Женщина в любви. Любовь Соколова
Сегодня я расскажу о Любови Соколовой – удивительной женщине, талантливой актрисе, которой досталась нелегкая судьба.
Давно стало традицией в канун каждого Нового года по телевидению транслировать художественный фильм «Ирония судьбы или с лёгким паром».
Маму главной героини Нади сыграла Народная артистка СССР Любовь Соколова. Имя Соколовой внесено в Книгу рекордов Гиннеса, как самая востребованная актриса, которая сыграла 400 ролей в кино. Большинство из них были ролями второго плана, но всегда запоминающимися благодаря таланту актрисы.
Любовь Соколова родилась 31 июля 1921 года в России, в городе Иваново. Отец – Сергей Максимович – работал столяром- краснодеревщиком. Мать – Прасковья Федоровна – была поначалу продавцом, а затем директором универмага.
Жила семья в старом деревянном доме с приусадебным участком, сажали огород, держали скотину и всей семьёй обихаживали всё это. Как большинство детей с раннего детства радовала родителей декламацией стихов, стоя на табурете, а артистический путь начала читая стихи на утренниках в детском садике.
В конце 1930- годов в жизни советского общества уделялось большое внимание социальному, политическому и патриотическому воспитанию молодежи. Молодежь принимала участие в работе марксистских, литературных, художественных, музыкальных, спортивных, математических кружков, художественной самодеятельности, драмкружках. Время было тревожное, предвоенное, наполненное патриотизмом и активностью молодёжи.
Любовь Соколова была неотъемлемой частью активной молодежи, участвуя в школьной художественной самодеятельности и драмкружке. В выпускном классе даже исполнила роль Агафьи Тихоновны в спектакле «Женитьба». Она отлично знала литературу и на тот период жизни её целью было стать учителем литературы.
В 1939 году Соколова окончила школу и поступила в Ленинградский педагогический институт имени А.И. Герцена. Учёба в Ленинграде расширила круг творческого познания девушки: театры, концерты, конечно же, кино. Перед магией которого артистической натуре Соколовой невозможно было устоять.
Зимой 1940 года Любовь бросила институт и поступила при киностудии Ленфильм в киноактерскую мастерскую, На прослушивании Соколова прочла монолог из «Чайки» Чехова, чем покорила комиссию. Руководил мастерской Сергей Герасимов.
Дебютом Соколовой в кино стала массовка фильма «Маскарад», который в 1941 году снимал Сергей Герасимов. Он всегда привлёк своих студентов к съёмочному процессу.
Молодость – это всегда время любви. В киношколе Соколову полюбил Георгий Араповский. Он был старше на восемь лет, высокий, красивый, добрый, из аристократической семьи. Началось всё с дружбы. Потом объяснение в любви, предложение руки и сердца, планы на совместную жизнь. Весной 1941 года Любовь вышла замуж за любимого и переселилась к нему на Фонтанку.
Брак с любимым человеком - это тихий шепот, слова любви, клятвы преданности. Любовь и Георгий очень любили друг друга. В это время в Европе шла война, и враг был уже у границ Советского Союза.
Когда началась война Георгия на фронт не взяли у него было слабое зрение и все они: Любовь, Георгий и его мать пошли работать на завод. Паёк рабочего в сутки до декабря 1941 года составлял - 125 г хлеба, а с декабря - 200 г. Первой умерла от голода свекровь, потом на руках Любови умер муж.
Двадцатилетняя вдова продолжала работать на заводе, а после смены тушить зажигательные снаряды на крыше дома и переживала все ужасы блокады. Трупы умерших от голода людей подолгу лежали в квартирах, трупы замерзших людей лежали на улицах неделями и были объедены крысами и осквернены голодными, утратившими разум людьми.
Зимой 1942 года Соколову эвакуировали из Ленинграда. Она с трудом добралась до родного города Иваново. Истощение и потеря мужа подорвало физические силы, она целый год была в апатии, глядя в одну точку.
