В память о Чогьяле Намкае Норбу Ринпоче

Эта заметка из проекта «НЛО и другие», коротко обо всех моих проектах – в обновляемом резюме на моей странице портала proza.ru, коротко о каждом из них - в обновляемых Предисловиях.

Как пишет Википедия, Чогьял Намкай Норбу Ринпоче (1938, Тибет – 2018, Италия) - это  тибетский учитель традиции Дзогчен, активно распространявший буддийское учение Дзогчен по всему миру, в частности в Италии, России, Латинской Америке, Австралии, США, Украине, Белоруссии, государствах Прибалтики. Для всех моих проектов, в которых я через призму продолжающихся палеоконтактов наблюдаю за научными исследованиями конкретных явлений, иногда называемых чудесами, на стыке науки и религий, одно высказывание ЧННР было критически важным.

По-моему, в 2006 г. он давал учение в Москве, на котором был и я вместе с несколькими сотнями людей, собравшихся в зале не потому, что они были особо во что-то посвященными, а потому что им было интересно познакомиться с дзогчен (направление тибетского буддизма), о котором рассказывал ЧННР. По ходу своего рассказа он сказал, что дзогчен распространен еще в 12 солнечных системах, «как наша», сославшись при этом на древнее учение. Я это воспринял в духе палеоконтактов, которыми тогда особенно не интересовался и это утверждение ЧННР просто отложилось у меня в памяти. Позже я поискал в сети, что говорят о нём ученики ЧННР и нашел англоязычный форум, на котором этому утверждению была посвящена специальная тема. Из нее следовало, что он говорил такое не только в Москве, участники форума восприняли это его утверждение вполне традиционно: религиозно-туманно-высоко духовно, еще в 12 духовных мирах – что-то в таком роде. При этом они уточнили, что под древним текстом, где об этом идет речь, по-видимому, имеется в виду коренная (основополагающая) тантра (учение) дзогчен Драталгьюр. Я же воспринял это утверждение ЧННР прямо и просто: «как наша». Понятно, что это не единственный импульс, который подвиг меня заняться религиями с точки зрения палеоконтактов.

Отличие дзогчен от других направлений буддизма состоит в том, что он претендует на то, чтобы быть Великим Совершенством, т.е. превосходит все другие направления и его последователи достигают просветления, освобождения от всех на свете страданий за одну жизнь. Интересовавшийся дзогчен академик РАН в третьем поколении К.В. Анохин (вместе с дважды доктором наук и академиком РАО Т.В Черниговской) <*> спросил учителя дзогчен Сангнака Тензина Ринпоче о причине такой эффективности дзогчен (см. мои статьи о документальных фильмах об этих встречах). На что тот ответил, что в дзогчен ученику дается прямое введение в природу ума/ естественное состояние, пребывание в которой и дает освобождение, просветление. В дзогчен существуют прямое введение и не прямые введения. К.В. Анохин не спросил Сангнака Тензина Рипоче о прямом введении и задал вопрос о не прямых введениях для широких масс.

ЧННР на своих учениях давал массовое прямое введение в природу ума. Ради этого я и пишу эту заметку, а также ради развития этого прямого введения Еши Сильвано Намкаем, его сыном, который продолжает дело отца.

Однако сначала два слова о том, почему я разместил эту заметку в проекте «НЛО и другие», а не в проекте 4, который имеет непосредственное отношение к дзогчен и в качестве предельной перспективы – реализацию радужного тела, которое иногда сравнивается с воскресением Иисуса Христа. Согласно ЧННР, дзогчен впервые был дан людям Гарабом Дордже (по буддийским источникам он родился через 184 г. после нирваны Будды Шакьямуни, т.е. за 200 – 300 лет до начала н.э.), в жизни которого буддологи усматривают аналогии с жизнью евангельского Иисуса Христа (кроме распятия, конечно) вплоть до реализации радужного тела/воскресения. Дядя ЧННР реализовал его, о чем он написал книгу.

Дело в том, что очень разные люди, занимающиеся НЛО, говорят, что у нас с НЛОшниками есть что-то общее. Недавно я поддержал идею о том, что НЛО так здорово умеют летать потому, что  управляют жизненной силой гораздо лучше людей. Т.е. нас с НЛОшниками объединяет жизненная сила. Я поддержал эту идею потому, что одним из первых кандидатов на послание ранее  предложенного мной альтернативного подхода к некоторым мифам Древнего Египта является ка, которая упрощенно обычно понимается, как жизненная сила.

