Ч. 3 На дне кораблей больше
Большинство прекрасных бронзовых скульптур, выставленных в Национальном музее в Афинах, подняли со дна ныряльщики за губками и рыбаки, у которых сети зацепились за артефакт.
Когда в пятидесятых годах двадцатого века стало стремительно распространяться плавание с аквалангом, интерес к древним кораблекрушениям в Средиземном море также быстро вырос.
В 1948 году водолаз Гастон Кристианини сообщил, что нашел затонувший корабль недалеко от острова Риу, к юго-востоку от Марселя. Обнаруженное им место стало первым в мире местом подводных археологических раскопок.
В 1952 году Жак-Ив Кусто и группа подводных пловцов почти год исследовала археологические отложения у островка Гран-Конглоэ. Они оказались грузом амфор и керамики.
Кусто и его пловцы думали, что поднимают артефакты с палубы и из трюма одного корабля. Но наземные археологи датировали останки двумя различными периодами.
Начались яростные споры в научном обществе по поводу датирования артефактов. Они продолжались, пока в 1980 году не было доказано, что на самом деле у подножия Гран-Конглоэ лежат два корабля.
Второй корабль ухитрился затонуть точно в том же месте, но спустя столетие после первого. Споры улеглись.
Беда в том, что с тех пор многие места крушения кораблей были разграблены аквалангистами. Государства принимают меры по защите мест крушений, изданы соответствующие законы, но преступники всегда были, есть и будут.
Иногда такие места уничтожаются от недомыслия, либо при проведении строительных работ. Видел по интернету, как один фокусник нырнул в Чёрном море и вынырнул с двумя древними амфорами.
Вспомнилось, как дед Щукарь цеплял под водой на крючок рыбу генералу, который удил. А здесь аквалангистов под водой, наверное, было гуще, чем селёдок в неводе.
Старинные корабли, лежащие на дне, разрушаются под воздействием природных факторов, но несравнимо больше от действий человека. Не буду приводить примеры, чтобы самому лишний раз не расстраиваться и не расстраивать читателя.
За три тысячи лет до Рождества Христова Вавилон установил регулярное морское сообщение с Индией.
Египтяне занимались морской торговлей также за три тысячи лет до нашей эры, а за две с половиной тысячи лет строили тридцатиметровые суда с большими квадратными парусами, на которых плавали по Красному морю до сомалийского берега.
Минойцы с Крита плавали в Эгейское море. Но самыми великими мореплавателями в истории древнего мира были финикийцы, которые жили на территории нынешней Сирии и Ливана. Они выходили на своих судах даже в Атлантический океан.
В восьмом веке до нашей эры этруски и греки превзошли финикийцев в морском могуществе. Греки строили суда водоизмещением до 500 тонн, совершали длинные морские вояжи.
В шестом веке до нашей эры в Средиземном море стал доминировать римский флот. В третьем веке до нашей эры после упадка Рима преимущество на море перешло к Византии.
Учёные разных стран считают, что за 1500 лет до нашей эры и тысячу лет нашей погибли в Средиземном море, по меньшей мере, двадцать тысяч судов. Поскольку торговые пути оставались неизменными, в некоторых местах морское дно просто устлано кораблями.
Мы знаем о древних судах по изображениям на фресках, мозаике, монетах, скульптурах, из старинных манускриптов.
Но это всего лишь обрывочные сведения. С развитием подводного плавания стало многое известно о грузах на кораблях, вооружении, навигационных инструментах и о многом другом.
Но нам почти ничего не известно о самих судах.
Американец Питер Трокмортон, профессиональный дайвер, журналист, писатель, подводный археолог, свёл тесное знакомство с турецкими и греческими ловцами губок на почве совместного распития множества бутылок ракии.
От них он узнал о многих местах крушения древних кораблей. Почти год проверял он полученные сведения. Одно из таких крушений случилось в бронзовом веке 1200 лет до нашей эры.
Это был век, когда люди научились делать различные вещи из бронзы, стали использовать колесо и пахать плугом, в который запрягали быка. Рыбаки собирались взорвать древний корабль, а бронзу собрать для продажи в пункт приёма цветных металлов.
Трокмортон сообщил о находке турецким властям и в отделение археологии Пенсильванского университета. На его счастье, он попал на доктора Роднея Янга, большого энтузиаста, директора института классической археологии этого университета.
Янг собрал у меценатов деньги и организовал команду археологов для большой экспедиции. Среди археологов находился и опытный подводный археолог Фредерик Дюма, который раньше работал в команде Жак-Ива Кусто на Французской Ривьере.
Работа оказалась невероятно трудной. Учитывая глубину погружения, чтобы не случилась декомпрессионная болезнь, каждый подводный пловец мог находиться на глубине только 68 минут.
Пловцы поднимали на поверхность большие глыбы, в которых находились артефакты, помещали их в пресную воду, соблюдая крайнюю осторожность, освобождали от наслоений.
Они обнаружили большое количество предметов, изготовленных из бронзы.
Их экспедиция оказала огромное влияние на последующие исследования подводных археологов.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №225120101056