Возле любящей матери она отогрелась, вылечилась, пришла в себя, окрепла физически. Мать напомнила дочери, что она собиралась стать актрисой. Случайно узнав, что блокадникам предоставили льготы при поступлении в московские ВУЗы, собралась и поехала в Москву поступать во ВГИК. Её приняли на второй курс в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Жить было трудно и голодно. Чтобы прокормиться себя Любовь Соколова подрабатывала носильщиком на вокзале.
В 1946 году Соколова окончила ВГИК и её приняли на работу в Театр-студию киноактёра. Была работа, но не было постоянного места жительства и часто приходилось ночевать в гримерке.
В 1948 году Соколова дебютировала в роли деревенской женщины Варвары в фильме «Повесть о настоящем человеке», снятого режиссером Александром Столпером по одноименной повести Бориса Полевого. Ей было 25 лет, её заметили и отметили, но в то время фильмов снималось очень мало, поэтому за три года у актрисы было только три небольшие роли в кино и отсутствие жилья.
В 1951 году Соколова принимает предложение на работу в Драматическом театре Группы советских войск в Германии (город Потсдам).
В этом театре было много спектаклей и интересных театральных ролей. В 1956 году Соколова вернулась в Москву на работу в Театре-студии киноактёра, и наконец-то смогла приобрести кооперативную однокомнатную квартиру.
Девушка была хороша собой, но всё еще одинока. После смерти мужа от голода в блокаду, она 16 лет была без пары однако не давала ни единого шанса мужчинам, которые пытались ухаживать за ней..
Соколова говорила: «После пережитого никого к себе не подпускала. Не хотела ни замуж, ни рожать. Окончила с отличием институт, стала сниматься. Многие ухаживали за мной, но я всем отказывала».
В 1957 году Соколову пригласили в фильм-трилогию по роману Толстого «Хождение по мукам» на роль Анисьи в третьем фильме. Помощником режиссера был студент Георгий Данелия.
На момент знакомства с Соколовой Данелия был уже год разведён, у него росла дочь Светлана. Данелии было 26 лет, а Соколовой 35 лет. Он свой возраст скрывал от женщины, ухаживал настойчиво, всячески демонстрируя заинтересованность: он отлично играл на гитаре и пел, был остроумен. Она обратила на него внимание, но как вспоминала позже: «Но влюбилась я в него не сразу. Он долго ухаживал: целовал меня, угощал, приглашал куда-то».
Данелия ухаживал за Соколовой открытой и попросил стать его женой на съемочной площадке. Она слишком долго хранила верность покойному мужу и наконец сдалась. Это был красивый роман, во всяком случае в начале, хотя многие не верили, что он продлится долго. Поселилась пара в Московской квартире родителей Данелия, людей очень известных: отец – Николай Дмитриевич Данелия - был главным инженером Метростроя, а мать - Мэри Аджапаридзе. -режиссером. У Соколовой сложились прекрасные отношения со свекровью.
В 1959 году Любовь родила сына Николая, ей было 38 лет. Сейчас такими родами никого не удивишь, а тогда врачи не советовали ей рожать, но она настояла. Роды были очень тяжелыми, ребенок шёл боком. Слава Богу ребенок родился. Но у меня вопрос: почему в московском роддоме возрастную роженицу не подготовили к кесареву сечению.
Но это вопрос риторический, ни к кому не обращенный.
Так как брак не был официально зарегистрирован, то фамилия ребенка была материнская – Соколов, приставка Данелия появилась значительно позже.
Семейные отношения были непростыми. Данелия были очень увлечен своей работой, фонтанировал идеями и мог работать сутки напролёт. Но была и другая сторона - общительность, любил вечеринки с друзьями, увлекался женщинами. Его роман с писательницей Викторией Токаревой длился лет 15. Они вмесите работали над сценарием фильма «Джентльмены удачи», «Мимино», «Шла собака по роялю» и другие. Их совместная работа была столь плодотворна, что быстро вышла за рамки. Это не слухи, она написала книгу. Хотя Данелия в старости говорил, что никакого романа не было, а это всё фантазии писательницы.
Соколова знала о романе мужа, о котором судачили на Мосфильме, Она рассказывала: «Как только узнала, что он то с одной романится, то с другой, уже и не подпускала к себе. Он тоже меня не доставал. Так и жили. Я все терпела». Очень похоже на шаг оскорблённой женщины.
