Метафизика и метабиология власти

Метафизика и метабиология власти: почему лимбическая система ныне правит миром.

Антагонизм «хаос vs порядок» — это не природный факт, а глубоко укоренённая в западной культуре ментальная конструкция, рождённая из придуманной мифологии, усиленная религией, подкормленная философией и наукой. Это противопоставление друг другу нестабильности, непредсказуемости, угроз (хаоса) и развития, целеполагания, безопасности (порядка). Библейская традиция и западный менталитет радикально переработали и усилили этот антагонизм, сделав его инструментом власти и западного культурного кода.

1. Онтологизация и морализация Хаоса.
В Ветхом Завете (Торе), в Книге Бытия, изначальное состояние описывается как «тоху ва-боху» (безвидное и пустое) и «техом» (бездна, глубина). Это не нейтральный «Хаос» того же Гесиода, а состояние, нуждающееся в исправлении.
• Тора — кодекс мироздания. Законы (мицвот), данные Богом, — это не просто моральные предписания; это архитектурные принципы реальности. Соблюдение мицвот поддерживает мировой порядок, нарушение — расшатывает его, ведя к хаосу (тоху, пустыня), который не активный враг, а инструмент суда и состояние, в которое погружается мир в результате отказа от Закона (Торы).
• Завет (брит). Порядок основан на договоре между Богом и народом Израиля. Нарушение завета — это разрыв отношений, ведущий к социальному и космическому распаду, то есть к возврату к хаосу.
Хаос = Зло и Грех. Церковные отцы (например, Августин Блаженный) отождествили хаос с небытием, грехом и силами зла. Если Бог есть абсолютный Порядок, Логос и Благо, то всё, что не от Бога — хаотично, греховно и стремится к небытию.
Дьявол — Повелитель Хаоса. Сатана в христианской традиции — это падший ангел, который восстал против Божественного Порядка. Он представляет собой разрушительную, хаотическую силу, стремящуюся вернуть творение в состояние хаоса.

2. Церковь как Институт Порядка (Ordo).
Церковь представила себя как единственную силу, способную противостоять экзистенциальному хаосу.
Сакральная Иерархия. Модель мироздания — строгая иерархия: Бог -> Ангелы -> Церковь (Папа -> кардиналы -> епископы -> священники -> миряне) -> светская власть. Любое нарушение этой иерархии (ересь, неповиновение) рассматривалось как прорыв хаоса.
Ритуал как Упорядочивание. Литургия, таинства, молитвы — это строго регламентированные действия, цель которых — внести божественный порядок в хаотичную человеческую жизнь, защитить от дьявольских сил (хаоса).
Догмат как Противоядие. Чёткие догматы веры были призваны уничтожить хаос в умах. Любая ересь — это не просто ошибка, а вторжение хаотического, разлагающего мышления.

Так Церковь превратила хаос из допорядкового состояния (как у греков) в анти-порядок, активную разрушительную силу, персонифицированную в Дьяволе. Спасение души стало тождественно борьбе с внутренним и внешним хаосом через подчинение порядку Церкви.

После ослабления прямой власти Церкви, этот антагонизм не исчез, а был секуляризирован и встроен в ДНК западного проекта.

1. Научный Рационализм (XVII-XVIII вв.).
Декарт и Бэкон. Лозунг «Знание — сила». Природа (которая без вмешательства человека воспринималась как «хаос» диких сил) должна быть покорена, поставлена на службу человеку с помощью разума и науки.
Ньютон. Вселенная — это идеальный часовой механизм. Задача науки — найти законы, скрывающиеся за кажущимся хаосом явлений. Хаос — это то, что ещё не подчинено формуле.

2. Промышленная Революция и Модерн (XIX-XX вв.).
Культ Эффективности. Заводской конвейер, бюрократия (по Веберу), стандартизация — это апофеоз борьбы с хаосом. Все, что неэффективно, нестандартизировано, непредсказуемо (т.е. хаотично), подлежит устранению.
Колониализм. «Дикари» и их «варварские» культуры воспринимались как воплощение социального и культурного хаоса, который необходимо упорядочить по западным лекалам — «бремя белого человека».
Психоанализ (Фрейд). Бессознательное — это внутренний хаос первобытных влечений («Оно»). Задача цивилизованного человека — подчинить его контролю «Я» и «Сверх-Я» (внутренний порядок).

