Онегин. - экзистенциальный роман 1. Познать себя
1. Экзистенциализм
Говорят, трудно найти общее у всех, кого сейчас называют экзистенциалистами.
Но если взять трех наиболее известных экзистенциалистов - Кьеркегор, Ницще, Сартр, — которые вместе покрывают основные течения в этом движении, — картина выявляется довольно стройная. Можно выделить два основных принципа этой философии:
1. Человек должен узнать или выработать свою систему ценностей, и действовать аутентично, в соответствии с этой системой.
2. Стремление к аутентичности означает выделение себя из общества, отказ от навязанных представлений, ролей, от фальшивого поведения.
Корень экзистенциализма - утверждение необходимости самопознания. Как отдельное философское движение экзистенциализм оформился в середине 20 го века. Но провозвестником (или даже основоположником) этого направления можно считать Сократа, сделавшего "Познай самого себя" главным принципом своей философии. Кант поднялся на еще одну ступеньку на пути к экзистенциализму, введя идею о субъективности познания. Идеи Канта и Сократа вдохновили Кьеркегора, который опубликовал свои первые работы вскоре после смерти Пушкина. Пушкин тоже был знаком с философией Канта и Сократа, конечно. Таким образом, нет ничего особенно странного в том, что Пушкин и Кьеркегор пришли к похожим идеям параллельно, независимо.
.
2. Основные экзистенциальные принципы в романе
Экзистенциалисты писали не только философские трактаты, но и романы, где они выражали свое мировоззрение, как бы демонстрируя свою философию на примерах. В частности, Кьеркегор писал романы, иллюстрирующие его идеи.
Роман Пушкина "Евгений Онегин" является подлинным художественным произведением, а не иллюстрацией философских положений: его герои - сложные и неоднозначные фигуры. Но автор изображает мир так, как он его понимает, поэтому роман также выражает мировоззрение автора. Вот основные экзистенциальные принципы, характеризующие образы всех героев в романе Пушкина:
1. Поведение каждого героя в романе определяется его ценностями. Одни герои принимают эти ценности, не задумываясь, от общества, другие сознательно ищут свою систему ценностей. Этот второй выбор требует противопоставить себя обществу.
2. Герои, которые послушно подчиняются обществу, играют навязанные роли, не понимают себя, не обладают совестью, и не способны адекватно воспринимать реальность. Здесь Пушкин предваряет многие современные открытия в психологии .
Здесь я покажу как два этих принципа прослеживаются в образах всех главных героев романа.
3. Основные герои
3.1. Онегин
Первая глава рассказывает о светской жизни Онегина в Петербурге. И речь все время идет о том, что эта жизнь требовала разных видов лицемерия.
Лицемерие требовалось для того, чтобы получить наследство, ухаживая за умирающим дядей, к которому Онегин не питал никаких чувств. Лицемерие было необходимой частью светского флирта, которому Онегин отдал годы. Требования к культурному человеку заставляют Онегина лицемерно изображать из себя любителя балета, посещать театр. Требования к внешности светского франта заставляют Онегина проводить 3 часа в день перед зеркалом. Пушкин ставит вопрос принципиально:
Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?
Другими словами, был ли он в согласии с собой, естествен?
Вопрос, по-существу, экзистенциальный: речь идет об аутентичности. И Пушкин отвечает: нет, не был он "неосторожен и здоров":
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Эта "хандра" - это и было то чувство, которое некоторые экзистенциалисты называют "бремя свободы". Они все согласны, что ощущение своей неаутентичности вызывает тоску, подавленность.
Строфа IX четвертой главы - повествование Автора, но можно понять, что Автор выражает и разделяет точку зрения героя: между стилями этих персонажей в этой главе нет различия:
Желаньем медленно томим,
Томим и ветреным успехом,
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом:
Вот как убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет.
