Звуки улицы
- Как вы оказались в Североморске и как прошло ваше выступление?
- Меня пригласили принять участие в открытии городского парка. Я люблю выступать в разных городах нашего края, заполнять событийный вакуум, вносить яркие моменты. Ранее у меня уже было подобное приглашение, но тогда не получилось приехать. В целом, выступать в парке мне очень понравилось, единственное, народу было не так много. В Мурманске меньше двух сотен, как правило, не ходит. Мне изначально было понятно, что если играть на холоде, руки «задубеют», инструмент расстроится, и чего-то техничного исполнить не получится. Концерту сильно помог инфракрасный обогреватель, который я просил установить. Ребята из ДК в итоге сделали подзвучку (микрофон) и даже поменяли локацию в парке - организовали все, как я просил.
- Вы бывали раньше в Североморске, какие впечатления?
- Бывал, но у меня свои ощущения. Когда приезжаешь в Росляково или Североморск, кажется, что ты попадаешь немного в прошлое. На это влияет поведение людей, их взаимодействие, инфраструктура. Также Мурманск отстает по сравнению с Москвой. Чем меньше город, тем менее он поспевает за свежими трендами.
- Тогда давайте к корням: кто вам прививал любовь к музыке?
- Мама. Она филолог и педагог по классу фортепиано. Лет, наверное, двадцать работала в музыкальной школе в пгт Сафоново. Ну и меня отдали, соответственно, в музыкальную школу в возрасте семи лет. Поначалу был какой-то интерес к музыке, но со временем нагрузки стали возрастать, произведения в объеме увеличиваться, требовать больше времени. Есть упражнения, к примеру, на беглость рук, пока ты не сыграешь его так, как нужно, тебя не отпустят гулять. А возраст такой, что хочется на улицу. Это классический сюжет: лето, каникулы, ты рвешься во двор, мяч с пацанами пинать, в прятки играть. При этом сидишь за инструментом и понимаешь, что тебе еще 2-3 часа заниматься - это вгоняло в лютейшую тоску. Однако постепенно это вдалбливание переросло в настоящую любовь к музыке, осознание чего пришло уже намного позже.
- Михаил, ваш псевдоним звучит как название старинного фирменного пианино.
- Соглашусь, но я такой идеи не закладывал. Это, если угодно, перевод моей фамилии на скандинавский язык. Дело в том, что я год проучился в Норвегии, и именно там произошло мое становление как музыканта. По основному образованию я переводчик, одним из языков как раз является норвежский, знаю также немецкий и английский.
- А в кафе, ресторанах подрабатываете игрой?
- Этот формат, когда люди едят, а ты играешь, мне, если честно, поднадоел. Мог такое позволить себе такое лет 15 тому назад, когда был студентом. Сейчас намного больше интересуют мероприятия, когда люди конкретно приходят послушать музыку, при этом меня не сильно волнует филармоническое исполнение. Я все-таки представитель контркультурного направления, идущего вразрез с общепринятыми понятиями о камерности, вечерних платьях, предстоящих полутора часах Шопена или Баха.
Если вернуться к проекту «Уличное пианино», то его основные моменты – это бесплатный для зрителей концерт и импровизация в ходе представления. Раньше я вообще не знал, что буду играть: существовала какая-то основа, а там уже по настроению накидываешь. Это важно, потому что есть музыканты, способные играть только по нотам, в рамках конкретной программы, если этих факторов нет, они впадают в ступор.
- А сейчас как поступаете?
- Сейчас я стал записывать, что нужно сыграть, потому что, бывает, возвращаешься с такого концерта, начинаешь вспоминать и жалеешь, что это не сыграл, то не сыграл. Записываю на листочек, соблюдая какую-то последовательность: веселое произведение, умеренное, грустное, чтобы создавать некое настроение. Помимо классики, играю много старых песен, из 90-х, это возвращает в те времена. Вообще рок или поп в фортепианной обработке мало кто исполняет.
- Вы же не только на пианино играете?
- Я самостоятельно освоил гитару, барабан, бас-гитару, по сути, став мультиинструменталистом, могу писать аранжировки на всю группу.
- Насколько я знаю, вы ищите и восстанавливаете раритетные пианино.
- Не совсем так. Однажды мне попалось объявление о том, что люди могут выбросить за ненадобностью старинное пианино Jacob Becker, произведенное еще в Российской империи в 1911 году. Уже тогда у меня где-то в подсознании витала мысль об уличном проекте. Я туда сходил, осмотрел инструмент, у него были трещины в футоре – это часть, отвечающая за жесткость, армирование пианино. Проконсультировался с настройщиками и решил взять. С ним я выкатился в центральном сквере Мурманска у фонтана, именно возраст инструмента повлиял на то, что люди тогда прониклись этой идеей и пришли на концерт. Теперь у меня в наличии есть три инструмента. Хранятся они в музее Северного флота, где я периодически выступаю, и в одном из ДК. Сейчас я уже не ищу раритетов, разве что это будет что-то из ряда вон выходящее.
- Представляется, что выкат – весьма трудоемкий процесс, да и не дешевый: кран, грузчики, настройка.
