Надежда
Недавно я побывала на художественной выставке в петербургском Михайловском замке
"В зеркале судьбы. Русский исторический портрет".
У входа в замок меня встретила чудесная картина:
замок как в зеркале, отражается в водах окружающего его канала.
И судьба замка поражает воображение.
Император Павел I- магистр Мальтийского ордена- привлёк гигантские силы и средства для постройки этого настоящего рыцарского замка, чтоб жить изолированно и защищаться от последвателей своей матери Екатерины II, виновной в убийстве отца- Петра III .
Но это не спасло бедного рыцаря. Павел был убит именно в этом суровом замке со рвами и подъёмным мостом через 40 дней после новоселья.
Выставка в замке посвящена родословной дома Романовых. Мол, несмотря на трагические страницы, это одно большое семейство. Множество князей и герцогов объединены в одно фамильное древо.
Чтоб подчеркнуть единство, на выставке представлены литургические предметы, Феодоровская икона Ипатьевского монастыря, которой венчали Романовых на царство и на супружество.
Заметьте- "венчали". Церковь ведь венчает мучеников.
Да, по версии Церкви- и самодержавие и супружество- это сродни мученичеству.
И впрямь, как мы сейчас видим, именно государство и семья-
это то мученичество неудобство,
от которого современный индивидуалист стремится отгородиться <рвом с крокодилами>.
А люди, смотрящие на нас со старинных портретов, отнюдь не были индивидуалистами.
Они причащались Христовых таинств из единой Чаши и благословлялись единой иконой.
Континентальный коллективный Восток и островной индивидуальный Запад.
Сейчас- в эпоху обострения отношений с Западом- поражает то, как причудливо русские цари связаны со "враждебным" Западом.
Пётр III и Павел I- прямые потомки самого почитаемого чистокровного русского царя- Петра I.
Пётр III- внук Петра, сын его дочери Анны, жившей в Германии.
Павел I- правнук. Последний даже подчеркнул это, установив у своего замка памятник прадеду с надписью "От правнука".
И оба они - западники, русофобы, как сейчас сказали бы.
А Екатерина II- чистая немка- стала великой русской "матушкой", ибо значительно расширила запад России.
В частности присоединила, как теперь выясняется, судьбоносный Крым, соединивший когда-то Русь с Константинополем.
Но вернёмся в Питер.
Недалеко от Михайловского замка- памятника трагедии 1801 года- находится Спас на Крови- памятник 3-го цареубийства, происшедшего в Петербурге- в 1881 году.
Это уже память об убийстве вообще царизма. В 1881 году революционеры убили Александра II. Храм на месте убийства строился в начале 20 века, когда разгорелась 1я русская революция. А за ней- 2я, 3я и жестокая казнь всей царской семьи. О которой напоминает Спас на Крови уже не в Питере, а в Екатеринбурге.
Спас на Крови- это память вообще о революции.
И это храм во Имя победы над вообще смертью- храм во Имя Воскресения Христа.
Его облик напоминает храм Василия Блаженного- разноцветные главки- как образ русского разнообразия (см. иллюстрацию). А храм над могилой святого Василия соседствует с другим знаменитым надгробием- мавзолеем Ленина.
Вот это и есть гремучая смесь русской истории.
Революции и войны заканчиваются, власть переходит из рук в руки, а храмы остаются.
Остаётся неизменной только высшая власть- власть добра над злом.
В Михайловском замке тоже есть домовый храм- во имя архангела Михаила.
Архистратиг Михаил- покровитель дома Романовых, ибо первый царь династии был Михаил Фёдорович. Павел надеялся на защиту воинственного архистратига, назвав замок Михайловским.
На фасаде этого храма изначально были скульптуры апостолов Петра и Павла. Понятно- это память о небесных покровителях хозяина замка и его любимого отца.
После гибели Павла эти скульптуры были сняты с фасада- чтоб не напоминать о 2х убийствах- отца и сына. Скульптуры установили в начале Невского у Петеркирхи- лютеранской кирхи Петра и Павла.
(Не путать с Петропавловским собором- доминантой того же Невского проспекта, где покоятся останки русских царей).
