Часть 1.
Читая Витгенштейна (*):
Сказать «это так» — это все равно, что сказать «есть это», или «это имеет место (быть)».
Например:
Это солнце. Оно светит. («Это так»)
Или:
Это солнце, которое светит. («Это имеет место»).
Или:
Это солнце. (Которое светит).
Можно сказать ещё короче:
Указать пальцем и произнести: «О!»
Указать пальцем и издать односложный звук — это будет то же самое, что и сказать «Вот солнечный светящийся шар». Просто указание на нечто.
Но язык (речь) создаёт полную иллюзию, что «О!» говорит человек непонимающий, пещерный, а «это Солнце, оно светит и греет» говорит человек понимающий, цивилизованный. Хотя в обоих случаях говорится (немного на разных «языках») абсолютно одно и то же: «Вот некий объект с некоторыми свойствами».
Все остальное — театр, декорации и иллюзорные «картины», создаваемые языком и пленяющие наше сознание.
Часть 2.
Философия — это всё то, на что нельзя «указать пальцем и сказать: О!»
Поясню:
Витгенштейн говорит: «Философия — это битва против зачаровывания рассудка языком».
Он же говорит: «Картина берет нас в плен». Понимая под этим: «Картина реальности, сотворяемая языком. Она берет рассудок в плен, зачаровывая его. Чтобы вывести рассудок из этого иллюзорного плена, нужна философия».
«Плен» заключается в том, что «указание на что-либо пальцем, сопровождаемое звуком О!» и «изысканное описание чего-либо, претендующее на выражение сути» — это одно и то же, хотя воспринимаются как разное.
«Вывести из этого плена может лишь философия» означает, что за пределами области как простых, так и сложных «указываний пальцем» (с произнесением «О!») находится пространство, где живет суть. Которую глазом не увидеть и пальцем на неё не указать. Это «запредельное» пространство и есть философия.
Александр Клейн
27-28 июня 2024 г.
_____
(*) Витгенштейн, «Философские исследования», 112-115:
112. Обманчивое впечатление производит закрепившееся в формах нашего языка подобие облика [выражений]; оно нас беспокоит. "Это же не так!" говорим мы. "Но это должно быть так!"
113. "Однако это так", повторяю я себе вновь и вновь. Мне кажется: сумей я полностью сосредоточиться на этом факте, сфокусировать на нем все свое внимание, я понял бы суть дела.
114. (Логико"философский трактат 4.5): "Общая форма предложения такова: дело обстоит так". Предложение такого рода люди повторяют бесчисленное множество раз, полагая при этом, будто вновь и вновь исследуют природу. На самом же деле здесь просто очерчивается форма, через которую мы воспринимаем ее.
115. Нас берет в плен картина. И мы не можем выйти за ее пределы, ибо она заключена в нашем языке и тот как бы нещадно повторяет ее нам.
_____
Телеграм-чат «Диалектическая логика»
https://t.me/Dialectical_Logic
Картина берет нас в плен
http://proza.ru/2024/06/27/1186
Философия как Битва
http://proza.ru/2024/06/09/1522
Модели и Зачаровывание рассудка посредством языка
http://proza.ru/2024/05/11/1538
Формула диалектического противоречия, или Слова против Процессов
http://proza.ru/2023/03/12/965
Онтологические пространства. Формула существования
http://proza.ru/2024/08/19/1202
Фармакон и основа диалектики. Платон и Витгенштейн
http://proza.ru/2024/12/16/1913
Диалектическая проблема Здравого смысла
http://proza.ru/2025/04/05/1038
Формула диалектического противоречия, или Слова против Процессов http://proza.ru/2023/03/12/965
Проект Витгенштейн
... Глава 17. Диалектическая логика http://proza.ru/2023/08/19/25
... Глава 22. Витгенштейн как Диалектический философ http://proza.ru/2024/08/07/1152
--- Ученый, Не Знавший Ничего http://proza.ru/2024/08/07/1691
--- Японское пятистишие http://proza.ru/2024/08/08/833
--- Смысл и значение по Витгенштейну. Император http://proza.ru/2024/08/31/1062
--- Сканим-сканим, или Закон 3-х атрибутов Квалиа http://proza.ru/2024/09/01/1054
--- Витгенштейн и принцип диалектической логики http://proza.ru/2024/10/07/1737
Глава 23. Витгенштейн. Происходит то-то VS происходит так-то http://proza.ru/2024/09/23/1133