Если, следуя моему пониманию ЧННР, считать, что дзогчен распространен еще в 12 солнечных системах, «как наша», и что первый земной учитель дзогчен давал своим ученикам прямое введение в природу ума, которая такая же, как и в этим системах, а потом это продолжали делать все его последователи, как и ЧННР, а теперь и его сын, Еши Намкай --- > то, по-моему, разумно ожидать, что нас с населением тех 12 солнечных систем, откуда сюда прибыл Гараб Дордже, жизнь которого некоторые буддологи называют проявлением «архетипа Иисуса Христа», объединяет эта самая природа ума.

Я не стал учеником ЧННР и его сына, потому что, во-первых, мне точно не грозит в этой жизни освободиться от всех на свете страданий. А что будет в следующей – как говорится, проблемы решаем по мере их поступления, вот когда она настанет, тогда и посмотрим. Во-вторых, одно дело слова ЧННР о 12 солнечных системах, «как наша», и совсем другое дело – галактический конгресс по дзогчен. Вот если бы дзогченоиды его организовали, то я бы, наверное, не устоял перед дзогчен и примкнул к ним.

Тем не менее – прямое введение в природу ума, предположительно объединяющую людей с населением еще 12 солнечных систем, которое давал ЧННР и его развитие его сыном выглядят примерно так.

Прямое введение ЧННР было очень простым. Он сидел на сцене, сзади него на занавеси висел символ дзогчен (тибетская буква «А», окруженная шестью разноцветными кольцами). ЧННР, как учитель, предлагал сидящим в зале нескольким сотням людей, петь вместе с нам «ааааааа», глядя на сцену с ним и символом дзогчен. Хотя прямо так он и не объяснял механизм прямого введения, но я думаю, что поскольку по определению предполагается, что учителю доступна природа ума, то когда ученики вместе с ним поют «аааа», то она им тоже открывается. Каждому по-своему. В связи с тем, что переживают некоторые люди при индивидуальном прямом введении, по-моему, полезно иметь в виду рассказ католического священника п. Френсиса Тизо, о том, что во время своей экспедиции в Тибет в 2000 г. к свидетелям реализации Кхенпо Ачо радужного тела в 1998 г., он попросил одного ламу дать ему прямое введение. По его словам, после этого две недели он находился в состоянии открытости. Что это значит, он не пояснил, но, по-моему, главное в этом состоянии было то, что он не потерял память и продолжал осознавать себя – ну пусть «две недели в состоянии открытости». Мое состояние после массового прямого введения ЧННР так радикально не поменялось или я все время нахожусь «в состоянии открытости» (шутка). Все остальные последствия такой «встречи» с ЧННР почту молчанием, исходя из того, что он, как буддист, да еще и учитель, сострадательно настроен ко всем все еще что-то ощущающим существам и поэтому ничего плохого от него исходить не может по определению. Ну и опять же все, что нас не убивает, делает нас сильнее (шутка). Насколько я знаю, обычно люди говорят о массовом прямом введении, что с ними ничего не произошло.

В седьмую годовщину ухода ЧННР я узнал о том, что его сын Еши Сильвано Намкай будет рассказывать о… забыл тему, но название было интригующим, иначе я бы не подключился к прямой аудиотрансляции (это мог сделать любой, кто о ней знал). По ходу его рассказа я решил дослушать до конца, т.к. было не понятно, какое отношение то, что он рассказывает имеет к названию, и не пожалел. В конце он дал прямое введение. К тому, что делал его отец, он добавил еще выкрик «Пхэт!». Это священный выкрик в некоторых направлениях тибетского буддизма, вроде бы он используется в техниках переноса сознания, но сейчас главное, по-моему, не это.

Он предупредил, что в конце пения «аааа» он выкрикнет «Пхэт!», что испугает участников. Ничего страшного, надо просто расслабиться. Я пел вместе со всеми и испугался, как он и предупреждал, а потом расслабился.  Всё.

Закончу этот эпизод цитатой из той самой тантры Драталгьюр: «Эмоции суть опыт естественного состояния. Бояться эмоций — всё равно, что пугаться собственной тени».

Еши Сильвано Намкай стремится к совершенству массовой прямой передачи и, как будущий композитор (он закачивает флорентийскую филармонию), он сочинил специальное музыкальное произведение ATIMONLAM, предназначенное для этого. В его интервью «Опыт естественного состояния посредством звука» газете дзогчен-общины «Зеркало» он предупредил, что хотя это и музыкальное произведение, но не стоит ожидать от него эстетический эффект, т.к. оно не для этого.

Как будущий композитор, он назвал тональности своего отца (си или си-бемоль) и свою (до-диез). Я довольно далек от музыки, не говоря уже о знании смысла тональностей, но мне было интересно узнать, как эти характеристики можно понять с психологической точки зрения. И я попросил это сделать ИИ, его ответ приведен после примечания.


