Оппортунизм, Учитель и Диктатура пролетариата
Цитата из Ленина: «Оппортунист не предает своей партии, не изменяет ей, не отходит от нее. Он искренне и усердно продолжает служить ей. Но его типичная и характерная черта податливость настроению минуты, неспособность противостоять моде, политическая близорукость и бесхарактерность. Оппортунизм есть принесение длительных и существенных интересов партии в жертву ее минутным, преходящим, второстепенным интересам». (с) В.И.ЛЕНИН О БОРЬБЕ С ОППОРТУНИЗМОМ — пост Ву Куана в ФБ: https://www.facebook.com/ добавить: VuQuan23/posts/ добавить pfbid0MWeVN6CAFef3n3prgbK4Y5GZt joGQcQikpvJqqa9ohAiLMqsgT3UMWMSrphMfZtel
Александр Клейн (комментарий):
Браво. Спасибо. Не знал, не подозревал, что Ленин видит такие явления как «оппортунизм» и «ревизионизм» так диалектически. Как попытку «сделать как лучше» человеком недостаточно умным и стойким. «Хотели как лучше, а получилось как всегда», говорил по этому поводу Черномырдин. «Искренний человек превратит ложное учение в истинное, а неискренний человек - истинное в ложное», говорит по этому поводу чань. «Не надо, не надо _как лучше_... Надо как положено!» - говорит Мерзляев, отрицательный высокопоставленный персонаж из фильма-комедии «О бедном гусаре замолвите слово». ...Да, даже оппортунизм и ревизионизм рождаются по принципу «не ведают, что творят» (Библия) по причине «отдаленности от Основы сознания» (чань). Спасибо, мое видение стало более цельным.
Добавлю:
Ленинские цитаты прекрасны и правильны, но сама статья автора, доцента университета, в которой содержатся эти цитаты — неверна. Чего стоит только его фраза: «...И правильно писал — сохранение товарного производства неминуемо приведет к его высшей форме — капитализму», которая выдает его полное непонимание как того, что происходило при советской власти, так и теоретической части учения Маркса (устройство капитализма и построение коммунизма через социализм). Также он не понимает, что такое «диктатура пролетариата», что видно из его слов: «Ревизионистам в союзе с оппортунистами удалось упразднить диктатуру пролетариата, внедрить в общественное сознание лженаучную концепцию развитого социализма», — он принимает форму (видимость) за содержание (суть). Остальные его «мелкие» ошибки можно не разбирать. Статью и цитаты Ленина можно прочитать, зайдя по ссылке в ФБ Ву Куана.
Alexandr:
хочется раскрыть важный момент :
«Человек принимает форму (видимость) за содержание (суть)».
Так устроен тот уровень коммуникации, которым мы пользуемся:
у нас нет инструмента прямой передачи содержания —
мы можем передать только форму.
Отсюда следует, что в буквальном смысле обучить другого невозможно,
потому что содержание не передаваемо напрямую.
Оно может родиться только внутри ученика.
Как же тогда происходит обучение?
Учитель накидывает формы — так, чтобы в ученике постепенно
возникло собственное содержание.
Проверить появилось ли оно, нельзя напрямую,
можно судить только по формам, которые ученик воспроизводит.
И здесь множество диалектики, набросаю немного:
- содержание не передаваемо, и в то же время — передаваемо.
- форм бесконечно но всегда недостаточно
- одной «неправильной» формы достаточно (что Клейн и продемонстрировал).
- Задача ученика принять не принимаемое.
- Форма ничего не значит, но без формы ничего невозможно.
- Учитель знает что передает, и одновременно он не знает что передает.
- Ученик и есть учитель.
- Здесь очень хорошо видно, бессмысленность определить Будду по форме.
- Одной неверной формы достаточно, чтобы ученик ушел в ложную сторону.
- Форма является препятствием и в то же время мостом.
