Онегин - экзистенциальный роман 2 Отказ от свободы

"Онегин" - экзистенциальный роман. 2.  Отказ от свободы

Каждый знает, что "надо быть собой". Это  и есть основная тема экзистенциальной философии. Философы - экзистенциалисты подчеркивают радикальную свободу каждого человека, необходимость действовать аутентично,  а не подчиняться  правилам, навязанным  обществом.
Но люди сплошь и рядом предпочитают отказываются от этой свободы. С середины 20-го века  конформизм, приспособление к обществу  активно исследуется в психологии. Но причины  и механизмы этого приспособления и  сейчас не совсем ясны.
Пушкин в "Евгении Онегине" объясняет, как это происходит  и к чему это приводит на примерах своих героев.

Обратимся к концу четвертой главы, строфа LI

Он был любим... по крайней мере
Так думал он, и был счастлив.
Стократ блажен, кто предан вере,
Кто, хладный ум угомонив,
Покоится в сердечной неге,
Как пьяный путник на ночлеге,
Или, нежней, как мотылек,
В весенний впившийся цветок;
Но жалок тот, кто все предвидит,
Чья не кружится голова,
Кто все движенья, все слова
В их переводе ненавидит,
Чье сердце опыт остудил
И забываться запретил.

Речь идет о Ленском. Ленский только что передал Онегину приглашение на именины Татьяны, где жизнь, как Ленский  знал ее, для него закончится.

 Пушкин не объясняет, о какой вере идет речь. Но из контекста можно понять, что Ленский  верил в справедливость существующего порядка, общества,  предлагаемых обществом правил поведения и ценностей.  Эта вера оказывает на человека действие, подобное алкоголю, говорит Пушкин: она снимает ответственность за осознание своих подлинных ценностей и необходимость действовать независимо в соответствии с этими ценностями.

Посмотрим, как это проявлялось у Ленского. Ленский представлял себя возвышенным романтическим поэтом, так он себя и ведет сначала. В начале романа "господ соседственных селений ему не нравились пиры". И это не удивительно: их разговоры были приземленными, пошлыми.  Но в конце он уже говорит о деревенской публике "своя семья". Когда мы встречаем Ленского впервые,  он "охоты не имел, конечно, охоты узы брака несть", хотя "везде был принят как жених". Но общество явно ожидало от него женитьбы на местной девушке.  И вот он он уже рассказывает удивленному Онегину, что он любит Ольгу с детства, а в конце  уже объявлено о их свадьбе.  В начале романа поэзия Ленского полна романтических штампов.  Но Ольга хотела от него стишков и картинок в альбом, как у всех. Поэтому он  стал  писать ей эти  стишки и рисовать картинки. 

 Ленский был не аутентичен, когда он изображал из себя немецкого романтического поэта. Он постепенно  перестал играть эту роль. Вместо нее он стал играть роль доброго малого, своего человека. Но и эта роль была чужой ему.
Ленский не замечал противоречий между своей сущностью и ролями, которые он играл. . Поэтому он не мог замечать противоречий у других, не знал, что у  "всех движений, всех слов" есть перевод, который ему может не понравиться.  Пушкин показывает  крах его иллюзий:  на его глазах, его невеста охотно принимает ухаживания его друга, Онегина. Кончается все очень печально: Ленский гибнет на дуэли, на которую он сам вызвал с Онегина. Когда он умер, мы узнаем, что в его душе все еще были
…жаркое волненье,
… благородное стремленье
И чувств,  и мыслей молодых.
Но, если бы он остался жив, то он при жизни бы все растерял:

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне счастлив и рогат
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

Это приводит на ум дядю Онегина, который

Лет сорок с ключницей бранился
В окно смотрел и мух давил.

Приспособление к обществу, растворение в нем, лишает человека автономии, лишает его жизнь смысла. Он обречен бесконечно повторять одни и те же движения,  как автомат.

—-----
Посмотрим на Татьяну. 
Татьяна была особенной с детства. Она не играла с детьми, не ласкалась к родителями. Отношения с людьми  были сложны для ребенка ее склада, она предпочитала одиночество. Она любила мечтать.  Романы и ее фантазии, построенные на романах,  ей заменяли знание действительности.

