Чуден Днепр при тихой погоде

В тот год, осенью, старшая сестра должна была пойти в первый класс и для укрепления её сил и иммунитета родители решили вывезти дочку, а заодно, и меня, на отдых.

Не знаю, отчего тогда их выбор пал на Запорожье. Какие-то знакомые знакомых посоветовали. Мол, там и купаться хорошо, и народу поменьше, чем в Крыму, и копеечных фруктов объешься.

Сам город я абсолютно не помню, мне было шесть лет. Скорее всего, остановились мы в пригороде, в беленькой чистой мазанке тёти Дуси. Пока устраивались, я вышел в сад, заросший виноградом. На высоких шпалерах вились мощные лозы, отяжелённые крупными жёлто-зелёными ягодами. Понимая, что никто не увидит, начал рвать виноградинки и с наслаждением отправлять в рот. Откуда же мне знать, что ягоды были обработаны химикатами!

А потом мы вчетвером пошли на Днепр. Конечно, в то время я ещё не читал великого русского писателя, а то, пожалуй, и выдал бы: "Чуден Днепр при тихой погоде".

Днепр лежал перед нами спокойный и широкий. Противоположный берег только угадывался вдали. Мне эта могучая река показалась морем, только пресным. И чувствовал я себя в ней, как рыба в воде. Наплавались мы все вволю.

К вечеру у меня почему-то случился жар, поднялась температура. Никто не мог понять, что со мной. Вызвали детского врача, который определил ужасно неприятную вещь - стоматит. Весь рот горел и воспалился. Я же никому не сказал, что вдоволь наелся немытого винограда. Хорошо, что сестра не пошла со мной в сад.

Так вместо Днепра я получил постельный режим. Рот мне мазали перекисью водорода и ещё какой-то гадостью, температура постепенно спадала. Тётя Дуся, хозяйка, тоже очень переживала и тряслась надо мной, как над родным. Иногда она произносила какие-то смешные и непонятные мне слова: "злякалась", "горобчик", "сидай". Мама сказала мне, что это украинская речь.

Сестра смеялась над моим замазанным фиолетовой гадостью ртом и увлечённо рассказывала, как хорошо она ныряла сегодня в Днепре. Дразнила! Мы с ней не очень ладили.

Фруктов в конце августа в Запорожье было видимо-невидимо. Отборный виноград, бархатные персики, медовые оранжевые абрикосы, груши сорта "Лесная красавица". Но есть мне их было тоже больно. Спасало мороженое. Сколько я тогда слупил пломбира, страшно вспомнить.

Когда мне стало намного лучше, мы вчетвером пошли на экскурсию, на знаменитый ДнепроГЭС. Гидроэлектростанцию построили ещё до Великой Отечественной войны, успели!
Хорошо помню невероятный шум от падающей воды. Мы шли где-то наверху, в серебряных брызгах, и восхищались могучим творением рук человеческих. Этот шум мешал говорить, не было слышно слов. Плохо, что не получились фотографии, теперь и доказательств не осталось.

Больше мне рассказать нечего. Несмотря на противный стоматит, я всегда с удовольствием вспоминал нашу поездку в Запорожье.
Кстати, это название - "Запорожье" произошло от мощных порогов на Днепре, которые существовали в прошлом. А ДнепроГЭС полностью изменил жизнь реки.

Тогда, в 80-х, никто не мог и представить, что ждёт нас всех в будущем. А если бы рассказали, то, пожалуй, никто бы и не поверил...


Рецензии
Да, Федя, наши родители точно бы не поверили.
Но дед - мог. Он же и виноват, что не добил
бандеровцев, ещё в Гражданскую.
Спасибо за детские воспоминания!
Чем же они виноград обрабатывали?
Если дустом, то это ужасно. Наш дед тоже
всё дустом обрабатывал.

Пыжьянова Татьяна   24.12.2025 22:28     Заявить о нарушении
Вот тут Ольга Благодарева написала, что медным купоросом, видимо, опрыскали.
Да, мой дед тоже так говорил: не додавили гадину, запомни, никого не было в В. О. в. хуже бандеровцев. Они превзошли фрицев. Как и теперь.

Спасибо за комменты, Танюшка!
Пиши еще, пой! 💐

Федя Заокский   24.12.2025 20:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.