Тоска овладела Онегиным потому, что он осознал, что живет по навязанным правилам, которые ему чужды, что он убивает свою единственную жизнь. Здесь мы впервые узнаем про душу Онегина: "роптанье души" не позволяло Онегину принять этот роскошный, но фальшивый образ жизни. Пушкин подчеркивает, что у Онегина было самосознание, рефлексия, которые, по мнению экзистенциалистов, необходимы для аутентичной жизни.
Стремление к аутентичности требовало противопоставить себя обществу: Пушкин здесь согласен с этим принципиальным положением экзистенциализма.
Онегин оставил свою "веселую" привилегированную жизнь, еще живя в Петербурге. Это был осознанный, аутентичный поступок. Но, уходя от своего общества, Онегин настроил это общество против себя: Вот как об Онегине с ненавистью говорят в обществе, услышав, что он вернулся (глава 8, стофа VIII)
Все тот же он иль усмирился?
Иль корчит так же чудака?
Скажите, чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится? Мельмотом,
Космополитом, патриотом…
…
А уехав в деревню, Онегин столкнулся с еще более агрессивным и нетерпимым обществом, от которого он должен был спасаться, уезжая с заднего крыльца, когда он слышал экипаж приближающихся гостей.
С точки зрения экзистенциалистов, борьба за верность себе требует умения выдерживать изоляцию и агрессию общества, которое не прощает пренебрежения. Онегин слышал свою душу, и он ей подчинился. Это был мужественный поступок. При этом он пожертвовал своим высоким положением и перспективами удачной карьеры (см. Глава 8, строфа 10).
В деревне Онегин вызвал интерес Татьяны, видевшей свою цель в удачном замужестве и почете. Она решила использовать Онегина для этой цели. Татьяна написала Онегину письмо, предлагая себя в жены.
Онегин заметил, что письмо Татьяны лживо, она пытается манипулировать им, но не стал осуждать ее. Онегин подчинился правилам приличия, представив свой отказ как комплимент. Он лгал Татьяне, что он поверил искренности ее письма, изобразил восхищение ею. Что же может быть плохого в "белой лжи"? Пушкин показывает, что эта ложь поощрила Татьяну продолжать наступление, вовлечь Ленского в ее интриги, и это кончилось печально для всех.
Ленский заинтересовался Онегиным, потому что он рассчитывал сделать Онегина поклонником своего таланта. Какое-то время Ленский очаровывал Онегина, но затем решил, что преклонение Онегина уже гарантировано. Дружба Ленского с ежедневными обедами у Онегина и пошловатыми разговорами была уже стеснительной для Онегина, ограничивала его свободу. Тем не менее, Онегин лицемерил, и, как это требовали правила приличия, изображал радушного хозяина.
Следующим испытанием для Онегина было приглашение его на именины Татьяны и сами именины. Онегин не видел смысла в приглашении, тем не менее он не хотел обидеть Лариных и согласился. Тем самым он опять отказался от своей свободы, чтобы избежать трудностей выбора.
Это вежливое лицемерие Онегина вызвало лавину взаимной лжи, притворства и ненависти, которая погребла под собой всех. Татьянин страстный полуобморок на именинах был ее способ подтолкнуть Онегина ухаживать за ней. Вместо того, чтобы отказаться от всякого притворства, "чувства обнаружить", Онегин стал притворно ухаживать за Ольгой, невестой Ленского. Ольга не возражала.
В свою очередь Ленский не хотел признаться себе, что его невеста предпочитает Онегина. Вместо того, чтобы задуматься о невесте, он решил возложить вину за ее поведение на Онегина, в злобе вызвал Онегина на дуэль.
Вызов на дуэль и сама дуэль оказались роковыми испытаниями для Онегина. Онегин согласился драться, хотя "наедине с своей душой был недоволен сам собой". Во время дуэли он слышал голос совести, который призывал его остановиться. Но он боялся общественного порицания за трусость и (трусливо) поступил против своей совести. Он выстрелил первым, когда Ленский уже был готов стрелять, убил Ленского.
