Предисловие к проекту 4

Коротко обо всех моих проектах – в обновляемом резюме на моей странице портала proza.ru, о каждом из них - в обновляемых Предисловиях.


В резюме я писал, что, как любопытствующий дилетант, интеллектуально «путешествующий» по разным областям знаний, через призму продолжающихся палеоконтактов наблюдаю по публичным источникам за научными исследованиями конкретных явлений, иногда называемых чудесами, на стыке науки и религий и высказываю своё мнение по возникающим вопросам, не стремясь никого ни в чем убедить. Здесь речь идет о международном научно-медитационном проекте на стыке науки и тибетского буддизма, которым руководит Брюс Алан Уоллес (1950 г.р., США, PhD, alanwallace.org).


Для лучшего понимания того, что он делает, очень коротко о его биографии. Его отец был протестантским теологом, он «вырос и получил образование в США, Шотландии и Швейцарии. В 1968 году поступил в Калифорнийский университет в Сан-Диего, где в течение двух лет готовился к карьере эколога, параллельно интересуясь философией и религией. Однако на третьем курсе бакалавриата в Геттингенском университете в Западной Германии его интересы в большей степени переключились на философию и религию, и он начал изучать тибетский буддизм и тибетский язык» (alanwallace.org). Он прервал западное образование, которое закончил позже (PhD в 1995 г. в Стэнфорде по религиоведению, наука и буддизм) и уехал в Индию, в Дхарамсалу, изучать тибетский буддизм. Монашество 1973-1984 гг., в которое его посвятил Его Святейшество Далай Лама XIV.

На его сайте также узнаем, что «Б. Алан Уоллес – один из ведущих мировых учёных, писателей и преподавателей тибетского буддизма, откровенный сторонник революции в науках о разуме, которая заменит нынешнюю парадигму материалистического редукционизма новой парадигмой, основанной на созерцательных методах исследования природы и потенциалов ума» (alanwallace.org). Диалог науки и буддизма он развивает со своей дипломной работы «в духе радикального эмпиризма, который может разрушить барьеры прошлого». Один из таких барьеров, по-видимому, конфессиональный.

Нынешний международный научно-медитационный проект А. Уоллеса, одобренный ЕСДЛ, развивает его предыдущий проект «Шаматха» 2006 г. (shamatha.org), Отличие этих двух проектов по техникам медитации состоит в том, что, как явствует из названия предыдущего, он был посвящен практике шаматхи, а нынешний – шаматхи и випашьяны. По конфессиональному признаку оба проекта, хотя и основаны на тибетском буддизме, но, вообще говоря, неконфессиональны, т.к. их базовые практики в том или ином виде характерны для созерцателей разных религий. По мнению Уоллеса, практика шаматхи (полная медитативная абсорбция в течение не менее 4 часов) является основой буддийского просветления, в настоящее время она редко встречается из-за трудности достижения. К участию в этом проекте Уоллес приглашал всех желающих из разных стран, побывавшие на его учениях, в т.ч. из России. В нынешний его проект приглашались более продвинутые практики, которых организаторы называют йогами, не зависимо от конфессии и гражданства.

По длительности практики эти проекты отличаются так: в «Шаматхе» - три месяца ежедневной многочасовой практики, в нынешнем проекте (пилотное исследование) – 45 месяцев. По недвижимости: проект «Шаматха» проводился в арендованных помещениях международного медитационного центра на о. Пхукет (Таиланд), нынешний проект – в собственности юрлица, основанного А. Уоллесом. Основной Центр Созерцательных Исследований (ЦСИ) находится в Крестоне (штат Колорадо, США), основан в 2020 г., есть также центры в Италии (с 2018 г.) и Новой Зеландии (с 2021 г.). Представление о финансировании проекта дает [9].

 По научному сопровождению: оба проекта научно-медитационные, т.е. проводятся в сотрудничестве с учеными. По результатам проекта «Шаматха» в период 2010-2021 гг. опубликован ряд научных статьей, одна из которых в соавторстве А. Уоллеса с лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине 2008 г. Э. Блэкберн и др. Э. Блэкберн входила в научный совет нынешнего проекта на начальном его этапе. Сейчас, как явствует из сайта ЦСИ, членами этого совета являются лауреат Нобелевской премии по физике С. Чу, известный философ Д. Чалмерс, физик-теоретик К. Фукс и др.

