Модели и Зачаровывание рассудка посредством языка

Александр Клейн
Павел Артемьев: О, я кажется понял. Тезис: будущее зависит от нас. Антитезис: все в руках господа. Синтез:... Синтез - и то и другое модели. А применение их зависит от конкретной истории.

Александр Клейн:
"Синтез: и то, и другое — модели"... — Модели! Есть то, что они описывают. И есть они, модели. "То, что они описывают" находится за ними, за моделями. Или другими словами "модели" и "то, что они описывают" — это разные вещи. ...Витгенштейн пишет: "Философия — это битва против зачаровывания рассудка посредством языка". Это об этом. Поясню:

Рассудок — это наша способность "рассуждать", т.е. "составлять связное, упорядоченное видение чего-либо". Язык — это способность "связно описывать нечто". Так вот. Когда мы начинаем "связно описывать то, что видим (глазами или мысленным взором)", мы по умолчанию принимаем, что "упорядоченное видение" тождественно "упорядоченному описанию". Или, другими словами, что "модели" и "тот субстрат, который описывают модели" — это одно и то же. В этом проявляется "зачаровывание" рассудка посредством языка. Язык (восприятие сознанием "материи языка") создает иллюзию, что "модель" и "замодельный субстрат" — это "одинаковое". А это разное! "Модели" и "то, что они описывают" — это разное, а не "одинаковое".

Я сейчас не делю "действительность" и "воспринимаемую нами действительность". Для нас это сейчас не важно. Важно, что "языковая действительность" (описание) и "субъективная объективная действительность" (явление) — это разное. А "зачарованность" рассудка языком — это, повторю, наша уверенность, что это одинаковое. Что наши "описания" (модели) отражают "явления" (действительность). Они не отражают действительность. А что же они отражают? Они отражают... самих себя. "Розовые очки" отражают "розовые очки". А если "всё видишь в черном цвете", то всё видишь в черном цвете. Отражают ли они действительность? Да, отражают. Но искаженно, как и все искаженные модели. А есть ли такие модели, которые отражают (создают) что-либо правильно? Да, конечно есть. Но это всё частности, локальности и в этом смысле "грубости" (элементы мозаики). Большой связной, тонкой картины так создать невозможно. Но так как человеческие сознания, в основном, не создают "большие связные, тонкие картины" (мозаику; "философию", о которой говорит Витгенштейн), а лишь "частные, локальные, грубые" — да и то не "создают", а лишь применяют созданное другими — то у них создается полное впечатление, что "описание" равно "описываемому", нужно лишь правильно описать. Это и есть "зачарованность языком". Языковые модели принципиально (!) отличаются от явлений, которые они описывают. Поясню на примере:

Каждый руководитель (лидер команды) должен быть тонкой стрелкой, отклоняющейся от малейшей "пушинки", т.е. от малейшего импульса. Эта чувствительность нужна ему для того, чтобы раньше всех, по неявным легким признакам, понимать "туда идем"! или: "туда не идем"! Это его главная задача как руководителя. В то же время, когда команда идет, проект делается, то возникают препятствия, "разрывы снарядов", т.е. мощнейшие сбивающие импульсы, включая усталость, нехватку денег, срывы сроков и прочее, которые валят с ног всех, а лидер должен как "бронекожий танк" ползти вперед, да еще других тащить, т.е. быть самым устойчивым из всех и не отклоняющимся от импульсов любой мощности. Так кто же он — "бескожая" тонкая чувствительная стрелка или "бронекожий" стрелка-кирпич, не отклоняющийся от любых ударов?

Он должен быть и тем, и другим одновременно. Мало того, он и есть и тот, и другой одновременно. Любой настоящий руководитель и лидер является именно таким, и другим быть не может. Но как только мы эту "действительность лидера" начинаем описывать на "языке моделей", мы тут же попадаем в противоречие (называя его "диалектическим")  между двумя противоположными моделями.

В том, что мы видим, что хотим описать — нет этого противоречия. Там нет этих моделей. Но эти модели создаем мы, — когда пытаемся описать то, что видим. Наша беда в том, что без языка нет нас. Без языка нет описания, нет моделей, нет рассудка. Но как только мы включаем конвейер описаний, моделей, рассудка, рассуждений, создания картины мира, наш рассудок тут же зачаровывается "излучением", исходящим от работы этого конвейера, продуцируемым самой работой этого конвейера. Работа по созданию правильности (упорядоченности, связности) создает искажающее излучение неправильности. В этом парадокс и "неразменный пятак" сознания, позволяющий ему быть.

Поэтому:

Будущее завит от нас?

Всё в руках господа?

А мы кто? Не сон ли, который снится Богу?

Отдельная социальная сущность, которой всё под силу, а "Бог" - придумка?

 С кем отождествляешься? с кем идентифицируешься?

Всё, прям, описывается моделями "всё в наших руках" и "всё в руках Бога"? Божественная Вселенная познана, включая, себя? полностью, окончательно и безмодельно?..

Так что же делать?

Создавай смыслы, выполняй свой долг, сохраняй спокойствие.

Это и есть "положиться на волю Бога", если правильно понимать эту модель.


Александр Клейн
11 мая 2024 г.


Картина берет нас в плен
http://proza.ru/2024/06/27/1186

Грамматическая шутка. Витгенштейн и Тор
http://proza.ru/2024/05/11/1506

Описание неверно всегда. Отсечение бесконечности
http://proza.ru/2024/04/18/1440

Люди живут в пространстве искаженных моделей
http://proza.ru/2022/11/08/1573

Стратегия Skype. Живи по средствам?
http://proza.ru/2024/04/06/979

Онтологический статус и субъективная реальность
http://proza.ru/2023/08/14/883

Два вида пустоты-шуньяты
http://proza.ru/2024/06/06/1303

Диалектика модели
http://proza.ru/2024/06/09/1451

Философия как Битва
http://proza.ru/2024/06/09/1522

Это так, или Плен Витгенштейна и Философия
http://proza.ru/2024/06/28/833

Существует ли Сознание? Сознание как модель
http://proza.ru/2024/07/05/802

Модели и Зачаровывание рассудка посредством языка
http://proza.ru/2024/05/11/1538

Формула диалектического противоречия, или Слова против Процессов
http://proza.ru/2023/03/12/965

Абстрактные тупики
http://proza.ru/2024/07/28/880

Существующее и Существование. Квалиа.
http://proza.ru/2024/07/31/1270

Модели и Диалектическая логика
http://proza.ru/2024/11/21/244

Фармакон и основа диалектики. Платон и Витгенштейн
http://proza.ru/2024/12/16/1913

Слово и Бирка. Диалектическая логика В основе мира
http://proza.ru/2025/02/02/442


Проект Витгенштейн
Глава 20. Логика http://proza.ru/2023/11/26/944
...
Глава 22. Витгенштейн как Диалектический философ http://proza.ru/2024/08/07/1152
--- Ученый, Не Знавший Ничего http://proza.ru/2024/08/07/1691
--- Японское пятистишие http://proza.ru/2024/08/08/833
--- Смысл и значение по Витгенштейну. Император http://proza.ru/2024/08/31/1062
--- Сканим-сканим, или Закон 3-х атрибутов Квалиа http://proza.ru/2024/09/01/1054
--- Витгенштейн и принцип диалектической логики http://proza.ru/2024/10/07/1737
Глава 23 Витгенштейн. Происходит то-то VS происходит так-то http://proza.ru/2024/09/23/1133