Загадка минойской цивилизации
Переполненный вдохновением и энтузиазмом Артур начал планировать поездку на Крит, с целью проведения раскопок. Его ждало много препятствий, но он шел к своей цели напролом. Найти финансирование проекта не удалось. Тогда Эванс собрал все свои средства, унаследованные от отца, и готовился к самому значительному предприятию в своей жизни. Помимо финансов, нужно было найти профессиональную команду. Вскоре ему удалось заинтересовать шотландских специалистов: археолога Дункана Маккензи и архитектора Теодора Файфа, которые разделили его энтузиазм. В 1900 году начались раскопки. Уже на первом этапе работ удалось обнаружить остатки массивного древнего сооружения. Его площадь составляла приблизительно десять тысяч квадратных километров. Это было сооружение, не имевшее аналогов в древнем средиземноморье. Археологи были поражены, столкнувшись с этой сокровищницей, датируемой приблизительно вторым тысячелетием до нашей эры. Теперь Эванс знал, что не ошибся, он нашел золотую жилу в истории. Работа продолжалась. Удивляли инженерные решения, так как были найдены банные помещения, системы вентиляции, освещения и даже туалет с канализацией. Вскоре стало ясно, что дворец был не только архитектурным сооружением, а так же сочетал в себе все области жизни на острове. Найденные фрески, статуэтки, керамика и другие предметы искусства поражали красотой, изысканностью и рассказывали об их таинственных обладателях. Прежде всего археологи пришли к выводу, что это был миролюбивый народ, так как не было найдено ни одного изображения убийств, насилия и военных действий. Отчасти это обуславливалось тем, что Крит – это остров и на критян никто не нападал. Это так же подтверждал факт, что сам дворец не имел оборонительных сооружений. Следующее наблюдение также впечатляет. Археологи нашли много изображений прекрасных женщин. Как правило они одеты в роскошные платья ярких цветов с завышенной талией, пышной юбкой и до того глубоким декольте, что грудь оставалась полностью открытой. Дополняли образ изящные, дорогие украшения из золота и драгоценных камней. Осанка и движения были аристократичными. Вьющиеся, чёрные волосы змеились по плечам, лица были безукоризненно раскрашены. Часто такую женщину можно было увидеть со змеями в руках. Исследователи пришли к выводу, что это изображения жриц, и пришли к выводу, что положение женщины в этой таинственной цивилизации было высоким. Однако не свидетельствует о матриархате. Не было найдено ни одного изображения мужчины царя либо жреца. На фресках мужчины обычно практически обнажены, за исключением набедренной повязки. Артур и его коллеги готовы были сами преклониться перед древними жрицами и принести им дары. Изображения жриц вызывали священный трепет у археологов своим величием.
Ещё одна закономерность жизни этих древних людей заключалась в их благоговейном почитании природы. Она носит божественный характер и присутствует на всех изображениях, и не только как фон, а как полноценный участник действия. Восхищает фреска, где женщины собирают шафран и преподносят его жрице. Так же есть изображения обезьянок, которые подобно человеку тоже собирают шафран. Находим фреску с грифоном – сочетание орла и льва. Загадочный, сильный персонаж, так лев – это царь зверей, а орёл – царь птиц. Много изображений быка, воплощающего силу земли. Находим и морскую тематику: дельфины, рыбки, осьминоги. Поражали небольшие, выпуклые по форме, керамические вазы с разнообразными сюжетами. Одна из ваз словно оплетена щупальцами осьминога. Изображение очень реалистичное. Краски делались из жемчужных раковин, благодаря чему они не потускнели до наших дней. В последующем появились вазы, изображающие только извитые щупальца осьминога. Так впервые появился орнамент, который в последствии был усовершенствован и принял самые разнообразные формы. Одним словом, в отличии от современного мира, древние люди природу берегли и возводили в культ, живя в любви и гармонии с ней. Все эти и другие находки подсказывают нам, что критяне были жизнерадостными людьми, окружавшими себя красотой и комфортом.