Когда длительность практики измеряется не месяцами, а годами, то учёные обычно обращаются к опыту монахов, как в проекте 3 Тукдам, но А. Уоллес сделал ставку на длительно практикующих мирян-йогов, не обязательно буддистов. На момент написания этих строк опубликована одна методологическая статья о пилотном проекте [3]. Со-учредительница ЦСИ Эва Натанья [4] подвела итоги первых пяти лет этого проекта. Один из результатов состоит в том, что хотя традиционно считается, что 6-9 месяцев ежедневной медитации по 12-14 часов в день достаточно для достижения состояния шаматхи, но при этом традиция не сообщает, с какого уровня подготовки можно начинать такую практику. Они разработали трехстадийную программу постепенного вхождения в такой интенсив [5].

Помимо таких традиционных для медитации научных исследований планируется новая форма сотрудничества профессиональных созерцателей и учёных. В ней на пользу науке и обществу должны быть поставлены сверхспособности йогов по получению знания, обретаемые ими благодаря мастерству в шаматхе и випашьяне. Здесь стоит отметить, что уже довольно давно известно о сотрудничестве некоторых экстрасенсов с полицией и спецслужбами [1, 2]. Священные буддийские тексты утверждают и практика это в целом подтверждает, что на пути к просветлению адепт может обрести сверхнормальные способности, как ее побочный продукт. В данном случае речь идет о ментальном восприятии, которое науке предлагается использовать также, как используются для наблюдения пять органов чувств [7]. 

Ум профессионального созерцателя уподобляется телескопу, созданием которого Г. Галилей в своё время совершил революцию в астрономии и заложил основы науки нового времени. «Телескопу» ментального восприятия А. Уоллес придает не меньшее значение. Про-социальная ориентация профессиональных созерцателей ЦСИ этим не ограничивается. После аттестации они могут быть инструкторами, учителями созерцательных практик, участвуя таким образом в международном движении по изменению модели западных университетов [6].

На момент написания этих строк лама Алан Уоллес уже более двух лет находится в индивидуальном медитативном ретрите с неопределенной продолжительностью. В 2024 г. один раз в шесть недель он на несколько часов прерывал его, чтобы дать учения.  Однако, с начала 2025 г. единственная публичная активность Уоллеса, которую я обнаружил на момент написания этих строк, это презентация в августе на Wisdom Dharma Chat его и Эвы Натаньи новой книги «Samatha and Vipasyana», где собраны инструкции выдающихся учителей по этим двум практикам [5].

В отличие от всех остальных моих проектов по наблюдению за научными исследованиями на стыке науки и религий в учении Алана Уоллеса есть цивилизационное измерение. Он считает, что  «в настоящее время человечество сталкивается с беспрецедентными кризисами, которые ставят под угрозу всю экосферу, включая саму человеческую цивилизацию. В значительной степени эти проблемы проистекают из промышленной революции, начавшейся 150 лет назад, и постепенного доминирования в мировой культуре материализма как мировоззрения, гедонизма как главной ценности и потребительства как образа жизни» (sbinstitute.com).  Своей деятельностью он ищет путь выхода из этого кризиса, который в т.ч. состоит в замене гедонизма, поиска счастья вне себя, на эвдемонизм, поиск счастья внутри себя. Его международные научно-медитационные проекты направлены на то, чтобы помимо прочего показать путь к истинному благополучию.

Кроме этого, Алан Уоллес взял на себя миссию по распространению на Запад переведенного им с тибетского языка на английский учения Дуджома Лингпы (1835-1904, тибетский буддизм, дзогчен). Утверждается, что такое учение появляется редко потому, что его некому учить и ему некому учиться. Считается, что тринадцать учеников Дуджома Лингпы при его жизни реализовали радужное тело, а также «он предсказал, что если эти учения продолжат существовать, с течением времени радужного тела достигнут 100 человек». Уоллес не считает его «специфически тибетским… в нём есть некое вневременное качество, чувство того, что оно превосходит географию, превосходит культуру».

