Парижские сны Александра Бенуа
Александр Бенуа, которого еще не знали!
Вы помните прелестный уголок-
Осенний парк в цвету янтарно-алом?
И мрамор урн, поставленных бокалом
На перекрестке палевых дорог
/Игорь Северянин/
Эти строки поэта Игоря Северянина, взятые эпиграфом к очерку о творчестве Александра Бенуа, как нельзя лучше отражают суть того мира, в котором творил Александр Николаевич Бенуа. Внутреннего, собственного мира, видения и ощущения окружающей жизни, воплощавшейся в живописные работы, статьи об искусстве живописи и театральные опыты, которые имели место в жизни Александра Николаевича, как художника, режиссера и постановщика спектаклей в разных театрах.
Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге, в 1870 году в семье, имевшей отношение к искусству. Сам Александр Бенуа называл себя «продуктом художественной семьи». Семьи, дома, наполненного музыкой, живописью, гостями-интереснейшими людьми, актерами, зодчими, музыкантами. Его семья стала его «университетами». Его отец был архитектором, а архитектура, как известно, застывшая музыка… Дед А.Н. Бенуа, А.К. Кавос – автором Большого театра в Сенкт-Петербурге На страницах своих «Воспоминаний» Бенуа старается воссоздать духовную атмосферу родительского дома. Одна из сестер Александра Бенуа вышла замуж за известного скульптора Е. Лансере. Их дочь- замечательная, художница Зинаида Серебрякова. Но, это к слову. Горячие обсуждения выставок, премьер в Мариинском театре, гастроли Мейнингейнской труппы, романтика «берегов Невы», города, в который был влюблен будущий художник и писатель.
« Я люблю Петербург за то, что чувствую в нем, в его почве, в его воздухе какую-то большую строгую силу, великое его предназначение для России». Известно, что привязанность Бенуа к Петербургу дала реальные плоды его деятельности и как художника, и как историка искусств. Его статьи воспевали торжественную красоту ансамблей города, возрождение пушкинских традиций.
Волею судеб оказавшись в эмиграции, в Париже, он писал в своих воспоминаниях: «Пытаюсь восстановить в памяти то, чем был на берегах Невы, весной мой милый, милый город. Весна-это была пора, когда я особенно любил Петербург. Именно в мягкие июньские вечера, совпадающие с ликующими моментами моих личных переживаний, я стал осознавать свою влюбленность в родной город, в самое его лицо и его персону. Красив и поэтичен Петербург бывал в разные времена года, но именно весна была ему особенно к лицу». Вспоминая свои впечатления от культовой музыки П.И. Чайковского, Александр Николаевич сопоставляет их с разными петербургскими настроениями. Он пишет: «Мне придется рассказать о Летнем саде, о ранней петербургской грозе, о Зимней канавке, обо всем том, что, благодаря музыке, сильнее хватало за душу. Вообще во всем Петербурге царит удивительная музыкальность…»
Бенуа было всего четыре года, когда он познакомился с балетом и стал частым посетителем Петербургского Большого театра. Чудеса балетного царства, всегда соблазняющие детей, возникали для него в обстановке родственного уюта, так как в Большом театре он чувствовал себя как дома. Большой театр с его внушительной колоннадой , с вереницей подъезжающих экипажей был отлично виден из окон дома, а в театре ждала просторная аванложа, обставленная старинной мебелью, "Висевшее на стене зеркало в черной резной раме составляло пару тому, что мы унаследовали после смерти деда, а столик в стиле экстравагантного рококо был совершенно подобен тому, что мы видели в доме у дедушки". /из воспоминаний А.Н. Бенуа/.
Бенуа пересмотрел все основные спектакли балетного репертуара с такими светилами, как Е.О. Вазем, Е.П. Соколова, П.А. Гердт. В июне 1885 года Бенуа посетил первую гастроль в России знаменитой итальянской танцовщицы Вирджинии Цукки, кстати, впервые показавшей на русской балетной сцене технику тридцати двух фуэте, которые до того времени не практиковались русскими танцовщицами. Кто-то из них вспоминал, что после спектаклей Цукки, во всех углах театра и балетного училища можно было видеть танцовщиц, усердно вертевших эти самые 32 фуэте… Гастроли Вирджинии Цукки так подействовали на юношу, что, как он писал впоследствии в своих воспоминаниях, сыграли решающую роль в его жизни, т.е. окончательно привели его в мир искусства.