- Вообще-то, кран использовался только один раз, когда мы грузили пианино на теплоход «Клавдия Еланская». Но зрелище было действительно эпичное. Кроме того, изначально, пытаясь организовывать такие концерты, сталкивался с непониманием, мол, пианино на улицу, зачем? Поэтому делал все за свой счет. Узнать прогноз погоды, привезти, настроить, увезти. Учитывая реставрацию, доставку, вложил порядка 80 тысяч. Все началось с того, что три года назад, в центре, в парке у фонтана, я сделал первый такой выкат, снял имиджевый ролик, пофотографировал. Надеялся, конечно, что людям понравится, но не ожидал, что это настолько зайдет. У меня был расчет: сначала студент работает на зачетку, а затем зачетка на студента. И эта стратегия сработала.
- Вспомните наиболее знаковые мероприятия.
- Следующий сезон начался с концерта на мурманском морвокзале. Собралась огромная толпа, это был успех. Затем был фестиваль в Териберке. По дороге в Островной играл на «Клавдии Еланской», памятным был концерт в «Контейнер-холле». Было даже выступление на плоту в Кольском заливе, инженеры все рассчитали, сделали точный прогноз: авось, не потонем. Собрали плот, с помощью лодки отбуксировали его в губу Чалмпушка. Поставили на него инструмент, это тоже, кстати, был тот еще квест. Был классный закат, на фоне которого я сыграл небольшой концерт, говорят, что было хорошо слышно даже жителям Росляково. Я сыграл саундтрек из фильма «Титаник», чтобы точнее передать настроение происходящего на плоту.
Но пожалуй, одно из самых необычных выступлений произошло в Баренцевом море, на выходе из залива. Мы проходили мимо тюленей, расположившихся на маленьком островке. С собой у нас была электрогитара и портативный усилитель, я стал играть буги-вуги, рок-н-ролл, хард-рок. Они спрыгнули в воду и держась на почтительном расстоянии на плаву, слушали. Мы записали видео и выложили в сеть, видеоролик быстро стал вирусным в СМИ по всей России.
- А влияет ли улица на состояние инструмента?
- Если лето и на улице +20, то это нормально. Если как было в Североморске (+6), то это для инструмента уже не так хорошо, его строй сползает. У меня раз было такое, когда я играл на выставке ретро-автомобилей в музее Северного Флота в Мурманске.
- Вы эту идею с уличным пианино где-то подсмотрели или сами придумали?
- Конечно, это не чистое новаторство. Подобные инструменты установлены во многих городах Европы, видел их в нескольких странах, в Германии, Норвегии. В Осло, если было во время командировок время до самолета, я сам играл на рояле, установленном в аэропорту. Люди шли с чемоданами, но останавливались, снимали, им было интересно. Причем, сыграть может любой желающий. Да и в России такое встречается, но у нас любят повандалить. Были случаи, когда в некоторых городах, где устанавливались уличные пианино, люди ночью брали строительную пену, заливали клавиатуру, закрывали крышку и еще ввинчивали саморезы. Не знаю, может, пианисты спать кому-то на дали... Бывало, что сжигали инструмент, опрокидывали, заливали пивом. Поэтому мое новшество состоит в том, что пианино я использую именно таким образом: вышел, сыграл и убрал - не оставляю его на улице.
- Что вас все-таки побудило так заморочиться с этим проектом?
- Я это делаю для города. Есть такое понятие, как событийный вакуум. Многие уезжают из Мурманска, мотивируя это тем, что у нас тут на Севере «дыра», ничего не происходит, все умирает. А я, напротив, очень люблю Север и Мурманск, просто нужно суметь полюбить Север. И вот, в плане событийности для Мурманской области «Уличное пианино» - это точно уникальный проект.
- А вы выступаете в сборных концертах?
- У меня был друг Женя, выступавший под псевдонимом «Джек Скоро Будет», который, к сожалению, недавно ушел из жизни. Он был очень талантливый, у нас сложился плотный творческий тандем, мы часто играли вместе, готовились отметить 20-летие его проекта. В июне мы сделали концерт его памяти. Существует также интересный проект «Девушка с яблоком» с известными авторами - поэтессами Еленой Захаровой, Дарьей Высоцкой и Екатериной Гладышевской. Меня тоже приглашали им аккомпанировать. Но в целом, предпочитаю выступать отдельно, чтобы мероприятие получилось целостным, без разрывов, потому что есть много технических нюансов.
- У вас есть какие-то планы, мечты?
- Я пишу свои песни, как раз дописываю сольный альбом, в него войдет порядка девяти композиций. Планирую выступать с собственными сочинениями. Концепция альбома - лирические фортепьянные произведения, исполняемые с минимальным использованием других инструментов. А еще, кстати, хотелось бы повторить концерт для тюленей, но только на пианино.
- Можно цитату из песни?
- Песня называется «День конституции». «Мы с тобой никогда не встретимся, ты и я - две планеты разные. Ты летишь на Мальдивы из Франции, я на поезде в Саратов на майские. Ты - это лучшее, что может мне присниться, бегут безжалостно назад во сне секундомеры. За тебя готовы рыцари насмерть биться, как за просрочку из «Магнита» пенсионеры».
- Если бы не музыка, чем бы вы занимались?
- В детстве много играл в футбол, по 5-6 часов в день мог бегать. Маме говорил, что когда буду играть в сборной России, куплю ей новый холодильник. Ну а сейчас меня больше интересует музыка, поэтому меня все устраивает.
Свидетельство о публикации №225122501121