Радужное тело иногда сравнивают с воскресением Иисуса Христа [8]. Как отметил Уоллес в одной из своих книг в связи с деятельностью католического священника Френсиса Тизо, приведшей к публикации на английском языке в 2016 г. его книги [8] после его экспедиции в Тибет в 2000 г., Иисус Христос воскрес две тысячи лет назад и уже ничего не нельзя узнать об этом дополнительно, а радужное тело, у которого с воскресением есть общие черты, можно изучать. В эту экспедицию п. Тизо направил его духовный отец, бенедиктинский монах бр. Дэвид Штейндл-Раст (1926 г.р.), который узнал о реализации радужного тела Кхенпо Ачо в 1998 г. в Тибете и решил, что пора начинать изучать это явление. До этого Тизо и Штейндл-Раст были направлены Ватиканом на развитие диалога с буддизмом, последний начал его с дзен-буддизма в 60-х годах.

В каждом из моих проектов есть исходный вопрос, особенно мне интересный, который возник у меня по ходу наблюдения.  В проектах на стыке науки с тибетским буддизмом он таков: откуда тибетские буддисты это знают. Традиционным ответом на вопрос об источнике знания в тибетском буддизме являются священные тексты и линии передачи знаний от учителя к ученику. Поскольку не все священные буддийские тексты могут быть возведены к историческому Будде Шакьямуни, то имеет место ситуация, которую известный мастер дзогчен (одно из направлений тибетского буддизма) Чогьял Намкай Норбу Ринпоче (1938-2018) описал следующим образом. В буддизме есть тексты/знания, которые можно возвести к историческому Будде Шакьямуни. Однако, есть много текстов/знаний, полученных по «трансцендентным каналам» (его выражение). На своих учениях в разных странах он говорил о том, что дзогчен распространен в 12 солнечных системах, «как наша». Я воспринял это утверждение через призму палеоконтакта [11]. С другой стороны и без этого утверждения ЧННР, я не могу быть до такой степени идеалистом, чтобы верить в то, что такие знания были получены от совсем уж идеальных/не-материальных будд, поэтому и предлагаю искать ответ в продолжающемся палеоконтате.

Как я писал в резюме, первым главным вопросом всех моих проектов является вопрос о том, почему людей до сих пор не зачистили? В каждом проекте он имеет специфическое преломление и в резюме я писал, что в этом проекте это вопрос о том, почему реализация радужного тела – это не аннигиляция тела адепта? О моей первой попытке ответить на него здесь [10]. 


[1] Кукаров А.Ю. Заметки на полях книги «Пси-войны. Запад - Восток». proza.ru
[2] Кукаров А.Ю. Заметки на полях книги А. Чара «Сотрудничество экстрасенсов с полицией и спецслужбами. История и перспективы». proza.ru.
[3] Кукаров А.Ю. Ученики Уоллеса подают первые признаки жизни. Проект 4, proza.ru.
[4] Кукаров А.Ю. Эва Натанья и самадхи. Проект 4, proza.ru.
[5] Кукаров А.Ю. Эва Натанья о первых пяти годах ретрита. Проект 4, proza.ru.
[6] Кукаров А.Ю. Герои завтрашнего дня? Проект 4, proza.ru.
[7] Кукаров А.Ю. Пора использовать третий глаз по полной. Проект 4, proza.ru.
[8] Ф. Тизо. Радужное тело и воскресение. Духовное достижение, растворение материального тела и случай Кхенпо Ачо. М., Самадхи, 2020.
[9] Кукаров А.Ю. Отчет благодарности. Проект 4, proza.ru.
[10] Кукаров А.Ю. Почему не происходит аннигиляции тела? Проект 4, proza.ru.
[11] Кукаров А.Ю. Памяти Чогьяла Намкая Норбу Ринпоче. Проект «НЛО и другие», proza.ru.


Рецензии