Размышления о везении
(Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель)
С самого рождения мне повезло. Родился я в дружной семье и жил в центре Москвы. В нашей коммунальной квартире был туалет, ванная с горячей водой, большая кухня с газовой плитой, водяное отопление и даже телефон. У меня в нашей большой комнате был отдельный угол и свой персональный диван. Далеко не все мои сверстники имели такие же удобства в дошкольные и школьные годы. А еще мне повезло с родителями. Отец в молодости был хорошим журналистом, а потом заведующим редакцией в солидном издательстве. У мамы талантов было очень много. Во-первых, абсолютных слух и чувство ритма. В молодости она выступала на концертах вместе с профессионалами, где пела и танцевала. Во-вторых, она была хорошей спортсменкой. В молодости она выступала на соревнованиях по легкой атлетике и лыжам. И наконец, у нее были хорошие организаторские способности. Все мои школьные годы она была председателем родительского комитета и ее уважали все учителя и родители.
А еще мне повезло с ближайшими родственниками. Родные братья мамы и ее племянники очень хорошо играли в шашки и шахматы. А ее двоюродный брат был организатором шахматных соревнований высочайшего уровня. Сестра папы была кандидатом медицинских наук, специалистом в области психиатрии. Ее дочь сочетала способности научного сотрудника в области акустики, с талантом художника и поэта. Мне, человеку средних способностей, нечего было даже пытаться сравниться с такими одаренными людьми.
В средней школе в моем окружении очень способных учеников я не помню. Все серьезные решения в школьные годы за меня принимали мои родители. Нарушил это правило я только после окончания 8-го класса. Наша школа как раз из 10-ти летки превратилась в 11-летку. Я решил перейти в школу рабочей молодежи, Мама сумела договориться. чтобы меня приняли в лучшую школу рабочей молодежи (ШРМ) города В этой школе впервые в жизни я столкнулся с талантливыми людьми, с которыми я не мог сравниться ни по каким параметрам. Обучение в этой школе позволило мне встретить двух друзей, с которыми потом дружил всю жизнь.
Каждый ученик ШРМ должен был где-то работать. Стараниями мамы я был принять на работу в Международный почтамт на рабочую должность. Я был значительно моложе всех других работников нашего подразделения. Но относились ко мне не как к подростку, а как к коллеге по работе. Благодаря этому коллективу, я преодолел свою застенчивость и научился находить контакт с окружающими. Кроме того, через наше подразделение проходила иностранная пресса, в основном на английском языке. Были издания и на русском языке, например, журналы «Америка» и «Англия». Знакомиться с этой прессой тоже было интересно и развивало кругозор.
После окончания ШРМ моих способностей хватило на то, чтобы поступить в Московский электротехнический институт связи на самый престижный факультет «Автоматики, телемеханики и электроники». И в этом мне очень повезло. Там я встретил несколько друзей, с которыми тоже дружил всю жизнь. В нашей группе в основном учились молодые люди и девушки, которые с отличием закончили школу, а один молодой человек – техникум. Первые два курса я не отличался хорошими оценками из-за поверхностных школьных знаний по математике и физике. И только начиная с третьего курса, когда начались специальные дисциплины, я начал учиться только на «хорошо» и «отлично». В этот период проявились мои организаторские способности. Я мог организовать для своих друзей проведение праздников, походов и поездок к Черному морю. При этом я не стремился к общественной деятельности, как и все мои товарищи.
На пятом курсе после зимней сессии у нас было распределение по будущим местам трудовой деятельности. Мне предложили работать в Центральном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения (ЦНИИ МПС) в лаборатории радиосвязи. Это тоже было везением. Работа была связана с исследованиями, разработкой и испытаниями средств поездной радиосвязи. Большинство сотрудников лаборатории были очень хорошими специалистами, которые помогали освоить профессию новичкам. Очень быстро мне стали поручать организовывать поездки с вагоном-лабораторией для проведения исследований в поездных условиях. Я уже планировал написать кандидатскую диссертацию и за три года работы подготовил одну статью для публикации в научном журнале.
Но в это время Министерство обороны решило, что без такого специалиста как я, система радиорелейной связи «Север» не обойдется. Так я оказался на два года в Якутии в заполярном поселке Тикси на берегу Северного ледовитого океана. Но и здесь мне в очередной раз повезло. Я попал в коллектив квалифицированных специалистов, которые помогли мне освоиться со спецификой работы в качестве магистрального инженера радиорелейной линии связи. Я также адаптировался к местным условиям жизни, очень сильно отличающимся от жизни в столице. Благодаря военной службе я приобрел бесценный опыт самостоятельно принятия решений в условиях, когда не было времени посоветоваться с более компетентными специалистами. Кроме Тикси, я примерно полгода провел в командировке на радиорелейной станции недалеко от г. Якутска. После Тикси Якутск поразил меня своими широкими проспектами с троллейбусами и автобусами. А в Тикси самым распространенным транспортом были гусеничные транспортеры и машины высокой проходимости.
Стараясь не ограничиваться только знакомством с военнослужащими, мне в Тикси удалось познакомиться с журналистами местной газеты. Они предложили стать внештатным сотрудником этой газеты и писать репортажи о различных событиях жизни поселка. И это тоже был очень полезным опытом.
Два года военной службы пролетели очень быстро, и я вернулся в Москву весьма уверенным в себе человеком.
После увольнения в запас я еще немного проработал в ЦНИИ МПС, но затем мне предложили перейти в отдел безопасности движения Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) МПС, а затем ПКБ ЦТ «ОАО РЖД».
В начале моя работа не была связана с разработкой новой техники, но постепенно меня стали привлекать к таким работам. Руководили работами отдела одни из лучших специалистов нашей организации, причем практически все их разработки были признаны изобретениями. И тут мои организаторские способности пригодились в качестве подготовки различных испытаний. А через несколько лет в нашей организации было принято решение о создании нового отдела – микропроцессорной и вычислительной техники. Большинство сотрудников отдела были выпускниками Московского института инженеров железнодорожного транспорта, специалистами в области программирования. Более опытные из них стали руководить отдельными направлениями. Возглавить отдел уговорили ведущего специалиста отрасли в области безопасности движения. Я отвечал за решение организационных вопросов, включая организацию испытаний и внедрения наших разработок, связь с заказчиками и соисполнителями, ведение договорной работы и т.п. Очень скоро в отдел стали приглашать руководителей нашей отрасли для демонстрации результатов работы отдела. Через несколько лет на всех отраслевых выставках стали демонстрировать наши тренажеры для обучения локомотивных бригад и другие разработки отдела,
Когда мои сверстники стали уходить на пенсию, я решил продолжить работать, пока чувствовал себя полезным коллективу. Уволился я только после пандемии, когда понял, что надо срочно подготовить себе замену и уходить. Было очень приятно, когда при увольнении я выслушал много теплых слов в свой адрес от руководства нашей организации и от коллег, хотя я всегда критически относился к похвале.
Надеюсь теперь понятно, почему я считаю, что мне в жизни повезло.
А еще я сохранил хорошую физическую форму и активно занимаюсь бегом трусцой, упражнениями на различных тренажерах и бадминтоном. Но это уже не везение, а ежедневный труд.
Свидетельство о публикации №225112801979
С уважением,
Леда Шаталова 03.12.2025 09:20 Заявить о нарушении
Михаил Певзнер 03.12.2025 10:22 Заявить о нарушении