Пути кармы. Основание

Картинка из интернета.


               
                Шри Ауробиндо
                "Проблема Перерождения"
                ***

                Часть 2: ПУТИ КАРМЫ
                ***
                Глава 1: ОСНОВАНИЕ
                ***   



     За идеей Кармы стоят два понятия, которые являются составляющими её факторами: закон Природы, энергии или действия и Душа, которая живёт по этому закону, приводит энергию в действие и получает результат в соответствии и характером его.

   В связи с этим возникают определённые соображения, которые не следует игнорировать. Приведение в действие и получение результата может иметь только механический смысл и не иметь ментального, морального и духовного значения, если действие универсальной Природы совершенно отлично от действия Души по характеру, смыслу, закону бытия, работы ума, Души, Духа.

   Если индивидуальная энергия есть энергия Души, производящая действие и получающая результат физический, ментальный, моральный и духовный от универсальной энергии, то последняя, в свою очередь, должна быть энергией Всеобщей Души, в которой и в отношении с которой живёт этот индивидуальный огонь.

   Очевидно, что энергия индивидуального действия это не что-то чудесным образом отдельное и независимое, не сила, родившаяся сама собой, живущая в себе, действующая в своём сепаратном и полностью самосформированном могуществе, а наоборот, это универсальная энергия, действующая, несомненно, в индивидуальном применении, но на универсальных путях и в гармонии с универсальным законом.

   Если бы в этом была заключена вся Истина, то не было бы реального индивидуума и его ответственности, кроме ответственности универсальной Природы за выявление идеи или силы, выдвинутой вперёд в индивидуальном, как и в универсальном, Всеобщей Душой, космическим Духом.

   Но есть ещё также Душа индивидуума, и она — бытие Бесконечного, сознательная и эффективная часть, делегат или представитель Всеобщей Души и использует энергию, данную ей, соответственно её потенциалу, типу и ограниченности, посредством воли.

   Дух в космосе — Господин, Ишвара всей Природы, индивидуальная Душа, сходным образом, представитель, делегат Ишвары, по крайней мере, руководитель, если не хозяин своей природы, агент, свидетель за её формой и использованием универсальной энергии.

   Далее мы видим, что каждое существо в мире в жизни принадлежит к определённому виду, каждый вид имеет свою природу, Свабхаву или способ бытия, каждый индивидуум тоже имеет свою природу, ему присущий способ самобытия в пределах вида.

   Закон действия в общем определяется Свабхавой вида, и индивидуально — Свабхавой индивидуума, но в пределах более широкого круга.

   Сам по себе, человек одновременно особенный и уникальный, он униженная часть Бога и естественная часть человечества.

   Иными словами, существует общая и индивидуальная Свадхарма или естественный принцип и закон всякого действия для вида и для индивидуума в пределах вида.

   Ясно также, что всякое действие должно иметь особое применение, единый результат, совершенно или несовершенно, правильно или неправильно использовать общую и в её пределах индивидуальную Свадхарму.

   Но всё-таки, если бы каждый человек приходил со своей природой, уже определённой для него и неизменной, и вынужден был действовать соответственно ей, не было бы никакой реальной ответственности, потому что он делал бы добро и зло согласно добру и злу своей природы,

 был несовершенным согласно её несовершенству и совершенным согласно её совершенству, и вынужден был бы претерпевать справедливые последствия своих качеств, но механически, так как кажущийся выбор был бы вынужден его природой и никаким образом, ни прямо, ни косвенно, не был бы результатом воли его Духа.

   Но в действительности, в его существе есть способность развития, способность к изменению или, говоря языком современных концепций, эволюционная способность.

   Его природа такова, потому что он сделал её своим прошлым, вызвал её современное выражение предшествующей волей своего Духа, достиг человечности силой этого Духа и силой Всеобщей Души из множества возможностей универсальной Природы.

   Он создал в ходе эволюции характер и закон действия своего нынешнего индивидуального существа, создал форму своей человеческой природы.

