От реинкарнации к сознанию животных и ИИ

Эта заметка из проекта 3, коротко обо всех моих проектах – в обновляемом резюме на моей странице портала proza.ru, коротко о каждом из них – в обновляемых Предисловиях.


Эту заметку я пишу после того, как узнал о том, что один из крупнейших специалистов по мозгу и сознанию в РФ и ключевых людей в этом моем проекте, академик РАН в третьем поколении К.В. Анохин сотрудничает с Яндексом в наделении ИИ сознанием. Во время одного из своих публичным выступлений он напомнил аудитории о том, что хотя мы и ИИ учимся, усваиваем новую информацию, но разница между нами и ИИ состоит в том, что мы (хоть иногда, изредка все-таки) хотим учиться, а ИИ не умеет этого хотеть. Анохин тогда сказал, что знает, как научить ИИ хотеть учиться [1]. Предполагаю, что в дополнению к этому имеющий свою теорию сознания [2] академик вполне может научить ИИ и сознанию.

Начиная с 1987 г. и в течение 35 лет интерес Его Святейшества Далай Ламы XIV к науке публично выражался в регулярных встречах с учёными в формате международных конференций. В 2008 г. он предложил американскому учёному Р. Дэвидсону заняться изучением тукдама (иногда с тибетского переводится, как святой ум, это так называемая посмертная медитация монахов тибетского буддизма или отсроченное разложение трупа после смерти адепта). В 2018 – 2020 гг. российские учёные также встречались с Его Святейшеством, его предложение изучать тукдам принял один из крупнейших специалистов в РФ по мозгу и сознанию академик РАН С.В. Медведев (1949 - 2025). (Хотя, как явствует из его посмертно изданной книги «Мозг против мозга», его здоровье не было идеальным.)

С уходом из жизни С.В. Медведева научные исследования тукдама понесли невосполнимую потерю. Дальше я прослежу мировоззренческую «траекторию», которую можно усмотреть в высказываниях академика РАН в третьем поколении К.В. Анохина, игравшего в этих исследованиях не последнюю роль. Ее общая направленность – успех и прагматизм, что вполне понятно.

Хотя академик РАН С.В. Медведев, по его словам, был знаком с Его Святейшеством с 2009 г., но, по его же словам (насколько я это помню, лень искать источник), на отдельную встречу российских учёных с Далай Ламой, на которой он принял его предложение изучать тукдам, его пригласил тогда еще член-корреспондент РАН  К.В. Анохин. После этой встречи Анохин говорил о том, что если реинкарнация подтвердится в хорошо контролируемых экспериментах (Далай Лама напоминал ему об исследованиях Я. Стивенсона и его последователей, но…), то ему с коллегами придется пересматривать основы своей науки о мозге и сознании, а, возможно, не только своей. Позже в одном из фильмов о его и Т.В. Черниговской встречах с учителем дзогчен Сангнаком Ринпоче он говорил о том, что «даст бог» ему не придется это делать при его жизни (он 1957 г.р.). А в 2020 г. во время празднования 85-летия Его Святейшества в одном из концертных залов Москвы Анохин пожелал Далай Ламе успехов в изучении реинкарнации, что я дистанционно понимаю так, что уже тогда он ею не собирался заниматься. После этого он провел две международные конференции по сознанию у животных, а, выступая в ИВ РАН в конце 2024 г. перед буддистами и буддологами и рассказывая о нынешнем кризисе перепроизводства теорий сознания [2], говорил, что научного прорыва в понимании сознания он ожидает по аналогии с прорывом в исследованиях памяти от изучения животных. А вовсе не от встречи с тибетским буддизмом. И завершающий штрих к этой «траектории» внесла информация о том, что К.В. Анохи включился вместе с Яндексом в гонку за сознание ИИ [3].

В нынешнем тысячелетии вновь вошла в моду идея «государств-цивилизаций», одной из «скреп» которых являются религии. По мнению ИИ, эта фрагментация человеческой цивилизации приведет к тому, что у каждого государства-цивилизации будет свой сильный ИИ. В.В. Путин уже говорил о том, что России (одно из государств-цивилизаций) нужен суверенитет в области ИИ. Если принять прогноз футурологов о том, что в виду вырождения политических лидеров у людей есть две основные перспективы: глобальная катастрофа или правление ИИ – то, наверное, лучше, если государствами-цивилизациями будут управлять сознательные ИИ… Глядишь, еще и просветленными станут, ведь где сознание, там страдание и, соответственно, желание освободиться от него. О том, что по сообщению философов по крайней мере одна модель ИИ уже страдает, я писал раньше [4].

Прагматизм К.В. Анохина мне легко понять. Ведь он прекрасно знает, как в целом устроена медитация монахов тибетского буддизма, ведущая к тукдаму, т.е. если полностью и не освобождающая от всех страданий, от сансары, то существенно улучшающая перспективу. Для немолодого европейца, центрированного на интеллекте, она просто не доступна. С дзогчен, ветвь тибетского буддизма, который обещает просветление за одну жизнь, он познакомился, читая книги выдающегося мастера дзогчен  Чогьяла Намкая Норбу Ринпоче (1938-2018) и беседуя в т.ч. и об их содержании с мастером дзогчен Сангнаком Ринпоче, которому он говорил, что хочет понять это учение интеллектом. Здесь ситуация аналогична: ценности интеллекта (а он у него - академик в третьем поколении) и просветления вряд ли совместимы. Сюда же можно добавить, что согласно одной неоиндуистской современной школе медитации международного уровня именно интеллект является последним препятствием на пути к освобождению от страданий. Опять же изменение основ собственной науки – дело очень хлопотное и не благодарное.

После ухода из жизни академика РАН  С.В. Медведева, здоровье которого не было идеальным еще до начала этих исследований и регулярных поездок в Индию в связи с ними, о чем он упоминает в своей посмертно изданной книге «Мозг против мозга», этот проект остался без руководителя. Выступая осенью на презентации документального фильма о тукдаме режиссера  И. Янчеглова, К.В. Анохин упоминал в связи с этими исследованиями то, что делали Коперник и Галилей, но тут же заметил, что история не благодарна и часто забывает первопроходцев. Суммируя все вышесказанное, я предполагаю, что он вряд ли возглавит дальнейшие исследования тукдама вместо С.В. Медведева. И его прагматичный выбор сознания ИИ мне понятен.
 

[1] Кукаров А.Ю. Где мы, кто мы, куда идем? Проект 3, proza.ru.
[2] Кукаров А.Ю. Кризис перепроизводства теорий сознания. Моя страница портала proza.ru.
[3] Кукаров А.Ю. Не тукдам, а животные и ИИ. Литературный дневник, запись от 20.11.25.
[4] Кукаров А.Ю. Успешный обман ИИ. Проект 3, proza.ru.


Рецензии