Сонечка
А сегодня бывшая коллега позвонила мне и как-то буднично сообщила:
- Привет! А у нас кошка умерла… Моя любимица Сонечка… За 13 лет жизни в нашем доме она стала членом семьи. И я никак не могу смириться с ее гибелью. Все так быстро произошло!
Рая едва сдерживала душившие ее рыдания. Умом она понимала, что Сони больше нет, но сердце… Сердце отказывалось принимать суровую реальность. В квартире на каждом шагу Раисе попадались на глаза Сонечкины вещи – миска для воды, чашечка под еду, специальный валик для когтей, резиновый мячик. Все это женщина собрала в пакет и выбросила в мусорный контейнер, чтобы избавиться от сжимавшей грудь боли. Впрочем, легче не стало. В воспоминаниях Рая возвращалась в те старые добрые времена, когда в их с мамой Зинаидой Григорьевной однушке появились два пушистика – Марсик и Сонечка, которые нарушили «стройность» их пресной и размеренной жизни, привнеся в нее любовь, радость, счастье.
Марсик
Сначала женщины приютили котенка. Это был маленький, беленький комочек с голубыми, как безоблачное летнее небо, глазенками и с писклявым голоском.
- Мам, котейка просто прелесть! Прямо, как игрушечка. Такой он махонький и беззащитный. Его хочется прижать к груди, окружить лаской и заботой, - умилялась тискавшая милого ушастика Рая и вдруг ойкнула. – А котенок-то с характером! Смотри, как он отчаянно царапается и угрожающе шипит. Вырваться на свободу норовит. Настоящий боец! Значит, отныне будем называть тебя Марсом в честь бога войны древних римлян.
- А что? Марс… Звучит коротко и гордо, - поддержала предложение дочери Зинаида Григорьевна.
Как показала жизнь, с выбором имени для своего питомца женщины не ошиблись. Правда, домашние называли его так только тогда, когда того ожидала кара за серьезные проделки. По одному тембру голоса Раи или Зинаиды Григорьевны Марсик понимал: сейчас будет разнос. А пошалить кот обожал. Однажды Раиса вернулась с работы, мельком осмотрела спальню-зал. Вроде, кот здесь не напакостил. Но что-то смущало женщину, как будто чего-то не хватало. Она еще раз пробежалась взглядом по комнате и тут обнаружила, что на подоконнике вместо цветущих растений из горшочков торчали зеленые стебельки-огрызки. Листиками и цветами Марсик поужинал. Рая от такой наглости взревела:
- Мама! Боже, мои цветы! Он же их объел! Где этот поганец? Я ему сейчас устрою головомойку.
Раиса схватила валявшийся у входа в зал тапок и бросилась вслед за улепетывавшим в коридор Марсом, который быстро смекнул: на сей раз он перешел границу дозволенного. Другое дело - вытащить из ящиков комода и повозить по полу хозяйское нижнее белье, совершить «восхождение» по белоснежным шторам или покататься на скрипучих дверках шифоньера. Как бы Марсик не развлекался, после каждой неприличной выходки его ожидала расплата, но применение тапка в качестве орудия возмездия – это было для него слишком грубо. Потому он решил спасаться бегством. Не получилось увильнуть.
Обычно кота в наказание за его грехи в теплое время года отправляли в «ссылку» на балкон, в холодное – в туалет. А все из-за того, что Марс не выносил одиночества. Сроки «отлучения» от хозяев зависели от степени вины шкодника. Когда же котейка натягивал на себя личину белой и пушистой милашки (что случалось крайне редко), он позволял домочадцам почесать его животик, почистить ушки и даже заглянуть в пасть, чтобы проверить состояние зубов.
Новая жиличка
Спустя года два в один далеко не прекрасный (во всяком случае для Марсика) день на пороге квартиры Раи и ее матери появилась их старая знакомая. За пазухой пальто она прятала от холода черно-бело-рыжую кошечку.