Но ее выдуманный мир определялся не только романами, но и тем, чему ее учили в семье. В этой семье общественный статус был очень важен, показывает Пушкин. Например, забавная надпись на могиле ее отца упоминает его чин рядом с преданностью Богу: "Божий раб и бригадир". Нам важно  знать  также, что
И за столом у них гостям
Носили блюда по чинам.

А главным средством достижения высокого статуса для женщины было замужество. Татьяна училась этому с раннего детства. На Крещенье, 
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужей военных и поход.

Также как Ленский, Татьяна верила в правоту  общества, поэтому она не заботилась о том, чтобы противостоять навязанным целям и поступкам. По подсказке соседей она поняла, что замужество с Онегиным может дать ей желанный статус.  Она охотно принимала  свои эротические фантазии о  выдуманном ею Онегине за любовь, пока  это было ей удобно (пока Онегин не пренебрег ее публично на ее именинах).

Ее знаменитое письмо Онегину было  расчетливым и продуманным. И в то же время, оно было  абсурдным.  Она  ошибочно думала, что если написать незнакомому человеку "Я твоя",  постараться вызвать его жалость, то он женится на ней, и цель будет достигнута.

Татьяне не стоило так верить подсказкам общества: в силу ее природной склонности к отчуждению от людей, изоляции, Татьяна не была знакома с тем, как строятся отношения между людьми. Это делало ее не подходящей на роль жены светского человека, даже если забыть разницу статуса.   Но Татьяна  "угомонила свой хладный ум", предпочев фантазии. Это позволяло ей "покоиться в сердечной неге, как путник пьяный на ночлеге", передав управление собой обществу.  Для нее это кончилось печально: она "перестаралась", Онегин публично отверг ее на ее именинах. Это сделало Татьяну смешной и жалкой в глазах общества. Вместо того, чтобы "проснуться", она еще глубже ушла в ее фантазии. Теперь она уже мечтала о князе и о ее мести Онегину. Татьянины абсурдные мечты заканчивают роман.

Теперь интересно посмотреть на Онегина,  как он пришел к независимости.
Оказывается, он никогда не "покоился а священной неге как путник пьяный на ночлеге" (глава 4, строфа  IX)

Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим,
Желаньем медленно томим,
Томим и ветреным успехом,
Внимая в шуме в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом,
Вот как убил он восемь лет,
 
Разница между Онегиным с одной стороны, и Татьяной и Ленским, с другой в том, что Онегин видел себя, каким он был. А Ленский и Татьяна видели себя в выбранной роли: Ленский воображал себя романтическим поэтом, а Татьяна - героиней сентиментального романа. Они жили в этой мечте, "покоясь в сердечной неге", не зная себя. Это был в своем роде авто-гипноз.

Вот основные различия:

Онегин:
- слышит голос души
- не боится порвать с обществом, не старается ему угодить

Татьяна и Ленский
- считают, что общество право и его нужно слушаться
- не знают себя, вместо этого они воображают себя вымышленными героями.

Что тут первично? Непочтение к обществу или способность к рефлексии? Для Онегина, во всяком случае, первичной была способность к рефлексии. Именно она постепенно противопоставила его обществу. 

Пушкин говорит о необходимости рефлексии, чтобы избегать потери себя. Он оказывается очень близок к Кьеркегору в этом. Кьеркегор писал, что душа (дух) человека  включает - как необходимую часть - способность относиться к себе, рефлексию. Он также утверждал, что душа создана Богом, и обращаясь к своей душе, человек вступает в отношения и с Богом также. Одушевленный человек  может заметить несоответствие того, что он делает, с теми идеалами, которые запечатлены в его душе.

Онегин мог смотреть в свою душу и мог заметить ее роптанье. Ленский и Татьяна не обладали этой способностью.  С точки зрения Кьеркегора, они не обладали необходимым свойством человеческого духа.  И в этом их принципиальное отличие от Онегина и персонажа -автора.

На примере своих героев Пушкин показывает, что люди, которые "покоятся в сердечной неге как путник пьяный на ночлеге" потом переживают  "в чужом пиру похмелье".  С точки зрения Пушкина, это "похмелье" сравнимо со смертью, а может быть, и хуже.


Рецензии