Погруженность чудесного в регулярное
Готовлю сейчас обновления резюме и Предисловий к проектам и понимаю, что об этом надо было давно написать что-то отдельно. Для того, чтобы иметь возможность ссылаться в каждом проекте на эти соображения, посвящаю им специальную заметку.
При желании можно считать весь мир чудом, но чаще чудесное погружено в, окружено обыденным или, точнее говоря, регулярным. В хорошо организованных религиях для того, чтобы отличить естественное от чудесного, прибегают к помощи науки: если ученые не могут объяснить какое-то явление, произошедшее в регулярном религиозном контексте, если оно нарушает известные законы Природы, физики, то говорят о религиозном чуде. Сначала я хотел назвать замету «Погруженность чудесного в обыденное», но потом, поскольку дальше речь в первую очередь идет о религиозных чудесах, передумал, т.к. происходящее изо дня в день, скажем, в храмах нельзя назвать обыденным, лучше – регулярным.
Универсальная особенность всех известных религиозных чудес состоит в их наблюдаемости: у них были свидетели, которые и рассказали о них. Если попросить охарактеризовать эту универсальную особенность чудес любого не упертого в их тотальное отрицание физика, то он скажет, что все они хоть и нарушают известные законы Природы, физики, но тем не менее в силу наблюдаемости как-то согласованы с антропным принципом. Под этим принципом сейчас будем понимать тот факт, что в нашей Вселенной, на нашей планете есть жизнь и разум. А более конкретно – ту тонкую подгонку фундаментальных физических постоянных (скорость света, гравитационная постоянная и др.), которая это обеспечивает.
Современная космология предполагает, что кроме нашей Вселенной есть еще много других, т.е. мы живем не в Уни-версуме, а в Мульти-версе, в котором есть вселенные с любым набором фундаментальных физических констант. В том числе и таким, который не позволяет существовать не то что жизни и разуму, а даже атомам. Мультиверс сейчас можно понимать, как кипящую воду, на поверхности которой все время образуются пузыри-вселенные. Один из них наш. Идею о том, что это «кипение» может происходить не где-то «там», на безопасном от нас расстоянии в сотни миллиардов световых лет, а прямо «тут», я впервые увидел в [1]. Автор этой статьи – член экспертной группы по чудесам при богословской комиссии МП РПЦ, которой руководил П.В. Флоренский. Эта группа на протяжении примерно 25 лет занималась в т.ч. и чудесами маслопоявления, которым посвящен мой проект [2]. Интерес к публичной активности членов этой группы и привел меня к [1].
Если вселенные образуются из квантовых флуктуаций вакуума (его непрекращающееся «кипение»), то почему бы в нашей Вселенной не произойти флуктуации вакуума, в результате которой возникнет область пространства-времени с совершенно другим набором фундаментальных физических констант и начнет распространятся во все стороны со скоростью света [1]. В ней может быть набор констант, не совместимый с существованием атомов. Соответственно, внутри этого расширяющегося шара не может быть не то что жизни и разума, но даже атомов. Поскольку наша Вселенная достаточно велика, то такое событие не уничтожит ее мгновенно, но возможно будет длиться миллиарды лет и поэтому к нему также применима идея погруженности чудесного, как нарушения законов физики нашей Вселенной, в регулярное, т.е. в неё самоё.
Здесь не место обсуждать апокалиптические ожидания в разных религиях, но, очевидно, что если верить в творца, который сотворил мир, то он же может его и разрушить. Я очень удивился, когда, обнаружив творцов мира у древних египтян, узнал, что и их творцы тоже при желании могли разрушить то, что сотворили. Правда, насколько я помню, эта идея была четко артикулирована довольно поздно, в Новом царстве, т.е. не была записана в самой древности Древнего Египта. Соответственно, религиозные чудеса, происходящие в таких религиозных контекстах, потенциально могут напоминать и о возможностях «вселенского» разрущения.
Мои проекты, конечно, не имеют такого космологического измерения, но в резюме я привёл главный вопрос, который меня интересует в связи с сопровождением человечества НЛО испокон веков и палеоконтактами – почему людей до сих пор не зачистили? На Земле происходит много всяких аномальных явлений, одно из них - полтергейст, которым я не занимаюсь, но такой в свое время известный специалист по аномалиям и НЛО, как В.Н. Фоменко, полагал, что чудеса маслопоявления – это его частный случай в религиозном контексте [3]. Поэтому здесь уместно вспомнить, что в связи с полтергейстом вполне возможен вопрос о том, почему он происходит в относительно небольших помещениях (квартира и др.), а не на масштабах, скажем, города, стран, всей планеты. В связи с чудесами маслопоявлений аналогичный вопрос состоит в том, почему их интенсивность – капли или порядка грамм в час, а не, скажем, тератонна в пикосекунду? В других проектах есть другие аналогичные вопросы, но пора вернуться к началу и погрузить даже такое разрушительное чудесное в привычное регулярное.
Главная идея этой заметки, ради которой я ее написал, состоит в том, что как бы ни нарушались известные законы Природы, физики в религиозных чудесах, но все это происходит локально, в ограниченных пространствах и в какие-то ограниченные периоды времени. Однако, помимо ограниченности пространственно-временного объема чудесного внутри этого объема, где нарушаются известные законы Природы, это не происходит со всеми законами сразу.
Если говорить о маслопоявлении, то главное удивление и нарушение – это появление веществ как бы «ниоткуда», что соответствует нарушению закона сохранения энергии. Однако во всем остальном, насколько я знаю, это обычные жидкости с точки зрения естествознания, которые можно изучать его методами. В частности, они хотя и появились в какой-то момент как бы «ниоткуда», но после этого они стабильны и неожиданно не исчезают в «никуда». Как и обычные жидкости они текут под действием силы тяжести вниз, высыхают, оставляя следы на поверхности объектов, где появились и т.д.
Всю эту совокупность законов Природы, которые остаются не зыблемыми в религиозных чудесах, я и считаю погруженностью чудесного в регулярное. Коим до сих пор и обобщенно является антропный принцип.
[1] Сошинский С.А. Чудо в системе мироздания // Вопросы философии. — 2001. — № 9. — С. 82–97.
[2] Кукаров А.Ю. Предисловие. Проект о чудесах маслопоявления, proza.ru.
[3]. Кукаров А.Ю. Структура гипотезы В.Н. Фоменко: полтергейст. Проект «НЛО и другие», proza.ru.
Свидетельство о публикации №225112601021