Бенуа стал посещать балет в Мариинском театре, как своего рода исследователь -практик, так как изучением искусства он занимался самостоятельно. К концу 1880-х годов его интерес к балету временно ослабел и перекинулся на оперу, русскую драму, французский театр, музыку. "Музыка способна вызвать во мне эмоции и такие потрясения, что именно она порождала в моей творческой деятельности наиболее счастливые идеи и как бы поддерживала меня в творческом процессе»,- писал Бенуа.
Вообще в творчестве своем Александр Бенуа тяготел не к веяниям искусства своего времени, а как бы возвращался в минувшие века, передавая на своих живописных полотнах очарование и изящество мира ушедшего. Такова его "Версальская серия", которую он создал, когда посещал несколько раз Францию, в конце 19века и в начале 1900-х годов. В это время возникло направление в искусстве под названием «пассеизм», интерес к минувшему, культ прошлого, превратившееся чуть позже в «декаданс».
Противление художника академическому искусству того времени, ее духовным идеалам, отражавшимся, в частности, в творчестве художников- передвижников, в романах Чернышевского, в общем веянии эпохи и заставило его искать выход своим идеалам, поискам вечных эстетических ценностей в пассеизме, декадансе.
Александр Бенуа, влюбленный в искусство, в красоту, опираясь на образы прошлого, создавал свои полотна, пронизанные хрупкой красотой, изяществом, грустной иронией и ностальгией.
В начале XX века он находит себе единомышленников, создавая одновременно общество "Мир искусства" и журнал того же названия.
"Мир искусства" есть замечательное явление начала XХ века.
Он познакомил мир с именами целого ряда художников, до тех пор малоизвестных, а теперь составляющих гордость и славу русского искусства. Это Сомов, сам Бенуа, Бакст, Добужинский, Головин, Грабарь, Лансере и многие другие… Эти художники, бесспорно создавали свою школу, свое направление. "Мир искусства" как культурное явление охватывает целый ряд художественного творчества. Около журнала и самого общества, руководителем которых сначала был Дягилев, а затем Бенуа, собралась группа мастеров прикладного искусства, живописцев, декораторов, историков искусства, знатоков старины. Под руководством Дягилева устраиваются выставки старого и нового искусства, значение которых огромно! Что же роднит Сомова, Бенуа, Лансере, Добужинского, Головина и других? Это- уход в прошлое. Это не стилизация и не подражание какому-нибудь мастеру или какой-нибудь старой школе. Тут присутствует поиски художественного образа о мире навсегда ушедшем. Своеобразные сны наяву.
Бенуа и Лансере пленяют Версаль и Царское Село, где живут тени "короля-солнца" и Елизаветы Петровны. Художникам близок дух романтики, и Сомов пишет свою "Даму в голубом", которая грустит с книгой на берегу пруда в каком-нибудь тенистом парке старинной усадьбы. Добужинский уносится в воображении в атмосферу дворянских усадеб времен Тургенева. В Абрамцеве , имении Саввы Мамонтова, создаются мастерские декоративно-прикладного искусства, а затем и в Талашкине, у княгини М.К. Тенишевой, где художники пытаются преломить старые формы и выразить их стилем, который все более набирает силу- стилем "модерн", вобравшем в себя стили и направления разных эпох и перетрансформировавшем их в духе современной эпохи.
В 1899 году директором императорских театров стал князь C.М. Волконский, добрый знакомый многих членов кружка "Мир искусства". Им открылся доступ к театру, Дягилев стал чиновником особых поручений, Бенуа и Баксту поручили постановки в Эрмитажном театре. Первый оформлял оперу А. Танеева "Месть Амура", второй - одноактную пантомиму Ф.Февра "Сердце маркизы". Сомов рисовал изысканные программки к спектаклям этого театра.
