Кино в СССР и России

       Чем для нас - подростков из далеких шестидесятых являлось кино? Возможностью удовлетворить потребность в приключениях - /фильмы по произведениям Жюля Верна, Cтивенсона, Майн Рида и других замечательных авторов/, наблюдать исторические события в фильмах "Крестоносцы, Спартак, Александр Невский". Огромный интерес проявляли мы, мальчишки первого послевоенного поколения, к фильмам о войне: - "Подвиг разведчика, Вдали от Родины, Небесный тихоход ". И нет числа замечательным кинокартинам, появившимся в те годы на экранах ленинградских кинотеатров. Мы, 13-14 летние пацаны после просмотра фильма "Подвиг разведчика"   щеголяли фразами - "У вас продается славянский шкаф? " и "Вы болван! Штюбинг!", знали по именам всех благородных ковбоев из "Великолепной семерки", защитивших деревню от банды Калверы и пересматривали этот фильм по несколько раз. Мы распевали мелодии из "Крестоносцев" - фильма, поставленного по роману Генрика Сенкевича, пели песню из " Последнего дюйма", выстаивали длинные очереди за билетами на "Тайну двух океанов"  и "Путешествия Синдбада -морехода",  переживали за Фанфана-Тюльпана и проникали на "Адских водителей", несмотря на запрет детям до 16 лет. Много замечательных фильмов осталось в  памяти из того периода и каждый из моих ровесников сможет составить свой список любимых картин. Походы в кино всей семьей по выходным превращались в своеобразный ритуал, а вполне доступная стоимость билетов /не дороже 50 копеек/ cпособствовала заполнению зрительных залов. Кинотеатров в Ленинграде было более сотни, от маленьких с вместимостью несколько десятков зрителей до огромных, таких как Колизей, Великан, Гигант, вмещающих 1400-1800 зрителей.  Были еще дворцы и дома культуры при промышленных объединениях Электросила, Скороход, Кировский завод,  швейной фабрики Володарского, работников связи, в которых тоже демонстрировались фильмы. Кинотеатры, так называемого первого экрана, получали новые фильмы в первую очередь; - они проводили премьерные показы и располагали зрительными залами не менее чем на 600-800 мест. Остальные киноустановки довольствовались тем, что новые фильмы попадали к ним спустя неделю и более. Cоответственно и выручка от продажи билетов была разной. Цена билета в кинотеатрах первого экрана зависела от места в зрительном зале и времени начала сеанса;-на дневные /до 16 часов/ - 20 копеек для любого места в зале, а на вечерние сеансы /с 16 часов/цена  билета варьировалась от 30 до 50 копеек /два первых и последний ряд - самые дешевые/. Билеты на детские киноутренники в 10 или 12 часов стоили 10 копеек. Надо отметить, что в те давние времена в нашу страну поступало большое количество зарубежной кинопродукции и советские зрители смогли видеть картины, созданные выдающимися мировыми режиссерами.
       Мне повезло. Дом, в одной из коммунальных квартир которого проживала моя семья, располагался на Московском проспекте у Московских ворот. Если направиться от дома вправо, то через метров 500 будет ДК Капранова; - трехзальный кинотеатр 1-го экрана. Если направиться от дома влево, то через те же 500 метров будет ДК Ильича с залом на 1000 мест и, почти напротив, здание Московского райсовета в котором разместился кинотеатр Московский /зал на 680 мест/. В пешей доступности были кинотеатры Мир, Знамя, Дружба, залы которых вмещали около 300 мест. Мама моего одноклассника работала кассиром в ДК Ильича и иногда проводила нас без билета. Но чаще всего я ходил в ДК Капранова на сеанс 14 часов, взяв билет за 20 копеек /стоимость буханки хлеба в те годы/.
        В фойе кинотеатра работал  "мороженщик " дядя Миша. Его рабочее место - большой ящик с холодильником, располагалось в левом крыле рядом с буфетом. Орудуя большой ложкой с длинной ручкой, он наполнял вафельные стаканчики двумя шариками вкуснейшего пломбира. В коротком перерыве между киножурналом и фильмом,  дядя Миша брал поднос с двумя десятками стаканчиков и разносил их запоздавшим зрителям. Покупал я мороженое не часто, так как цена - 19 копеек была сопоставима со стоимостью билета. Дядю Мишу помнила моя мама; - в середине пятидесятых она работала в кафе ДК.
       В 1961 году, окончив 7 класс, я поступил в Ленинградский кинотехникум и этот выбор был осознанным /читать "Знакомство на даче"/.  Учебное заведение готовило техников по ремонту и зксплуатации киноустановок, а когда через два года надо было проходить производственную практику, то я выбрал ДК Капранова. Учиться было интересно, приятно и легко, ведь я осваивал любимое увлечение и, вплоть до окончания техникума, работал в кинотеатре, совмещая работу с учебой. Никогда не забуду свой первый рабочий день 20 апреля 1964 года.  Тогда в  ДК был премьерный показ фильма режиссера Козинцева "Гамлет". ДК Капранова с его вместительным кинотеатральным залом на 1500 мест, был выбран для этого события. Хотя мне еще не исполнилось 17 лет, но вместе со старшими товарищами я работал на демонстрации фильма.
