Кант и Вечное Возвращение 3

                Продолжение. Начало. http://proza.ru/2025/10/29/1274


      Главный разоблачитель мистификаций разума, Ницше и сам был великим мистификатором. Сознательным или бессознательным – другой вопрос.
      Влияние, которое оказал на него А.Шопенгауэр (кантианец), Ницше,  переосмысливший шопенаэуровскую волю к  жизни в свою волю к власти,  не скрывал. И говоря об истоках ницшевской  «философии жизни» (она же философия  воли к власти, философия ценностей)  только ленивый не помянет Шопенгауэра.
      А вот о  Шиллере, о шилллеровской эстетической концепцией, опирающейся на кантовскую «Критику способности суждения»,  в связи с Ницше не часто можно услышать. Хотя оснований для проведения параллелей здесь более, чем достаточно.
      Ещё хуже обстоит дело с Кантом. Веря Ницше на слово, в Канте обычно видят исключительно объект ницшевской критики. А, между тем, никому Ницше столько не обязан, сколько этому философу. Разве что дотошный В.Виндельбанд ("К столетнему юбилею Канта")усмотрел в формировании мышления в ценностных понятиях  прямое следствие и развитие «Критики способности суждения».
       Ницше высказывался о Канте  так, как будто никакой «критики способности суждения» в помине не существовало. Он яростно обрушивал на него свой философский «молот», обвиняя в «грехе» обесценивания жизни, как будто не было кантовской попытки выявить единую основу природы и свободы, жизни и  разума (попытку, проистекающую, естественно, из кантовской уверенности в её существовании)*.
       Кант в изображении Ницше – апологет разума, оторванного от жизни и обесценивающего жизнь. И когда он признаётся, что, посвящая свою жизнь философии, он следовал инстинкту своей природы, то в глазах Ницше это значит одно  - что Кант «проболтался», выдал свою главную тайну. А тем самым и тайну всех доныне (т.е. до Ницше) живших философов. 
     Превознося разум и добро (как совпадающее с разумным, сознательным) и соответственно отбрасывая всё неразумное, инстинктивно-бессознательное (как злое), философы, начиная с Сократа-Платона не выходили за пределы инстинкта.  Наоборот, они следовали инстинкту - извращённому инстинкту своей человеческой природы (своего человеческого «типа», совпадающего с человеком как видом). А именно инстинкту реактивной воли к власти, инстинкту «больной» «слабой» жизни, стремящейся, ради своего выживания-самосохранения, взять власть над жизнью «здоровой», «сильной». Ибо здоровая жизнь любит сильное и сильных и  отбрасывает, обрекая на смерть всё слабое, всё то, что мешает её дальнейшему росту (через человека и его сознание). И т.п, и т.д.
    Но тогда нежелание Канта прожить свою жизнь ещё раз есть не что иное, как проявление инстинкта «слабых». Т.е. той самой нигилистической силы (силы «слабости»), которая влечёт европейское человечество к гибели и которой Ницше считал своей задачей противостоять.   
    Если «слабость» - в нежелании повторить жизнь, то  подлинная «сила» - в прямо противоположном желании, желании бесконечного повторения своей жизни. Поэтому воля «сильного» есть «воля круга». И соответственно поэтому итоговой  формулой воли к власти у Ницше оказывается Вечное Возвращение . 
       Человек, исполненный воля к власти («сверхчеловек»), является и объектом Вечного Возвращения, через которого оно проявляется–действует как единственная подлинная реальность (и никакой кантовской сверхчувственной реальности, никакого «мира иного»!), и субъектом Вечного Возвращения, поскольку желает его, выстраивая свою жизнь сообразно такому желанию – желанию повторить её во всём, без исключения.               
               
                Продолжение следует

* Между тем, в «Рождении трагедии из духа музыки», раннем произведении Ницше, послужившем основой для формирования его философии воли к власти, или философии ценностей, нельзя не заметить отголоски самых известных положений кантовской «Критики способности суждения».


Рецензии