   Он может изменить то, что создал, даже может, если это в пределах возможностей универсума, подниматься за пределы человеческой природы к сверхчеловеческой.

   Возможности и закон универсальной Природы определяют его бытие и действие, но в этот закон входит и подчинение Духу, тогда она будет развиваться в ответ на настойчивый призыв и должна откликаться, поставлять необходимую энергию, ориентировать свои действия в этом направлении, обеспечивать результат.

   Прошлая и нынешняя природа и выбранное окружение могут быть постоянными препятствиями, но они всё же должны, в конце концов, подчиниться эволюционной воле, соответственно искренности, целостности и настойчивости.

   Все возможности Всеобщего Бытия есть в человеке, вся сила Всеобщей Воли стоит за ним. Эволюция и её обстоятельства, её жизнь и форма, её события и смысл вытекают из этой потребности и формируются согласно прошлой, настоящей и будущей активной воле Духа.

   Как он использует энергию, таким и будет ответ со стороны универсальной энергии и сегодня, и впоследствии. В этом фундаментальный смысл Кармы.

   В то же время, действие и эволюция Духа, рождающаяся в теле, не такая простая и лёгкая вещь, как это было бы или могло быть, если бы Природа была единой, а эволюция — восхождением этой единой силы.

   Существует множество потоков, степеней и форм энергии Природы. В мире Рождения есть энергия физического существа и природы, вырастающая из неё энергия витального существа и природы, выходящая из витальной энергия ментального существа и природы и выходящая из ментальной энергии энергия духовного или Супраментального существа и природы.

   И каждая из этих энергий имеет свой закон, свои пути действия, отвечающие её манере бытия и существования, потому что каждая из них важна для какой-то потребности целого.

   Мы видим, что соответственно этому каждая следует своей линии, невзирая на все остальное, и пытается, насколько может, установить своё господство над другими.

   Ментальное существо наиболее сложное и имеет несколько форм энергии: интеллектуальную, моральную, эмоциональную, гедонистическую энергию ментальной природы, и хотя каждая из них считает свой закон абсолютным, всё же вынуждена модифицировать свою работу во взаимодействии с другими.

   Пути и движения мирового действия действительно сложный и запутанный процесс, так же как путь и движение нашего действия, которое мы не можем отдалить от мирового закона, как бы этого ни хотелось нашему уму.

   И, если всё это формы энергии природы Духа, то, вполне вероятно, что, только поднявшись в сознание высшего Духовного бытия, мы можем надеяться полностью понять весь общий секрет и гармонию мирового действия, а потому и интегральный смысл и закон Кармы.

   Попытка рассечь узел загадки сведением всего явленного клубка космического действия к закону только одной из форм энергии может служить частной цели, но мало полезна для окончательного результата.

   Универсум не только этическое построение и проблема антиномии добра и зла.

   Дух универсума ни в коем случае нельзя представить как жёсткого моралиста, озабоченного только тем, чтобы заставить все вещи повиноваться закону морального добра, или как поток тенденции к праведности, пытающийся, правда с весьма малым успехом, доминировать и управлять, или как строгого Законодателя, награждающего и наказывающего существа в мире, который он создал полным зла и страдания или позволил ему стать таким.

   Универсальная Воля, очевидно, должна проявить много других, более гибких методов, бесконечное количество интересов и различных элементов своего бытия, следовать многим линиям и целям.

   Закон мира не только в том, что наше добро приносит нам добро, а зло — зло; и этикогедонистический закон, что моральное добро приносит нам счастье и успех, а моральное зло — печаль и несчастье, тоже не достаточен.

   Миром правит закон, но это закон Истины Природы и Истины Духа, он велик и разнообразен, и принимает слишком много разных форм, чтобы мы могли понять его прежде, чем постигнем его высший или интегральный принцип.