       Утренние занятия продолжались до 13-14 часов, а уже в 16 было начало первого вечернего киносеанса. И так каждый день до позднего вечера. Надо отметить, что в те годы в страну поступало много качественной зарубежной кинопродукции и советский зритель мог видеть фильмы - шедевры, произведенные талантливыми французскими, итальянскими, американскими режиссерами. Зрители знакомились с такими звездами как Ален Делон, Бельмондо, Луи де Фюнес, Марчелло Мастрояни, Челентано,  Одри Хепберн, Мэрилин Монро, Марлон Брандо и этот список можно продолжать бесконечно. Хорошие фильмы, на которые охотно шли зрители, поступали из братских стран - Чехословакии, ГДР, Венгрии,  Югославии. Такие актеры как Дин Рид, Вольдемар Матушка, Гойко Митич были хорошо знакомы нашим соотечественникам. Но самыми любимыми, были наши родные отечественные постановки того времени - "Свадьба в Малиновке, Кавказская пленница, Берегись автомобиля, Три плюс два, Война и мир, Операция Ы, Бриллиантовая рука".  Это лишь самые знаковые фильмы из далеких 60 - х, а всех перечислить невозможно.
      Советская киноиндустрия середины 60 - х активно развивалась; - в короткие сроки в Ленинграде было построено 14 современных кинотеатров для показа широкоформатных фильмов:  Зенит, Меридиан, Прибой, Нарвский, Невский, Слава и другие. Вместимость их зрительных залов была внушительной - не менее 1200 мест, экран занимал всю ширину передней стены. Киноаппаратная оснащалась проекционными аппаратами, работающими с 70 мм пленкой, увеличившей площадь кадра и, соответственно, качество изображения, мощные источники света - ксеноновые лампы, сменили угольную дугу и  яркость экрана значительно возросла, звуковое воспроизведение стало стереофоническим. Эффект присутствия зрителя в происходящих на экране событиях, к которому стремились работники киноиндустрии, значительно возрос, особенно для зрителей первых рядов. Необходимый для удобства зрителей подьем пола от первого ряда к последнему и мягкие кресла делали посещение кинотеатра максимально комфортным. Цена билета выросла до 70 копеек, но оно того стоило. Техническими руководителями новых кинотеатров стали выпускники Ленинградского кинотехникума, впрочем, как и других кинотеатров города.
       Одну из таких коробок - кинотеатр Невский, предложили мне, когда закончился срок службы в армии в конце 1968 года и я вернулся в родной город. Во время службы "крутил" кино в полковом клубе и Доме офицеров в Гремихе. Приходилось работать на всех видах киноаппаратуры и мне пригодились знания и навыки, полученные в техникуме. Конечно, в основном демонстрировал старые кинокартины, работал на устаревшей аппаратуре, да и новинки киноэкрана на Кольский полуостров попадали редко, однако главным было то, что мне удалось сохранить квалификацию, ведь в период службы я занимался любимым делом. Не долгим был мой отдых, во время которого я забрел на концерт в свой родной ДК Капранова, да так и остался работать там на 8 лет  /читать "После службы. Институт киноинженеров"/.
       В те годы зрители любили ходить в кино и посещаемость была очень высокой. Статистика показывает, что в среднем каждый человек посещал кино 2 раза в месяц.  Это был один из самых высоких показателей в мире. Остался в памяти 1969 год;-тогда в Москве проводился Международный кинофестиваль, на который были приглашены  выдающиеся режиссеры и артисты со всего мира. В том году в нашей стране демонстрировалось много мировой кинопродукции и на меня произвели впечатление фильмы "Загнанных лошадей пристреливают" c Джейн Фонда в главной роли и "Пушки острова Наварон" с Грегори Пеком. Оба эти Фильма были удостоены премии Оскар в Голливуде. Молодежь с удовольствием смотрела английский фильм "О, счастливчик!", музыку к которому написал и исполнил Алан Прайс - клавишник легендарной группы The Animals, а в одном из эпизодов фильма сыграл знаменитый "битл" Ринго Старр.
                Период "застоя" сейчас называют золотой эпохой советского кино; - фильмы Рязанова, Гайдая, Данелия, Хуциева, Германа, Быкова признавались лучшими. Однако, начиная со второй половины 70-х годов зрители стали реже ходить в кино, а многие отечественные фильмы стали убыточными. Наступало время телевидения, ведь телевизор был в каждой семье и становился самым популярным средством развлечения. Кинотеатры стали терять аудиторию, так как зрители переключились на сериалы: - Семнадцать мгновений весны, Место встречи изменить нельзя и другие. Конечно, даже и в те годы жесткой идеологии появились такие картины как:- "Пираты ХХ века, Бриллиантовая рука, Иван Васильевич меняет профессию, Кавказская пленница". Осваивались жанры вестерна, а фильмы пытались строить по голливудским канонам - "Белое солнце пустыни, Экипаж". Повышался уровень режиссеров и операторов, росло влияние европейского кино - "Шерлок Холмс и доктор Ватсон".