- «Неправильный» учитель может породить «правильного» ученика. Задача каждого настоящего учителя в том и состоит, чтобы стать для ученика «неправильным», то есть быть тем, кого ученик в итоге превзойдёт.
Александр Клейн:
Спасибо. Всё абсолютно верно.
К каждому твоему тезису есть тонкие, диалектические, «противоположные» дополнения.
Таких «дополнений» существует бесконечное количество — (это должен понимать каждый, изучающий диалектическую логику), — поэтому «на этом уровне коммуникации» достаём их из мешка аккуратно, минимально и по существу. Замечу: увлеченность доставанием таких «противоположных дополнений» и будет «формализмом», убивающим диалектическое мышление.
Поясню: я писал «...он принимает форму (видимость) за содержание (суть)» применительно к конкретному автору и его конкретному высказыванию. Ты поставил вопрос в общей форме: «человека принимает форму... и т.д.» и перевел рассмотрение в плоскость — («онтологическую плоскость») — «Учитель - ученик». Ты вправе это сделать. И мои «дополнения» будут сделаны именно в этой плоскости. Но перед этим я хочу показать, какую именно форму за какое содержание принимает автор, или «в чем его ошибка?»
Речь там идет о «диктатуре пролетариата». Автор, как и подавляющее большинство современных авторов, рассматривает вопрос не диалектически, а... «схоластически», т.е. отталкивается от бирки-слова «диктатура», а не от процесса, который стоит за этим токеном, словом. Именно этим определяется «поверхностность» его видения. Поясню: обращая внимания на слово, «зачаровываясь» (Витгенштейн) словом, что он видит? Он видит его прямой, простой, эмоционально-ассоциативный смысл, а именно: «диктатура» — значит, что-то «жесткое, командное, приказное, единоличное, авторитарное, тоталитарное». Следовательно, противоположностью ему является нечто «нежесткое, мягкое, совещательное, согласовательное, голосовательное, учитывающие мнение каждого, коллегиальное, демократическое». Все верно? Верно. Но «верно» лишь в плоскости — в «онтологической плоскости»! — которая называется «играемся в слова-фишки», т.е. рассматриваем «абстрактно», т.е. видим «поверхностно» (форму, а не суть). Т.е. это верно лишь «формально-логически». Т.е. в плоскости формально-логических, умственных построений, создающих иллюзию «истинности», т.е. убедительную иллюзию того, что «так и есть на самом деле», т.е. иллюзию того, что человек адекватно видит жизнь. Нет, все не так. Он видит лишь движение «фишек», и вытекающие из движения этих фишек «формально-логические заключения».
Диалектическое видение, диалектическое мышление, — мышление, работающее на базе диалектической логики (второй базовой логики сознания) — позволяет видеть: Фишки — это не процессы. Бирки — это не жизнь. Движение бирок не является доказательством устройства жизни. Но простое недиалектическое сознание видит это по-другому. Помните? —
...Но Паниковский уклонился от прямого ответа. Он взял из рук Балаганова резную курортную тросточку с рогаткой вместо набалдашника и, начертив прямую линию на песке, сказал:
— Смотрите. Во-первых, ждать до вечера. Во-вторых...
И Паниковский от правого конца прямой повел вверх волнистый перпендикуляр.
— Во-вторых, он может сегодня вечером просто не выйти на улицу. А если даже выйдет, то...
Тут Паниковский соединил обе линии третьей, так что на песке появилось нечто похожее на треугольник, и закончил:
— Кто его знает? Может быть, он будет прогуливаться в большой компании. Как вам это покажется?