Деятельность «мирискуссников» оборвалась в императорских театрах по независящим от них причинам, но их приглашали на разовые отдельные постановки. Бакст оформлял в 1902 году в Александринском театре трагедию Еврипида "Ипполит", Бенуа в 1903 году на сцене Мариинского театра оформлял оперу Р.Вагнера "Гибель богов".
В 1903 году состоялась последняя /пятая/ выставка группы "Мир искусства". В 1904г году кружок перестал существовать, перестал существовать и журнал, носивший то же название. Кружок, еще недавно сплоченный, обнаруживал неоднородность состава, разобщенность интересов. По сути, каждый из его участников уже шел своим путем.
Но многим из бывших участников кружка еще предстояло объединиться на новой почве- в пропаганде русского искусства за рубежом в так называемых "Русских сезонах", организованных Сергеем Дягилевым в Париже. Первый опыт состоялся, когда Дягилев показал в Париже при Осеннем салоне Выставку русского изобразительного искусства. В десяти залах Гран-Пале он постарался развернуть перед иностранцами "ансамбль", проработав с небывалой для того времени тщательностью художественное оформление выставки. Грандиозной прелюдией к балетной антрепризе, занявшей последние двадцать лет жизни Дягилева, стала демонстрация разных видов отечественной культуры. Балетные же сезоны навсегда остались в истории искусства, как фейерверк талантливых танцовщиков, спектаклей, художников, их оформлявших и композиторов, познакомивших иностранную публику с жанрами, доселе им незнакомыми, или не совсем понятными, Считается, что с Русских сезонов 1909 года началась новая эра
во французском и общезападном театральном искусстве. Триумф Сезонов был основан именно на балетном искусстве. Балетные спектакли превзошли своим успехом даже оперы с участием Шаляпина. А что касается оригинальности, то примером могут служить Половецкие пляски , акт из оперы Бородина «Князь Игорь», хореография Михаила Фокина. Режиссер-постановщик , он же и художник Александр Бенуа соединил в этом акте оперные партии и танцы .Произошло слияние оркестра с человеческими голосами и пластикой. Успех был неописуемый. Лучшие сборы делал и балет «Клеопатра» с изумительными декорациями и костюмами Бакста. Красивейшую женщину древности, египетскую гречанку воплотила томно-прекрасная актриса Ида Рубинштейн.
Чары талантов покорили Парижан!
Таковой постановкой, к примеру, были балеты "Петрушка" на музыку И.Стравинского, с оформлением А. Бенуа и "Жар-птица" с сказочными, красочными костюмами Льва Бакста, хореографией Михаила Фокина.
В своей книге Бенуа вспоминал: « Петрушка, русский Гиньоль, не менее, нежели Арлекин, был мои другом с самого детства. Если, бывало, я заслышу заливающиеся , гнусавые крики странствующего Петрушечника: «Вот Петрушка пришел! Собирайтесь, добрые люди, посмотреть-поглядеть на представление!»,- то со мной делался род припадка от нетерпения увидеть столь насладительное зрелище.
Но еще более меня соблазняла идея изобразить на сцене театра- «Масленицу», милые балаганы, эту великую утеху моего детства» И продолжает:
«В балете действовали три персонажа. Если Петрушка был олицетворением всего, что есть в человеке одухотворенного и страдающего, иначе говоря,- начало поэтичного, если его дама, Коломбина-балерина, оказалась персонификацией вечно женственного, то « роскошный арап стал олицетворением бессмысленно-пленительного, мощно-мужественного и незаслуженно-торжествующего начала»
Ожившие в первом акте на людях куклы продолжали жить настоящей жизнью, и между ними завязывался роман. Стравинский написал гениальную музыку, «Русский танец» и «Крик Петрушки»- основной музыкальный стержень действа.
«Русский танец» оказался поистине волшебной музыкой, в которой дьявольский заразительный азарт чередовался со страшными отступлениями нежности и который внезапно обрывался, достигнув своего пароксизма. Что касается «Крика Петрушки», то, прослушав его, я стал в нем различать и горе, и бешенство, и какие-то любовные признания, а над всем какое-то беспомощное отчаяние».