- Знакомьтесь. Это Сонечка. Она трехцветная, а значит, принесет в ваш дом счастье. Жалко нам ее отдавать, но вы же знаете, что мы переезжаем в другой регион. Дорога дальняя. Боюсь, наша кошечка ее не перенесет, да и с бумагами на перевозку, честно говоря, много возни. Хотим Сонечку отдать в добрые руки, то есть вам. Вы же не против? - тараторила гостья. Между тем, кошка осмелела, высунула любопытную мордочку наружу и принялась принюхиваться.
- Мы-то не против, а вот как быть с нашим котом? Не знаем, примет ли он новую жиличку, - поделилась своими сомнениями с гостьей Зинаида. А Марсик уже давно незаметно следил за всем происходящим в коридоре из-под дивана. Как только хозяйка опустила свою кошечку на пол, Марс выскочил из «засады» и, выгнув спину дугой, с поднятым распушенным хвостом и страшным шипением, понесся в сторону Сонечки. Ему не терпелось наказать нахалку за проникновение на чужую территорию. Тетка в пальто заметила бросившегося в атаку кота и, проявив похвальное для ее возраста проворство, подхватила свою питомицу на руки. Прекрасно изучившая повадки Марса Рая тоже была настороже. Она кинулась наперерез разбушевавшемуся Марсику, поймала его, приподняла за шкирку и выдворила из прихожей, предусмотрительно захлопнув за ним дверь.
Врачевательница
Домашние тепло приняли Соню. Она была ласкова с ними, однако особую привязанность проявляла по отношению к Раисе. Может, в знак благодарности за спасение от нападок Марса в первый день их знакомства? Неважно. Сонечка повсюду следовала за своей хозяйкой, как нитка за иголкой. Еще и бесплатный «кошачий» массаж ей делала в любое время суток и по собственной инициативе.
- Что до Марсика, то он бесился от ревности и при каждом удобном случае словно коршун налетал на Сонечку, кусал и царапал ее. Она была старше и, наверное, мудрее, потому молча сносила все его дурацкие выходки. В такие моменты Соня просто пряталась в самых укромных уголках квартиры. Лишь бы подальше от обидчика, но все изменилось, когда тот начал стремительно худеть, отказываться от еды и воды. Кошка мгновенно поменяла тактику поведения. Теперь она старалась большую часть времени проводить в компании с Марсиком. Укладывалась рядышком с ним, по-матерински обнимала лапками и вылизывала его, как котенка-глупыша. Марс с благодарностью принимал эти знаки внимания своей подружки и больше не задирал ее, - вспоминала Рая.
Удивительно, но месяца через два без применения каких-либо медицинских препаратов кот пошел на поправку. К нему вернулись аппетит, прежний вес, энергия и желание шкодить.
- Это еще не все чудеса. Двумя годами ранее у моей родительницы обнаружили онкологию. Тогда Сонечка отлепилась от меня и приклеилась к маме. Ни на шаг от нее не отходила. Мы с двоюродной сестрой все гадали, почему. Думаем, она лечила маму. Ведь достоверно известно, что кошки помогают человеку снижать кровяное давление, бороться с радикулитом, стрессами, - продолжала свой рассказ бывшая коллега. - Последние медицинские исследования показали, что операция матушке не требуется, так как никакого рака у нее нет и в помине. Мы просили врачей тщательнее изучить полученные снимки, чтобы убедиться: онкология побеждена. Они нас уверяли, что так и есть.
Действительно, Зинаида Григорьевна выглядела заметно похорошевшей, повеселевшей и какой-то умиротворенной. И все же в истории с чудесным выздоровлением меня беспокоили некоторые моменты. Например, верно ли Зинаиде был поставлен первоначальный диагноз? Может, врачи ошибались насчет онкологии? У меня нет ответов на эти вопросы.
Страшный диагноз
В конце концов, Соня сама заболела. Она начала худеть, потеряла интерес к жизни.
- Мама, я волнуюсь за здоровье Сонечки, - Рая первая заговорила о новой, навалившейся на их семью беде.