Она молчала потому, что безмерно любила, это чувствуется в тех редких откровениях, которые она иногда позволяла себе в разговоре с подругой. И конечно же, не хотела лишать сына отца. Николай часто был на съемочной площадке, и отец даже снимал его в эпизодах – в фильме «Тридцать три» снялся вместе с матерью. После окончания школы Николай поступил во ВГИК. Он был отличным актером, режиссером и поэтом.
Женился Николай в 17 лет на Марии Богдановой, они были знакомы с 15 лет, занимаясь в театральной студии. Влюблённые ждали ребенка и родители дали согласие на брак несовершеннолетней пары.
Вскоре после женитьбы у Георгия Данелия завязался роман с актрисой Галиной Юрковой. Однажды он пришёл домой и сказал, что полюбил другую и решил жениться.
Федор Раззаков – российский писатель и биограф - в статье о Соколовой цитирует: «В один из дней Данелия пришел домой и говорит: "Люба, прости, я полюбил и хочу жениться. Нам надо разъехаться". Я поцеловала его в щеку, помахала рукой и сказала: "Пока"... Никто мне сочувствия не выразил. Собрала я вещи и ушла жить к маме, которая жила в моей кооперативной квартире, которую я еще в 50-е годы получила. Но очень тяжко мне было».
Когда узнала, что Данелия официально женился на Галине Юрковой, зла не держала. Однажды сказала: « я ведь тоже могла влюбится в кого угодно. Со всеми это бывает».
Через полгода после расставания с мужем 6 декабря 1985 года раздался телефонный звонок. Соколова подняла трубку и услышала: «Мама, помоги!» Николая Соколова-Данелия нашли мёртвым, ему было 26 лет. По требованию Георгия Николаевича причина смерти не разглашалась. Слухи ходили разные: то в секту попал, то наркотиками увлёкся. Слухи так и остались слухами, затерявшимися среди других событий. А горе матери, потерявшей единственного сына, было безмерным. В то время Любовь Сергеевна сблизилась с актрисой Нонной Мордюковой, которая тоже похоронила единственного сына. Когда человек в горе даже самые искреннее проявление сочувствия не сравнятся со словами: «Я знаю, что ты сейчас чувствуешь». Любовь Сергеевна выдержала этот удар судьбы. Она поддерживала добрые отношения с вдовой своего сына и внучками. Она снималась в кино, ездила по всей стране на встречи со зрителями, участвовала в творческих вечерах и концертах.
В 1994 году Соколова и Майя Булгакова ехали на встречу с ветеранами. Водитель не справился с управлением и врезался в столб. Булгакова скончалась в реанимации от полученных травм. У Соколовой были повреждены рука, нога, туловище. Прогнозы были неутешительными, но организм пожилой женщины, которой было 73 года, все же справился. И она после больницы, в которой провела три недели, вскоре вернулась на съемочную площадку.
В 2001 году за два месяца до своей кончины Соколова рассказала журналисту «Комсомольской правды» историю, которая с ней случилась в Ленинграде в блокаду.
- Стою на трамвайной остановке и вдруг ко мне подходит старичок с бородкой. Прищурился и говорит: «Ты будешь кушать мало, но жить будешь долго и счастливо. Только выучи молитву «Отче наш». Спрашиваю его: «А ты кто?» - «Я - дядя Николай». И исчез. Позже в церкви я увидела его лицо на иконе Николая Чудотворца. После этого случая я без молитвы «Отче наш» из дома не выхожу». Эта встреча придала отчаявшейся, изголодавшей девушке сил на жизнь.
На долю этой сильной духом женщины выпали тяжелые испытания, которые она с честью выдержала и научилась жить в тех обстоятельствах, в которые её ставила судьба.
Народная артистка Советского Союза Любовь Сергеевна Соколова ушла в мир иной 6 июня 2001 года от сердечного приступа. Ей было 79 лет. Похоронили её рядом с сыном на Кунцевском кладбище.
Свидетельство о публикации №225112601184