Воля, Карма и следствие

Картинка из интернета


                Шри Ауробиндо
                "Проблема Перерождения"
                ***

                Часть 1: ПЕРЕРОЖДЕНИЕ И КАРМА
                ***
                Глава 8: ВОЛЯ, КАРМА И СЛЕДСТВИЕ
                ***


   
   Воля, Карма и следствие — три ступени энергии, которые движут универсумом. Но Карма и следствие только результат воли или даже её формы; воля придаёт им ценность, и без неё они были бы ничем, по крайней мере, для мыслящей и растущей Души человека и, возможно для Духа, для которого она пламя и сила, также как и творение.

   Первое, что мы видим или воображаем, когда смотрим на внешний механизм универсума, это энергия. её действие и её следствие. Но само по себе, без света заключённой в нём воли, это действие — только огромный бездушный механизм, громкий стук рычагов и блоков, пружин и клапанов.

   Смысл этому действию при даёт присутствие Духа и его воли, а ценность результата для Души придаёт глубокую важность всем великим или малым следствиям.

   Ни для кого и ни для чего, даже для самого космоса, это универсальное движение не имело бы значения, даже если бы оно завтра закончилось и никогда не начиналось, если бы эти солнца и системы не были полем сознания, которое разворачивает для них свои силы и действия, радуется своим творениям, планирует и торжествует в безмерных целях и следствиях.

   Дух и сознание, сила Духа и Ананда (счастье, радость) — смысл существования. Отнимите духовный смысл, и этот мир энергии станет механической случайностью или слепой и жестокой Майей.

   Жизнь человека — часть этого огромного смысла, и поскольку именно в нём, на этом материальном плане она достигает полноты, то становится очень важной и центральной частью.

   Воля в универсуме подходит к ней творческими шагами своей энергии и делает её природу колесницей Богов, на которой она находится внутри действия, смотрит на работу спереди, а не только сзади или сверху природных действий, и продвигается к высшим результатам и полному достижению своей цели.

   Воля человека — агент Вечного для раскрытия тайного смысла материального творения. Ум человека воспринимает все узлы проблемы, воздействует на них силой Духа, содержащегося в нём, и подводит их ближе к полному индивидуальному и космическому разрешению.

   В этом его достоинство и величие, и не требуется ничего другого, чтобы оправдать и придать абсолютную ценность его рождению, действиям, его уходу и возвращению к рождению, возвращению, которое необходимо — и что в нём такого, чтобы печалиться или избегать его(?) — пока работа вечного не завершится или циклы не успокоятся от славы своих трудов.

   Такой взгляд на мир есть отправная точка, с которой мы должны рассматривать вопрос о сознательной Воле человека и её отношениях с жизнью, потому что при этом все вещи попадают на своё естественное место, и мы избегаем преувеличенной или преуменьшенной оценки.

   Человек — это сознательная Душа Вечного, единая с бесконечным в своей сокровенной сущности, а Дух в нём хозяин действий и судьбы.

 Потому что судьба — это фатум, форма действия и творения заранее определённая Волей в нём и в универсуме, как вещь, которая должна быть осуществлена, достигнута, выработана и сделана самовыражением Духовного существа.

   Судьба, Адришта, невидимая вещь, которую Дух скрывает на плане своего видения, следствие, непонятное для мозга, поглощённого делами момента.

   Судьба, Нияти, вещь, желаемая и осуществляемая Природой, являющейся силой Духа, согласно установленному закону своего самоуправляющего действия.

   Но поскольку наша сущность это Вечное и Бесконечное универсальное бытие, человек неразделимо един со всем остальным существованием, а не только его Душа, реализующая отдельную духовную судьбу и природу,

 в то время как другие существа только окружение, средства или препятствия — они и это тоже, хотя и много большее — впечатления, вызванные в его уме мыслью или религией, которые слишком подчёркивают центр его индивидуальности или стремление к личному спасению.

   На самом деле он не только часть универсума, а Вечная Душа, которая, хотя и ограничена в своём внешнем сознании для определённых целей, должна научиться выходить за эти пределы, находить и делать эффективным своё единство с вечным Духом, который наполняет и трансцендирует универсум.