Первый дворец, открытый Эвансом и получивший название Кносский, оказался центральным, но не единственным. Артур продолжал раскопки за его приделами и нашел останки других дворцовых комплексов, построенных по типу Кносского. Археологи открывают, что на Крите не было городов, а существовали дворцы и деревни с простыми домами. Кто жил во дворцах? Предположительно представители верховной власти, их свита и знать, одним словом – элита. В деревнях жили крестьяне. Однако дворец был сосредоточением не только политической власти, а и религиозной. На Крите не найдено храмов, их функцию выполняли дворцы. В центре каждого дворцового комплекса находился большой двор, где предположительно проходили праздники, так называемые мистерии. Сотни людей приходили, чтобы увидеть жриц, и преподнести им дары. Это были массовые публичные священнодействия, целые театральные представления с музыкой, танцами и щедрыми угощениями. Такие праздники устраивались довольно часто от чего жизнь критян была яркой и насыщенной.
Дворец постоянно нуждался в пополнении предметами роскоши, поэтому он стал так же центром ремесленной деятельности. Наёмных ремесленников обеспечивали необходимым материалом, а их труд хорошо оплачивали. Это были искусные мастера, создавшие уникальный стиль в керамике, камне и горном хрустале. Поражало, что изображения на выпуклых поверхностях воспринимались, как на плоскости. Это удавалось благодаря своеобразному изображению фигур. Этот стиль скопировали авангардисты в живописи (Пикассо и другие) и преподнесли, как свой собственный.
Благодаря торговле были найдены изделия из слоновой кости, страусиной скорлупы и полудрагоценных камней, которых не было на Крите.
О высоком уровне развития критской цивилизации свидетельствует письменность. Археологи обнаружили множество каменных табличек с надписями, однако расшифровать их не удалось.
Артур влюбился в открытую им цивилизацию и дал ей название «минойская», в честь легендарного царя Миноса. Археолог провел на острове тридцать лет, потратил на раскопки всё своё состояние и чувствовал себя счастливым. Эванс и его коллеги не уставали поражаться тому, как четыре тысячелетия назад, в бронзовом веке людям удалось создать такую богатую, развитую, мощную и гармоничную цивилизацию. Эту загадку Эванс будет пытаться разгадать до конца своих дней. Хочется сказать, что минойцы жили со вкусом и неизменной любовью к самой жизни. Прошли тысячелетия, а мы не перестаём восхищаться теми немногими останками от исчезнувшей культуры. Напрашивается вопрос, а что останется после нас? Что сказали бы минойцы, если бы познакомились с нашей культурой и образом жизни? Чем мы можем гордиться?
Ещё одна тайна заключается в том, как и почему минойская цивилизация погибла. Из истории известно, что как правило это происходит из-за старения либо ослабевания народа, в результате его захватывают другие, более сильные цивилизации. Однако минойская исчезла не на спаде, а на подъёме. Среди историков до сих пор ведутся споры на эту тему. Эванс объяснил это явление следующим образом. Недалеко от Крита находится остров Сантарин, на котором обнаружен мощный вулкан. В середине XV века до нашей эры произошло извержение вулкана, в результате чего началось землетрясение. Жители критских дворцов, захватив с собой ценности, сели на корабли и вышли в море, чтобы мягче перенести удары. Однако они обманули самих себя. По иронии судьбы параллельно с землетрясением, произошло разрушение кратера вулкана, хлынули воды, и подводный взрыв привёл к образованию цунами. Огромные волны, высотой десятиэтажного дома, уничтожили всё, что попадалось на пути в считанные минуты. Жители Крита, вышедшие в море погибли, а остальные остались живы. Как говорится, от судьбы не уйти. Крестьяне выжили, а минойская цивилизация прекратила своё существование. Оказывается, для того, чтобы её уничтожить, не обязательно убивать весь народ, достаточно убить элиту.
Незаурядная и выдающаяся личность Артура Эванса вызывает уважение и преклонение. Многие на его месте прожили бы комфортную, безбедную жизнь на деньги отца. Археолог же иначе распорядился своим временем и средствами.
Эванс был женат на дочери своего оксфордского преподавателя Маргарет Фриман, которая умерла в молодом возрасте от туберкулёза. Больше археолог не женился, детей у них не было. Едва справившись с отчаянием, Артур посвятил оставшуюся жизнь работе и его детищем стала минойская цивилизация. Он поделился с миром своим открытием, посвятил ему не одну книгу. Сегодня у туристов есть возможность пройтись по развалинам Кносского дворца в сопровождении экскурсовода и соприкоснуться с необыкновенным и таинственным древним миром.
Свидетельство о публикации №225121400360
Виктор Томилов 14.12.2025 16:41 Заявить о нарушении