Балаганов с уважением посмотрел на треугольник. Доводы Паниковского показались ему не особенно убедительными, но в треугольнике чувствовалась такая правдивая безнадежность, что Балаганов поколебался. Заметив это, Паниковский не стал мешкать. —
Возвращаемся к «диктатуре пролетариата». Где «треугольник»? Он в фишке с надписью «диктатура». В ней (нем) «чувствуется правдивая безнадежность». Невозможно вывернуться из-под обаяния смысла «жесткое, командное в противоположность совещательно-голосовательному, демократическому», как только в мозг впечатывается треугольник «диктатура». Впечатывается, и рога и копыта устремляются по колее. ...Но человек не «животное»! В человека его превращает диалектическая логика. Не «труд», а «диалектическая логика» сделала из обезьяны человека, товарищи!..
Вырываемся из-под обаяния фишки «диктатура». Для этого смотрим не на психологическо-лингвистические ассоциации, а в корень! И что видим? Диктатура — это не «мягкое» или «жесткое», это не «сталь в перчатке» или «без», это не «тупо или обаятельно», это не «противопоставление внешних форм», это не противопоставление «32-х телесных признаков» другим «32-м»... Диктатура — это «когда над тобой нет никакой другой власти».
Применительно к классовому обществу. Т.е. к пониманию, что любое общество есть «классовое». Т.е. к тому, что власть в обществе — это всегда власть «класса». Власть «класса», который уполномочивает на власть себя сам. Который правит, не подчиняясь никакому другому классу. —
Тот, кто ставит себя на власть сам и, властвуя, никому не подчиняется — это и есть «диктатура».
Без относительно к тому, улыбается он при этом или наоборот.
Проводит он при этом голосование или нет.
Что при этом говорит.
Класс, который властвует — это и есть «диктатура».
Если буржуазия — то это «диктатура буржуазии».
Если этот класс — пролетариат, то это «диктатура пролетариата».
Независимо от внешних форм правления.
Но если этого не понимать, то тогда да: брови нахмурили — это «диктатура»; брови расхмурили, духами надушились — уже не диктатура. ...Не брови делают диктатуру диктатурой, — как сказал бы Козьма Прутков, — и даже не запах, а тот ее изначальный статус, который не всякому демократу даже виден.
«То, которое не-то», диалектическая логика позволяет видеть «диктатуру пролетариата». Без нее — одни иллюзии, невежества и интеллектуальные формы неведения.
Про «учителей - учеников» скажу так:
Первое. Дхарма передается от сердца к сердцу. Несмотря на то, что мы — отдельные вселенные квалиа, и видеть можем только форму друг друга.
Второе. Просветление существует. Оно — шкала понимания. Оно — абсолютная шкала в бесконечном космосе относительных форм.
Третье. Правильный учитель может помочь правильному ученику, сократив его путь, давая ему более концентрированную пищу, чем тот сам может добыть в «дикой природе». Все остальные варианты сводятся к вариантам «сам» и «ну, как-то».
Александр Клейн
4 декабря 2025 г.
Илл.: Треугольник на песке. Кл.&AI. 4.12.25
Конкретное и конкретное
http://proza.ru/2023/05/14/1297
Слово и Бирка. Диалектическая логика В основе мира
http://proza.ru/2025/02/02/442
Слово и процесс II. Проект Витгенштейн. Глава 7
http://proza.ru/2023/02/22/1149
Плоские онтологии и Онтологические плоскости
http://proza.ru/2025/10/14/1221
Продвинутое сопоставление с Образцом. То, которое не-То
http://proza.ru/2025/06/11/1682
Модели и Зачаровывание рассудка посредством языка - Витгенштейн
http://proza.ru/2024/05/11/1538
Гегель. Кто мыслит абстрактно?
http://caute.ru/ilyenkov/tra/denkabc.html
Базовая формула диалектики и Диалектической логики - вторая базовая логика
http://proza.ru/2021/11/26/1614
Почему Будда называл себя Так Приходящим? - 32 телесных признака
http://proza.ru/2025/09/07/1506
Дхарма передается от сердца к сердцу
http://proza.ru/2025/05/31/1457
Суть капитала
http://proza.ru/2025/12/03/2225
«»
Свидетельство о публикации №225120401573