   Эта Духовная необходимость есть Истина, стоящая за религиозной догмой.

   Но он также един в Боге и в Природе, со всеми существами космоса, включает в себя все Души, взаимодействует с силами Бытия, проявленными в космическом действии.

   Его Душа, мысль, воля связаны с универсальной Душой, Мыслью и Волей. Всё действует на него и через него, и смешивается с ним, и он тоже воздействует на все, и его мысль, воля и жизнь соединяются с единой общей жизнью и становятся её силой.

   Его призвание не в том, чтобы заниматься и быть озабоченным только своим ростом и совершенством, естественным предназначением или Духовной свободой, ему свойственно и более широкое действие. Он работник универсального труда, жизнь других — его жизнь, судьба и эволюция всех существ. Потому что его сущность едина с сущностью всех существ.

   Отношения нашей воли с Кармой и следствием следует рассматривать в свете двойной Истины, человеческой индивидуальности и человеческой универсальности.

   В этом смысле вопрос свободы нашей индивидуальности и воли принимает совсем другой вид. Становится достаточно ясным, что наше эго, наша внешняя личность может быть только малой, временной, инструментальной формой нашего существа.

   Воля эго, внешняя, ментально личная, действующая в этом движении, не может быть свободной в каком-либо полном или отдельном смысле слова.

   Она не может быть свободной потому, что связана частной и ограниченной природой, оформлена механизмом своего невежества, и потому, что является индивидуализированной формой и действием универсальной энергии, каждое мгновение сталкиваясь, изменяясь и формируясь окружающими волями и силами.

   И ещё она не может быть свободной потому, что позади ума в нас стоит великая Душа, которая определяет действия и следствия согласно воле своего бытия и природы, не в мгновении,

 а в другом промежутке времени, не только непосредственно адаптируясь к окружению, но и по своему прежнему плану, который сформировал и в значительной мере уже предопределил сегодняшние действия и следствия.

   Внутренняя воля существа, тесно связанная с этой силой, есть Истинная воля, а внешняя — только инструмент, пружина кармического механизма.

   Эта внутренняя воля, как мы видим, когда возвращаемся к ней, и есть воля, обладающая не сепаратной свободой, а находящаяся в гармонии со свободой Духа, направляющего и повелевающего Природой во всех Душах и всех событиях.

   Нашему уму увидеть её нелегко, потому что практическая Истина, которую он ощущает, это энергия Природы, действующая на нас извне и одновременно формирующая действие изнутри и реагирующая на себя ментальной волей, своим инструментом, чтобы продолжать своё самоформирование для дальнейшей Кармы и дальнейших следствий.

   И все же, мы осознаем эту сущность, и её присутствие вызывает в наших умах идею того, кому принадлежит воля, кто формирует даже природу и ответственен за последствия.

   Чтобы это понять, нужно перестать опираться исключительно на действие и волю момента и его непосредственные последствия.

   Наша актуальная воля и личность обусловлены многими вещами: физической и витальной наследственностью, прошлым творением ментальной природы, окружающими силами, ограниченностью, невежеством.

   Но наша Душа больше и старше, чем сегодняшняя личность. Она не результат наследственности, а подготовила её своим действием и своими наклонностями.

   Она собрала вокруг себя окружающие силы и следствия прошлой Кармы и создала в других жизнях ментальную природу, которую сейчас использует.

   Эта древняя Душа, существующая вечно, приняла внешнюю ограниченность, внешнее невежество как средство выражения в ограниченности действия от момента к моменту, смысла своей бесконечности и последовательности действий силы.

   Жить в этом знании означает не отрицать ценность и значимость мгновенной воли и действия, а придавать им безмерно большее значение и важность.

   Тогда каждое мгновение становится исполненным вещей бесконечных, можно увидеть, как оно воспринимает работу прошлой вечности и определяет работу вечности будущей.

   Каждая наша мысль, воля или действие несёт в себе способность определения будущего, служит помощью или препятствием для духовной эволюции окружающих и является силой универсального действия.

   Потому что наша Душа использует влияния, получаемые от других, для собственного самоопределения, и излучает те, которые Душа других использует для своего роста и переживания.