Финал необходимо было вынести из интимной обстановки снова в гущу людской ярмарочной толпы, среди которой в первом акте произошло оживание кукол. В разгар сумасшедшего веселья из балаганчика выбегает Петрушка, и. тщетно пытаясь спастись, получив от арапа саблей по голове, погибает.
Свое мастерство в этом балете продемонстрировали танцовщики В. Нижинский, Т. Карсавина, A. Павлова и многие другие замечательные танцовщики, участники Русских Сезонов.
Так подробно описан балет «Петрушка», потому, что именно в нем проявились новшества в жанре балетного искусства, постановке и музыке.
Музыка Игоря Стравинского была весьма оригинальна.
Помимо работы в музыкальном жанре, Александр Николаевич Бенуа пробует себя и в драматическом театре. Так например, он в 1923 году в московском Художественном театре осуществляет оформление таких спектаклей как "Мнимый больной" и "Моцарт и Сальери". Но работа во МХАТе его не увлекла, так как он, дороживший мастерской легкостью и разумным покоем приятности в ней не находил. Но любить МХАТ отстраненно продолжал. Любить издалека- это одно, а постоянно вариться в этом котле- другое, ежедневно сталкиваясь с двумя гениями К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Бенуа писал: "Вы сами знаете, до чего могли быть тяжелы оба несравненные и по-разному гениальные его руководители, а, особенно, Константин Сергеевич с его вечными сомнениями, самоедством и со своей тайной тиранией"
Если во МХАТ Бенуа пришел как в уже сложившийся коллектив, театр работал уже около 15 лет, то совершенно иная история его взаимоотношений сложилась с другим театром, теперь прославленным, у истоков которого он стоял. Это ленинградский Большой Академический Драматический театр. (БДТ)
Первенец советского драматического искусства возник на самом гребне исторического переворота. Новой, героической эпохе, как ее воспринимали и называли тогда, потребовался свой театр- театр героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии. Главным идейным вдохновителем с нового театра стал А.М. Горький. Во главе театра стояли просвещенные деятели русской литературы и искусства. Блестящий актер из Александринского театра Юрий Юрьев, известнейший художник, один из основателей общества "Мир искусства" Александр Бенуа. В Большом Драматическом театре А.Н. Бенуа выступает в роли режиссера, художника и постановщика таких спектакле как "Слуга двух господ" Гольдони и "Женитьбы Фигаро" Бомарше.
Работы Бенуа для театра отличались художественной цельностью, тщательной продуманностью декораций и костюмов, соблюдением примет и особенностей тех эпох, которые отображались в спектаклях.
Тонким чутьем, убедительностью отмечены его графические работы в книгоиздательстве, в частности, его иллюстрации к поэме А.С. Пушкина "Мед- ный всадник". Ну, а что касается живописи, то она действовала на зрителя завораживающе и очаровывала изысканностью, эрудицией и изяществом стиля настроением, проникающим в сердце и заставляющим как бы мысленно переноситься туда, куда звал художник… А это было для каждого свое…
Может быть в аллеи Версаля или старинный парк "в цвету янтарно-алом"; словом во что-то, для каждого свое, близкое и дорогое. Картины Бенуа нельзя смотреть равнодушно. Они заставляют думать, размышлять, они поют и трогают душу…
Последние годы жизни А.Н. Бенуа жил и работал в Париже. Оказавшись там не по своей воле, а волею судеб, в почти исповедальной книге «Мои воспоминания», писал, что понял до чего сердечно и душевно они ( с женой Анной Карловной, изображенной на замечательной картине Бакста «Ужин»),связаны с родиной и до чего трудно, а то и просто невозможно русским вполне приобщиться к жизни на чужбине.
«Дать бы мне возможность жить дома, в своей настоящей атмосфере, и я, разумеется , сейчас же отказался бы от всех здешних соблазнов и помчался бы назад в матушку Россию, которую, странное дело, я только недавно, на склоне жизни и после всех горьких испытаний последних лет, действительно признал за матушку, за родимый и нежно-любимый край».
Увы, ему не было дано снова увидеть Россию. Он окончил свои дни в Париже в 1960 году.
Свидетельство о публикации №225120101371