   Воля интеллектуального существа должна утверждать знание и его Истину как руководящий принцип Духа; воля волевого существа — видеть в воле и силе самого Бога, воля эстетического существа возводит на трон красоту и гармонию как суверенный закон, воля этического существа видит в этой роли Право, Любовь или Справедливость и т.д.

   Но, даже если все эти вещи вполне могут быть аспектами Высшего, это сводит действие Бесконечного к одной формуле.

   И поэтому, для начала, лучше всего выражать закон Кармы в как можно более общей и неопределённой форме, без особой окраски и содержания, соответствующей определённой энергии, не с математической точностью сознательной воли и её механическими следствиями, а в согласии со сложным действием множества мировых сил.

   Если мы примем такое широкое основание, простота обычных решений исчезнет, но это потеря только для любви к догме или для умственной лени.

   Целостный закон космического действия или даже один закон, управляющий всеми другими, не может быть мерой физической, механической и химической энергии, так же как закон жизненной силы, моральный закон, закон ума или идеи, потому что очевидно, что ни одна из этих вещей, сама по себе, не перекрывает или не учитывает все фундаментальные силы.

   Вероятно, должно быть что-то другое, для которого всё это только средства и энергии.

   Наша начальная формула может быть общим механическим условием, но всё же, вероятно, она будет практическим правилом для всех частей механизма, и, даже если только утвердит себя и поначалу не сделает ничего другого, всё же беспристрастное рассмотрение разнообразия её операций может открыть множество смыслов и привести нас к сущностному пониманию.

   Практическое основание Кармы — это всё отношение Души к энергиям Природы, использование Пракрити Пурушей.

   Потребности Души, её согласие на использование или употребление энергий Природы и отклик или рефлекс её энергий, должны определять шаги нашего прогресса, будет ли он движением в заданном направлении, длительным колебанием вверх и вниз, или движением по кругу.

   Есть ещё другой, обстоятельный аспект закона Кармы, он связан с направленностью нашего действия не только на себя, но и на других.

   Природа энергий, выделяемых нами, и даже их последствия, воздействуют не только на нас самих, но и на все окружающее, и мы должны учитывать направленность наших действий на других, воздействие на них и ответную направленность следствий этого воздействия на нашу жизнь и существо.

   Но энергия, которую мы направляем на других, обычно смешанного характера — физическая, витальная, моральная, ментальная, духовная — и следствия её тоже носят смешанный характер.

   Наше физическое действие и витальное давление несёт в себе как физическую и витальную, так и ментальную или моральную силу, и результаты часто не подвластны нашей сознательной воле и знанию, а следствия, для нас и для других, часто достаточно сильно отличаются по характеру и масштабам от того, что мы планировали или могли предвидеть.

   Но расчёты не оправдываются потому, что слишком сложна универсальная энергия, действующая через нас, и сознательная воля для неё только инструмент; наше истинное согласие — это согласие с более фундаментальной внутренней силой, скрытое, сублимированное согласие с нашим подсознательным и сверхсознательным Духом.

   Реакция, какими бы ни были агенты, идёт от той же сложной универсальной энергии и определяется соотношением действующей и подвергающейся действию силы.

   Но есть другой, высший и сущностный смысл Кармы: отношение между нашей Душой и Высшим, или Всеобщей Сущностью; на нем основано, к нему ведёт и должно соотноситься все на каждом шагу.

   Это отношение не такая простая вещь, как воображают религии, потому что оно должно соответствовать огромному Духовному смыслу всего процесса Кармы, и здесь нужна связь каждого нашего действия, использующего универсальную энергию, с этим фундаментальным и, может быть, бесконечным смыслом.

   Эти три вещи — воля Души в Природе и действие Природы в Душе и на Душу, через неё и в ответ ей, результат воздействия её на других и возвращения к ней силы действия, осложнённой силой других, и смысл действия Души в отношении её к высшей Сущности и Всеобщей Сущности, к Богу — определяют между собой всё поведение Кармы.
*******


 


Рецензии