3. Современный Постмодерн и Неолиберализм.
Парадокс, сегодня западноцентричный мир формально принимает хаос (теория хаоса, нелинейные системы), но на практике усиливает борьбу с ним новыми методами.
Иллюзия Выбора. Общество потребления предлагает бесконечный выбор товаров, сервисов, идентичностей. Но этот выбор строго канализирован в рамки рынка. Это управляемый хаос, который создаёт иллюзию свободы, но служит поддержанию глобального экономического порядка.
Кибернетический Контроль. Big Data, алгоритмы, социальные рейтинги. Цель — тотальная предсказуемость. Любое отклонение от предсказанной модели (социальное неповиновение, «странное» поведение) трактуется как угроза, цифровой хаос, который нужно устранить.
Информационная Война. В публичном поле «хаосом» объявляется все, что противоречит официальной наррации (fake news, дезинформация). Борьба с ним оправдывает цензуру и тотальную слежку. Внешний враг (Россия, Китай, Иран) всегда изображается как источник глобального хаоса, в противовес «правилам-базированного порядка» Запада.

Хаос vs Порядок в западной ментальности — это не философская абстракция, а идеологическая дихотомия, служащая оправданию власти:
1. В Средневековье. Власть Церкви над душами.
2. В Модерне. Власть Разума над природой, Европы над миром, капитала над обществом.
3. В Постмодерне. Власть алгоритмов и корпораций над человеческим поведением.

Порядок — подаётся как право сильного (Бога, Запада, корпорации). Хаос же — это всё, что этому порядку сопротивляется: будь то дикая природа, инакомыслие, традиционные культуры, неконтролируемые социальные процессы или суверенные государства, не желающие играть по чужим правилам.

Таким образом, этот антагонизм был и остаётся мощнейшим инструментом для легитимации доминирования, где «мы» (западноцентристы) всегда носители порядка, а «другие» — угроза в виде хаоса.

Метафизика антагонизма — война за человеческую природу.
Западноцентричный проект, получивший бинарную матрицу от монотеизма, превратил целостное понимание «Хаос vs Порядок» в антагонистический метафизический принцип. В этой картине мира Порядок — это не естественное состояние гармонии, а тотальный Контроль, навязанный извне. Хаос же, лишённый своего изначального смысла как творческого потенциала (Хаос-Зияние), низведён до уровня онтологического зла, угрозы, которую необходимо подавить. Всякая система, претендующая на роль «упорядочивающей», по умолчанию объявляет себя добром, а любое инакомыслие или самоорганизацию — хаосом, подлежащим уничтожению. Эта метафизика служит оправданием для тоталитарных импульсов в любом обличье — религиозном, идеологическом, военном, экономическом или технологическом.

Метабиология антагонизма — война внутри Мозга.
Эта метафизическая борьба находит своё прямое отражение в нейрофизиологии человека — в метабиологическом противостоянии между архаичной лимбической системой и эволюционно молодым неокортексом.
• Лимбическая система — это царство базовых импульсов, страхов, стадных инстинктов, немедленных эмоций (гнев, паника, жажда комфорта). Это внутренний Хаос, который легко управляем извне через примитивные стимулы: образ врага, базовые нарративы о выживании, упрощённые эмоциональные посылы. Это основа подчинения и стадности.
• Неокортекс (префронтальная кора) — это внутренний Порядок, основание творчества и выхода за рамки лимбической системы, благодаря рефлексии, критическому мышлению, долгосрочному планированию, целостному пониманию неопределённости, воле и эмпатии, выходящей за рамки «своей стаи». Это основа субъектности и солидарности.

Паразитарные системы используют всевозможные идеологии и манипуляции, ведут войну против неокортекса от имени лимбической системы. Они поощряют импульсивность, подавляют критическое мышление, нагнетают страх и тем самым блокируют возможность подлинной, осознанной солидарности, которая является продуктом не стадного инстинкта, а договора ответственных субъектов.

Подлинная свобода и подлинный порядок начинаются не с подавления хаоса, а с обретения суверенитета над собственным внутренним миром. Когда мы осознаём, что объединение и взаимопомощь — это результат не слепого инстинкта, а осознанного выбора неокортикальной личности, мы перестаём быть пешками в чужой игре. Мы начинаем сами творить свою реальность, превращаясь из объектов манипуляции в субъектов истории, способных отличить навязанный «порядок» раба от рождающейся «гармонии» свободных людей.

Не надежда рождает действие, а действие рождает надежду. И первый такой поступок — это взять под контроль свой внутренний хаос, чтобы обрести силу для проявления человечности/солидарности.


Рецензии