамические следствия в эволюции Души, постоянной сценой которых является материальный мир.
Это — концепция, все остальное вопрос общих и частных законов, способа, которым Карма действует и способствует осуществлению цели Духа в рождении и жизни.
И какими бы ни были эти законы и способы, они должны подчиняться духовному самоосуществлению и получать от него весь свой смысл и значение.
Закон — это средство, способ действия Духа, он существует не ради самого себя или какой-то абстрактной идеи. Идея и закон действия — только направление и дорога движения Души к своему истинному существованию.
*****
СНОСКА:
[1] - Са;нгха, Са;мгха, (санскр., IAST: sa;gha, «Собрание, Множество») — название буддийской Общины.
Свидетельство о публикации №225112501230