Онегин был готов вынести хулу и изоляцию, но он оказался слаб против людей, которые пытались соблазнить и подчинить его притворной дружбой и любовью. Какое-то время он соглашался лицемерить, избегая прямого отказа им, но эта ложь требовала от него все больше и больше жертвовать своей свободой, и только увеличивала для всех цену неизбежного разрыва. Он побоялся показаться трусом и это было также проявлением малодушия.
Онегин старался жить в мире с собой, прислушиваться к голосу совести, но он не смог преодолеть усвоенные правила чести, даже имея дело с очевидно нечестными людьми. С точки зрения экзистенциалистов, его притворство с Татьяной и Ленским, согласие на бессмысленную дуэль - это тоже грех приспособленчества: он обманывал сам себя, что у него нет свободы выбора.
Пушкин не снимает с Онегина ответственности за его ошибки: радикальная свобода требует ответственности за свои действия. Но Пушкин знает, что борьба за свою аутентичность тяжела и требует постоянных усилий. Онегин и Автор оказались способными вступить смело в эту борьбу, хотя им обоим еще далеко до аутентичности.
3.2. Татьяна
Татьяна не была "мертвой душой", как ее мать и сестра. У нее, действительно, было "живое воображение", воля, она была по-своему творческим человеком. Но сама Татьяна не знала себя, жила по правилам, привитым ей обществом, семьей. Пушкин показывает, что каждый ее поступок следует за прямой подсказкой, которую она получает от общества, от соседей. При этом оказывается, что Татьяне не надо понимать реальность, чтобы знать, как поступить. Татьянины представления о себе и мире - это ее фантазии, часто абсурдные, всегда лестные для ее и осуждающие кого-нибудь другого.
Под влиянием сплетни Татьяна придумывает и себя, и Онегина по образцам из сентиментальных романов. Но она убеждает себя, что она влюблена именно в Онегина.
У Татьяны нет самосознания, нет совести. Поэтому в ее неудачах для нее всегда виноваты другие. В конце романа девушка, которая умилялась сама себе, написала трогательное страстное письмо Онегину, превратилась в довольно злую женщину, которая саркастически утверждает ничтожество не только Онегина, но и всего его поколения, воображает, как она сможет разделаться с Онегиным, если только она выйдет замуж за важного князя-генерала, и Онегин влюбится в нее.
Погружение Татьяны в мир ее иллюзий вплоть до забвения реальности - это крайний случай в романе. Может быть, это связано в ее врожденной склонностью к отчуждению ("она в семье своей родной казалась девочкой чужой"). При всем богатстве ее внутренних монологов, важности ее роли, в романе у Татьяны нет ни одной реплики, если не считать ее разговоров с няней.
Образ Татьяны сложен и оригинален. Но ее бессовестность, ее интриги, ее злость на Онегина после того, как тот отверг ее домогательства, делают ее мало симпатичной.
3.3. . Ленский
Пушкин создает детальный портрет Ленского:
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Описывается, во что он верил, стихи, которые Ленский писал. При этом создается впечатление, что Ленский не человек, а гомулкул, родился из идеи о немецком романтическом поэте. Он производит впечатление искусственности, его стихи - набор штампов. Очевидно, сам Ленский озабочен тем, чтобы каждый сразу распознал в нем поэта.
Наиболее характерная сцена, которая показывает эту фальшь, — это сцена на кладбище в конце второй главы. Ленский, а полном одиночестве, изображает из себя возвышенного поэта, используя все популярные литературные штампы, которые подвернулись под руку. В его речи над могилой его родителей нет ничего личного, никакого принака, что он знал этих людей. По его абсолютной серьезности в этой комической сцене мы понимаем, что Ленскому рефлексия не свойственна.
Ленский похож на Татьяну тем, что он старается приспособиться к обществу, а не познать себя и жить аутентично. Он, "усыпив свой хладный ум", верит, что он, действительно, возвышенный поэт, и поэтому, заслуживает всеобщего поклонения и преданности. Как и Татьяна, он использует Онегина, пытается манипулировать им, потому что дружба с Онегиным престижна. И он также зол на Онегина, как и Татьяна, когда Онегин выходит из подчинения.