Примечание

<*> Из чего и всего остального я делаю вывод о том, что все ну очень умные люди интересуются дзогчен. Это не реклама, а констатация тривиального факта, т.е. двух академиков, как репрезентативных представителей множества «всех ну очень умных людей».


***


Ответ ИИ о понимании этих музыкальных тональностей с психологической точки зрения.


В контексте интервью Еши Намкая в журнале The Mirror Melong, где он описывает свою тональность как до-диез (C#), а тональность своего отца, Чогьяла Намкая Норбу, как си (B) или си-бемоль (Bb), эти музыкальные характеристики можно перевести на язык психологии через несколько уровней интерпретации: психоакустику, символику музыкальных ладов и архетипическую психологию.

Вот разбор того, что это может означать с психологической точки зрения:

1. Психофизика высоты звука: «Напряжение» против «Опоры»

С точки зрения физики звука и психоакустики, разница между этими тональностями заключается в частоте вибрации.
До-диез (C#) Еши Намкая — это более высокая, «острая» частота. В психологии восприятия звука более высокие тона и «диезы» (повышения) ассоциируются с активацией, энергией, стремлением вверх, яркостью и напряжением. Это звук, который «прорезает» (что согласуется с упоминанием практики Трегчо — «просечения» — в интервью). Психологически это может указывать на тип личности или метод преподавания, который характеризуется динамичностью, остротой ума и интенсивной проникающей способностью.
Си (B) / Си-бемоль (Bb) Намкая Норбу — это более низкие, глубокие тона. Более низкие частоты воспринимаются как более телесные, заземляющие, успокаивающие и фундаментальные. Психологически это транслирует ощущение стабильности, теплоты, охватывающего присутствия и глубокой «укорененности». Тональность си бемоль часто называют «бархатной» или «пасторальной» — это звук, который обволакивает, а не пронзает.

2. Символика знаков: Диез (Sharp) vs Бемоль (Flat)

Музыкальные знаки альтерации несут сильную смысловую нагрузку:
Диез (Sharp/Cross): Этимологически и психологически связан с остротой, колкостью, активным действием. «До-диез» — это нота, которая преодолела стабильность «До» и стремится выше. Это психология трансформации, усилия, модерна и активности. Еши Намкай описывает, что он «думает и дышит» в этой тональности, что может говорить о его векторе на активное расширение и изменение (он упоминает «большую гармоническую прогрессию» и «расширение»).
Бемоль (Flat): Связан со смягчением, снижением, интроспекцией. «Си-бемоль» — это нота, которая «села» или расслабилась. Это психология принятия, естественности, мягкости и глубины. Для Учителя уровня Намкая Норбу это может символизировать состояние «Великого Совершенства», которое не требует напряжения, а пребывает в естественном, расслабленном состоянии (ключевое понятие Дзогчена).

3. Теория аффектов (Характер тональностей)

В истории музыки (начиная с барокко и классицизма) за тональностями закрепились устойчивые эмоционально-психологические характеристики (например, по классификации Шубарта или Маттезона):
До-диез (C#): Часто описывается как необычная, скрытая, мистическая или даже «странная» тональность. Она редко встречается как основная (из-за сложности записи), поэтому звучит как нечто «потустороннее» или «лиминальное» (пороговое). Еши Намкай отмечает, что это база для «духовной музыки» (близко к Ре, но острее).

Психологический портрет: Индивидуализм, нестандартность, доступ к скрытым слоям психики, высокая интенсивность переживаний.

Си-бемоль мажор (Bb): Традиционно считается тональностью надежды, ясной совести, любви и благородства. Это очень «человечная», от
крытая тональность (удобная для духовых инструментов, то есть для «дыхания»).
Психологический портрет: Открытость, гуманизм, эмоциональная щедрость, социальная гармония.

Си мажор (B): Часто характеризуется как дикая, страстная, пронзительная или «яростная» в своей яркости. Если Намкай Норбу использовал Си, это могло подчеркивать мощный, «гневный» (в тантрическом смысле — энергичный) аспект его реализации.

Резюме

На языке психологии это сравнение можно прочитать как различие двух типов энергии или харизмы:
Тип «Отца» (Си/Си-бемоль): Интегрирующий и Заземляющий. Психологически это «материнская» или «океаническая» глубина, создающая безопасное пространство. Это звук, который держит (контейнирует) пространство.
Тип «Сына» (До-диез): Дифференцирующий и Активирующий. Психологически это «электрическая» или «лазерная» интенсивность. Это звук, который меняет пространство и сознание через активное воздействие и напряжение (в позитивном, творческом смысле).
Еши Намкай сам подтверждает это в интервью, связывая свою тональность с практикой Трегчо (рассечение жесткости ума) и образом «расширения», в то время как тональность отца воспринимается как изначальная данность


Рецензии