Это, наверное, правильно- душам убиенных Петра и Павла кирха ближе.
А в освободившиеся ниши на стене Михайловской православной церкви наши мудрые предки установили 2 женские фигуры -Веры и Надежды.
Вера и надежда на то, что несмотря на весь ужас человеческой истории, в конце победит Добро.
Кровавая история неумолимо ведёт к лучезарному концу, ибо на крови строятся храмы во Имя Воскресения.
Ведь это поразительно- одновременно с рождением интернета- технического, разумного "бога"- в конце прошлого тысячелетия из пепла воскресла русская Церковь. Чтоб напоминать миру об истинном Боге.
Истинный Бог-Троица не укладывается в прокрустово ложе цифровой логики: I=III.
Поэтому лучик лучезарной надежды очень слабый.
Мне попалась знаменитая книга об истории человечества "<homo> Sapiens"- Харари. "Человек разумный"- Харари верит в цифрового "бога"- технооптимизм, датаизм.
Книга написана в 2013 (!) году:
"Никогда прежде мир не был настолько прочен, чтобы люди уже и представить себе не могли новую полномасштабную войну" (стр. 443).
Ну да, ведь мы таки "сапиенсы"- разумные существа! ИИ всё уладит...
В 2025 мы не можем представить полномасштабный мир.
Но надежду вселяет поразительная последняя фраза этой книги технооптимиста:
"Чего мы хотим хотеть?"- that is The question. (стр.492)
Это ведь про конец истории сапиенсов, и начало чего-то Иного.
Это про эволюцию хотелки- так называемое спасение души.
Хотим-то мы не то, чего мы хотели бы хотеть.
Если даже технооптимисты задумываются над этим гамлетовско-карамазовским вопросом,
то в истории должно произойти ещё много интересного.
Герои Достоевского вспоминаются в Михайловском замке.
По накалу страстей.
И потому, что в этом замке учился Достоевский- самый известный (конечно, после "царя" Путина) русский.
Фёдор Михайлович- Феодоровская икона и архангел Михаил.
Возможно, не случайно действие романа "Идиот" происходит в основном в Павловске- летней резиденции Павла I. Одна из важнейших тем романа- Россия\Европа.
Но вернёмся к писателю Харари. Название его следующей книги- "Хомо Деус".
На первый взгляд:
"Хомодеус"- "человекобог"- анти Богочеловек Христос.
Wellcome, долгожданный апокалиптический антихрист.
Но обратите внимание, что Деус-то с большой буквы!
Еврей Харари должен-таки вспомнить про строгую единственность еврейского Бога.
Будущее- это все люди дожны стать не человеко-богами (это не мир и благоденствие, а ад нерешаемых конфликтов), а одним и тем же Богом!!!
Это и есть задача эволюции души- поворот хотелки от эго к всеобщности.
В книге "Sapiens" Харари очертил преграду:
"На Западе сейчас большинство верит в индивидуализм" (стр. 140).
Поэтому-то ненависть всех и одновременно надежда всех- это Россия с воскресшей верой в Коллективизм не коммунистического муравейника, а Единого Вседержителя.
Вера России- в архангела Михаила, изгнавшего Адама и Еву из рая. Потому что 2 разобщённые воли- это ад.
Как уединствить воли?
Ответ дают Вера, Надежда, Любовь и мать София. Иезуиты в угоду разуму отменили этих римских святых. А у нас в угоду Премудрости Божией они продолжают плыть по каналам Петербурга, на глади которых отражаются старинные дворцы и замки.
"Ты помнишь- как всё начиналось?
Всё было впервые и вновь.
Как строили лодки, и лодки звались
"Вера", "Надежда", "Любовь".
Это ведь Макаревич процитировал апостола Павла. В Библии есть знаменитый гимн любви- 13 глава 1 Послания Коринфянам. В конце неё говорится, что мы видим Божественный мир "сквозь тусклое стекло, гадательно" . Но наша премудрость (софия по-гречески)- это вера, надежда и любовь (1 Кор 13:12,13).
Свидетельство о публикации №225121101765