Но перед дуэлью и во время дуэли он как бы просыпается и становится способным посмотреть на себя и на ситуацию со стороны. Он начинает задумываться, что было ему не свойственно до этого. Его последние стихи также бездарны, как и предыдущие. Но он уже не злится на Онегина. Вместо этого, он задается вопросом, придет ли его невеста на его могилу, если он будет убит. Видимо, он начал подозревать, что он не так любим, как ему казалось.
Но самое удивительное происходит во время дуэли. Одновременно Ленский и Онегин слышат голос совести, и это один и тот же голос. Этот голос предлагает им рассмеяться и разойтись. Но они оба игнорируют этот голос, боясь ложного стыда.
Пушкин показывает, что под фальшивой оболочкой у Ленского дремала душа, способность к самопознанию, совесть. Может быть, он не был так глуп, как казалось. Может быть у него была даже способность рассмеяться над собой. Но, видимо, без экстремальной ситуации дуэли эти способности остались бы неизвестными самому Ленскому.
Пушкин приводит два варианта его жизни, если он не был бы убит. По первому, невероятному, варианту Ленский был рожден "на благо мира иль хоть для славы". Более вероятный вариант состоит в том, что его ждала бы обычная и вполне бессмысленная жизнь.
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И, наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.
Какой контраст с "возвышенным поэтом", которого мы видели в начале романа! Это - зря потраченная жизнь человека, который старается приспособиться, отказывается от радикальной свободы быть собой, зарывает свой талант в землю.
3.4. .Автор
Автор дает понять, что он такой же ренегат высшего общества, как Онегин, и по тем же причинам. Свет возненавидел Онегина, говорит Автор в 9 строфе 8 главы потому,
Что пылких душ неосторожность
Самолюбивую ничтожность
Иль оскорбляет, иль смешит,
Что ум, любя простор, теснит,
Что слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела,
Что глупость ветрена и зла,
Что важным людям важны вздоры
И что посредственность одна
Нам по плечу и не странна?
"Пылкая душа" и "ум" - это то, что характеризует Автора прежде всего. Он определенно не является "посредственностью", и его ожидало то же отвержение, что и Онегина. Но и Автор ненавидит свет: "самолюбивая ничтожность", "светская чернь" - некоторые эпитеты, которые он употребляет для людей света. Понятно, что Автор старается быть верным себе, для него это общество - чужое:
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей,
говорит Автор о своем и онегинском отчуждении от общества.
При этом оказывается, что как и Онегин, Автор не в состоянии отказаться от привитых ему правил чести российской аристократии. Его главное затруднение связано с той же Татьяной, которая создала столько трудностей для Онегина. Онегин, как воспитанный человек, не мог сказать ей правду или отказаться отвечать вообще. А Автор не может выразить свое отношение к Татьяне в своем романе. Вместо этого, он притворно соглашается с ее абсурдными фантазиями, потакает ее иллюзиям и выражает ей полное (притворное) сочувствие. Автор все время явно и грубо льстит ей, называя ее "мечтательницей милой", "идеалом".
Роман рассчитан на читателей как Пушкин и Онегин, кто понимает, что эта грубая лесть, восхищение Татьяниным поведением, ее иллюзиями не может быть искренним, оно фальшиво, лицемерно.
4. Заключение.
В соответствии с основными принципами экзистенциализма, Пушкин показал в романе, что каждый делает свой выбор между приспособлением к обществу и верностью себе. Приспособление к обществу избавляет от необходимости критически оценивать себя, общество, действительность. Позволяет персонажу "покоиться в сердечной неге как путник пьяный на ночлеге". Но пробуждение при этом может оказаться грубым. А стремление жить в мире с собой освобождает человека, позволяет ему жить своей жизнью, но может вызвать злобу окружения, связано с трудностями выбора в сложных ситуациях. Понятно, что Пушкин считает именно этот второй выбор единственно правильным.
Свидетельство о публикации №225121101439