   Наша индивидуальная жизнь становится неизмеримо большей и убеждается в своём постоянном единстве с движением универсума.
                ***               

   Карма и следствие также приобретают более широкий смысл. Сейчас мы слишком увлечены частной волей, мгновенным действием, последствиями прошлого в данное время.

   Но частное приобретает ценность только благодаря всему тому, частью чего оно является, из чего выходит и к чему движется. Мы также слишком озабочены действием, или результатом его.

   Но истинное следствие, которого ищет Душа, это рост проявления, расширение области и способности действия, блаженства бытия, творения и самотворения не только для себя, но и для других, с которыми её становление и радость едины.

   Карма и следствие черпают смысл в своей важности, это ступени, которыми Душа идёт к совершенству проявленной природы.

   И даже когда эта цель достигнута, наше действие не прекращается, потому что оно сохраняет свою ценность и становится великой силой для помощи всем тем, с кем мы едины в сущности.

   Нельзя также сказать, что для Души, осознавшей свободу и бесконечность, не будет смысла; кто убедит меня, что вечность существования может быть только бесконечным отдыхом или бездействием?

   Скорее, бесконечность должна быть вечной способностью к самовыражению.

   Рождение Душ — это серии непрерывной духовной эволюции, и может показаться, что когда эволюция закончится, когда Душа, вовлечённая в невежество, вернётся к самопознанию, серии наших рождений должны завершиться.

   Но это одна сторона дела, один долгий акт драмы, действия, Кармы. Дух, которым мы являемся, не только вечное сознание и вечное бытие, его характеристики — вечная способность бытия и вечная Ананда.

   Творение для Духа не беспокойство и страдание, а выраженное блаженство, даже если во всей своей глубине оно бездонное, бесконечное, неисчерпаемое.

   Только ограниченное действие ума в невежестве, стремящееся к овладению и открытию, и неспособное найти скрытую силу Духа, превращает блаженство действия и творения в страсть или страдание,

 потому что ограниченный в способности и сбитый с толку жизнью и телом, он всё же желает запредельного своим способностям, потому что является инструментом роста и семенем безграничного самовыражения, и испытывает страдания роста, препятствий и недостаточности своего действия и блаженства.

   Но дайте этому борющемуся работнику и творцу самого себя войти в сознание и силу открытого в нём бесконечного Духа, и вся эта страсть и страдание перейдут в безмерное блаженство свободного бытия и свободного действия.

   Буддистское представление о Карме и страдании, как неотделимых друг от друга вещах, которое заставило Будду искать средства уничтожения воли к существованию, только первая фаза и частное явление.

   Найти сущность значит избавиться от страдания, потому что сущность — это бесконечное обладание и совершенное удовлетворение.

   Но найти её в покое — не весь смысл духовной эволюции, нужно найти её также в способности бытия, потому что бытие не только вечная неподвижность, но и вечное движение, не только покой, но и действие.

   Есть блаженство покоя и есть блаженство действия, но в целостности Духа эти вещи больше не противоположны, а едины и неразделимы.

   Статика Духа есть вечное спокойствие, но его самовыражение в мировом бытии не имеет начала или конца, так как вечная способность означает вечное творение.
   Когда мы достигаем одного, не нужно терять другого, дойти до фундамента не значит уничтожать всякую возможность суперструктуры.

   Карма ничто иное, как воля Духа в действии, следствие ничто иное, как творение воли. Что есть в воле бытия, то выражается в Карме и в следствии.

   Когда воля в уме ограничена, Карма проявляется как ограничение, а следствие — как реакция или принуждение.

   Но когда воля существа бесконечна в Духе, Карма и следствие становятся радостью творческого Духа, конструкцией вечного механика, словом и драмой вечного поэта, гармонией вечного музыканта, игрой вечного ребёнка.

   Эта малая, ограниченная, кажущаяся самостоятельной эволюция только ступень свободного самотворения Духа в его безграничной Ананде. Вот чем мы являемся по сути, и что мы делаем; скрывать это от ума и постепенно выводить на передний край существования и действия — в этом сегодняшняя игра Сущности с Природой.
=============================


Рецензии