       С началом перестройки 1985 года и появлением таких фильмов как "Маленькая Вера" и "Интердевочка"  завершилась эпоха советского кино. Рухнула посещаемость в десять раз, до двух посещений в год, а государство с 1990 года перестало финансировать производство фильмов. Кинотеатры стали превращаться в торговые площадки, а фильмы снимались на деньги спонсоров - людей далеких от кино, которым нравились боевики, примитивные комедии. Кино того времени отражало нашу суровую реальность - пьянство, наркоманию, преступность; их  героями стали криминальные авторитеты. Впрочем, подобные фильмы можно увидеть и в наши дни, хотя тогда режиссеры и пытались вписаться в нашу действительность - фильмы "Небеса обетованные, Брат, Гений,  Утомленные солнцем,  Ворошиловский стрелок ". На экранах замелькали мускулистые бойцы за справедливость: - Певцов, Фомин, Cеребряков, Сидихин, а кумиром зрителей стали Данила Багров, бандиты из фильма "Бригада". Полюбили зрители героев из комедий "Особенности национальной охоты, рыбалки" - фильмов простых, рассчитанных на определенную аудиторию и примитивных. Не удивительно, что зрители перестали ценить отечественное кино, а ввозимая зарубежная кинопродукция не всегда отличалась в лучшую сторону.
       Как грибы после дождя в Ленинграде стали появляться видеосалоны. Предприимчивые владельцы размещали их в фойэ кинотеатров, в красных уголках жилконтор, в любых свободных помещениях. Расставив несколько десятков стульев, а иногда и скамеек, установив проекционную аппаратуру, они делали свой маленький бизнес. Город наводнили привозные видеокассеты с боевиками и эротикой, с плохим гнусавым переводом. Молодежь 90-х нашла новых героев, которыми стали:-Шварценеггер, Cталлоне, Джекки Чан, Брюс Уиллис, Жан-Клод Ван-Дамм, Чак Норрис, Дольф Лундгрен, Стивен Сигал;-в фильмах для взрослых блистала очаровательная Сильвия Кристель в роли Эммануэль. А счастливые владельцы видеомагнитофонов и видеоплееров, появлялись и такие, могли взять в прокате или купить на рынке понравившуюся видеокассету. О каких посещениях кинотеатров в эту эпоху могла идти речь? 
       Но постепенно государство справилось с проблемой российского кино, правда, оно должно было соответствовать определенному содержанию, быть патриотичным и не   выпячивать социальные  проблемы.  Режиссеры и сценаристы стали приукрашать действительность; - в фильмах изображены герои, живущие в просторных квартирах и красивых домах, а их проблемы далеки от забот о хлебе насущном, хотя нельзя сказать, что подавляющее большинство наших соотечественников живут безбедно. Cмотришь иной фильм, наблюдаешь за героями и их заботами и думаешь, - как же далеки они  от простого народа!
       Хотя, истины ради, cтоит отметить хорошие фильмы "72 метра, Стиляги, Левиафан", восторженно встретили зрители патриотическую картину "Движение вверх", не уставали спорить об очередной экранизации булгаковского романа "Мастер и Маргарита". Но где яркие фильмы о трагедиях наших дней /Беслан, пожар в "Хромой лошади" и "Зимней вишне ", теракт  в Крокусе/?
       Заметными российскими фильмами стали "Аритмия, Нелюбовь, Холоп, Легенда №17, Битва за Севастополь, Географ глобус пропил, Экипаж", но это слишком малая часть того, что выходит на экраны наших кинотеатров. Поэтому и падает посещаемость, а кинопрокат в России сегодня это кинотеатры в торговых центрах, c зрительными залами на 250 - 300 мест. Стоит отметить, что демонстрация фильмов идет с качественным изображением и приличным звуком. Благодаря новым технологиям и современному техническому оснащению, посещение кинотеатров стало комфортным и удобным. Но где взять хорошие фильмы? Российское кино сегодня, за редким исключением, не представляет собой ничего нового и интересного c художественной точки зрения, лучшие зарубежные фильмы не покупаются из-за санкций. А наш обленившийся зритель посмотрит какую-нибудь пиратскую копию, лежа на домашнем диване, скачав ее из компьютера.
   


      

    

    
    

    

    


Рецензии
Интересный рассказ. Вспомнил детство. Помню фильм "Бездна" . "Викинги". "Легенда о динозавре". 80-е годы.

Игорь Струйский   02.12.2025 11:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.