- Я тоже переживаю, места себе не нахожу. Так, надо действовать. Закутывай Соню в одеялко! Мы немедленно едем в ветеринарную клинику, - в Зинаиде Григорьевне проснулся командир. Мать и дочь вмиг собрались, прыгнули в пойманное по пути такси. До медучреждения домчались быстро, без каких-либо «сюрпризов».
Дежуривший в тот день в клинике врач тщательно обследовал Сонечку. Результаты анализов не оставили у него никаких сомнений: у усатой пациентки запущенная онкология с метастазами практически во всех внутренних органах. Оперировать было поздно. Ветеринар ничего не сказал Раисе о страшном диагнозе, а выписал какие-то препараты для поддержания иммунитета больной и отпустил всех домой, заручившись обещанием женщин четко выполнять его рекомендации. Раиса и Зинаида всегда строго следовали правилу «Дал слово – держи». Они по очереди толкли для Сонечки таблетки, размешивали их в воде и вливали лекарства прямо в пасть слабо сопротивлявшейся несчастной котейки.
Несмотря на прием таблеток, Соня чувствовала себя все хуже и хуже. Она таяла на глазах. Ей едва хватало сил доползти, причем с частыми и длинными передышками, до тарелки с едой. Добравшись до кухни, Соня несколько минут переводила дух, потом пробовала поесть, но из-за жутких болей не могла пережевывать и глотать пищу. Она лежала напротив приготовленных для нее заботливой хозяйкой вкусняшек, смотрела на них с искренним сожалением и беззвучно плакала. Ей была доступна только вода. Пока рак не отнял и эту последнюю возможность поддерживать в организме жизнь.
Смерть как избавление
У Раи сердце разрывалось от одного вида своей любимки, истерзанной болезнью. Она не знала, чем помочь Сонечке, которая чувствовала приближение кончины и пряталась от всех домочадцев в темном туалете. Женщина приходила в ванную комнату, брала кошечку на руки, гладила ее и пела колыбельные, как в детстве сыну. Сонечка забывалась коротким сном, а потом возвращались боли и долго не отступали, не давая кошке вновь оказаться в мягких лапах Морфея.
Видя жуткие мучения Сонечки, Раиса с Зинаидой вызвали на дом ветеринара.
- Это невозможно больше выносить! За что Сонечке выпали такие страдания? Сделайте же хоть что-нибудь! – умоляла Рая доктора.
- Обезболивающий укол? Мера временная. К глубокой жалости, на сегодняшний день на данной стадии рака существует лишь один способ избавить вашу девочку от физических пыток – усыпить ее, - выдавила из себя ветеринар.
Зинаида Григорьевна, не поднимая опухших заплаканных глаз, тихо прошептала:
- Так, думается, будет правильно, по-человечески. Правда, дочка?
Пожилая женщина повернула голову в сторону Раи. У дочери от рыданий содрогались плечи. На вопрос матери она не сразу смогла ответить. Язык не поворачивался. Было нелегко, но Раиса все же справилась со своими эмоциями:
- Да, боюсь, мама, ты права. Доктор, мы согласны на усыпление.
Ветеринар качнула головой. Мол, поняла. Пока она открывала свой чемоданчик, готовила шприц со специальным препаратом, у женщин было время попрощаться с любимицей. Они смотрели на Сонечку и плакали, не пряча своих чувств. А когда врач приступила к процедуре усыпления Сони, нервы сдали и у нее.
- Пора, наверное, уходить с работы. Невыносимо стало видеть мучения бедных животных, - смахивая слезы с ресниц, оправдывалась она.
…После смерти тельце Сонечки Раиса с мамой отвезли в городской крематорий, где им выдали урночку с прахом их «девочки». Некоторые знакомые, видя, как женщины тяжело переносят гибель Сони, настоятельно рекомендовали им взять в дом другую кошечку. Пенсионерки отказались от этой идеи сразу и наотрез: "Сонечку не воскресить, а второй такой же, как она, в мире нет. И точка".
Свидетельство о публикации №225121700923