Йогическое тщеславие и йогическая абдукция
Продолжая интеллектуальные «путешествия» любопытствующего дилетанта по разным областям знаний, я сейчас пишу большую статью о жизненной силе. Она важна именно для этого проекта, поскольку, как я писал раньше, мне симпатична идея о том, что НЛО так здорово летают, потому что умеют управлять жизненной силой, которая у нас с ними общая. Симпатична мне эта идея потому, что основным посланием предлагаемой мной альтернативной интерпретации некоторых мифов Древнего Египта являются хека, древнеегипетская магия, как способ установления палеоконтакта, и ка, которая обычно упрощенно понимается, как жизненная сила и которая служила его «проводником».
В этой большой статье есть подпункт, который я отдельно и публикую этой заметкой. Под йогинами понимаются индийские адепты внутреннего освобождения, для которых писал Патанджали свои «Йога-сутры» (около II в. до н.э. - IV в. н.э.), ставшие библией индийских йогинов, а Вьяса позже написал к ним свои классические комментарии. Йогические тщеславие и «абдукцию» я извлек из «Йога-сутр». Конечно, в них нет похищения йогинов древними богами / «инопланетянами». Йогины сильно продвинуты в сфере сознания и индийские боги их не похищали, как НЛО современных простых смертных, что и называется абдукцией, а приглашали в гости. Как выясняется, это может быть одной из стадий на пути йогического освобождения. Вьяса, разумеется, рекомендует игнорировать эти приглашения. Соблазняются же ими тщеславные йогины. Отсюда и тема этой заметки.
Однако, вернемся к управлению жизненной силой. Из опыта древних и современных людей, обладающих сверхспособностями, известно два экстраординарных способа перемещения тела в пространстве (и, возможно, во времени): левитация и телепортация. Последнюю я положил в основу моих альтернативных интерпретаций мифов творения (Шестоднева и гелипольского теокосмогонического мифа): мои древние «инопланетяне» про-явились на Земле именно таким способом.
Древнеегипетская магия (ее истоки - более 3000 лет до н.э.) – это порождение древнеегипетских священников в их взаимодействии с их богами / «инопланетянами». Задача священников во все времена и у всех народов – служить своим богам, выполняя соответствующие ритуалы. В известных мне источниках я не видел того, как представляли себе древнеегипетские священники-маги левитацию и телепортацию. Это не случайно, т.к. их жизнь была сфокусирована на выполнении ритуалов. Идеи самосовершенствования в Древнем Египте, по-видимому, не было вплоть до Нового Царства, т.е. примерно до XVI в. до н.э. Для сравнения вспомним, что Будда Шакьямуни (Индия, около VI в. до н.э.) до своего просветления был принцем, т.е. он был из касты кшатриев-воинов, а не брахманов-священников. Священноначальству надо выучить наизусть свои ритуалы и без ошибок повторять их изо дня в день, а на случай их ошибки у брахманов древней Индии был специальный наблюдатель, который, заметив ошибку, исправлял ее у себя в уме. В результате ритуал считался правильно исполненным. Воину же надо постоянно совершенствоваться, чтобы перманентно побеждать своих супостатов, которые также постоянно совершенствуются в том же искусстве. Индологи и буддологи о «Йога-сутрах» Патанджали и классических комментариях Вьясы пишут, что они написаны не без влияния буддизма. На «Йога-сутры» Патанджали написано, конечно, много комментариев, я в основном ограничился классическими комментариями Вьясы в их переводе на русский язык В.И. Рудым и Е.П. Островской [1].
В индо-тибетских традициях под жизненной силой понимается прана. Соответственно, хорошо бы понять, как Патанджали с Вьясой понимают левитацию с телепортацией в связи с управлением праной. Этому посвящен пункт статьи, из которого я и извлек подпункт, сделав из него эту заметку.
Сверхспособностям индийских йогинов посвящена 3-я глава «О совершенных способностях» «Йога-сутр» Патанджали. Как и у буддистов, эти способности не были нужны им сами по себе, но для внутреннего освобождения, в частности, от кармы. В самом конце 3-й главы, когда Патанджали перечислил способы развития всех сверхспособностей, которые он считал нужным перечислить <1>, и появляется йогическая «абдукция».
Такую последовательность подачи материала естественно понимать так, что йогин, обладающий если не всеми ранее перечисленными сверхспособностями, то хотя бы многими, в частности, левитацией с телепортацией, становится (остается) подвержен таким … соблазнам. Или, другими словами, он, наверное, беспокоит богов своей упертостью в освобождении и они его пытаются совратить с пути истинного. Что, кстати, вполне в русле идеи об общности жизненной силы у людей с богами/ НЛОшниками.
Вот эта сутра и комментарий к ней Вьясы.
«51. В случае приглашения от [существ], находящихся на [более высоких] ступенях [бытия, йогин не должен испытывать] ни тщеславия, ни радости, так как нежелательная привязанность [может появиться] вновь.
Действительно, существует четыре [типа] таких йогинов: «избравшие лучший образ жизни», «находящиеся на сладостной ступени», «наделенные светом мудрости» и «вышедшие за пределы того, что следует культивировать». Из них к первому [типу принадлежит йогин], полностью посвятивший себя [психотехнической] практике; для него свет [мудрости] только проявился. Второй [тип] — «тот, кто обладает мудростью, несущей истину». Третий — тот, кто подчинил себе «[великие] элементы» и органы чувств и овладел способами сохранения всего, что было достигнуто вследствие йогической практики и что еще должно быть достигнуто. Он в совершенстве владеет методами реализации того, что уже было сделано и что еще предстоит сделать, и прочим. К четвертому [типу относится] тот, кто вышел за пределы всего, что следует культивировать. Его единственная цель — растворение сознания [в первопричине], и мудрость его, устремленная к высшей ступени [сосредоточения],— семи видов. Боги, пребывающие на [более высоких] ступенях существования, видят чистую саттву брахмана, [который принадлежит ко второму типу йогинов], реализовавших сладостную стадию [сосредоточения], и приглашают его к себе: «Пусть господин располагается здесь! Пусть он насладится в этих [сферах существования]! Это наслаждение так желанно! Эта девушка так привлекательна! Этот эликсир предотвращает старость и смерть! Эта колесница может двигаться по воздуху! Вот деревья, исполняющие все желания; вот благоуханная небесная река Мандакини. Здесь совершенные великие провидцы и несравненные в своей привлекательности апсары. Здесь [все наделены способностью] божественного слуха и божественного зрения, а тело подобно алмазу. Своими добродетелями, о почтеннейший, ты заслужил все это! Войди же в это высокое местопребывание, неразрушимое, нестареющее, неумирающее, любимое богами!» Йогину, который слышит такие призывы, следует углубиться в созерцание дефектов привязанности… Поэтому тот, кто избегает привязанности и тщеславия, укрепится в цели, которую он уже реализовал, и приблизится к цели, которую еще предстоит реализовать» [1].
Вот так древние индийские боги / «инопланетяне» соблазняли бедных подвижников на пути освобождения, приглашая их к себе в гости.
Этой цитатой я достиг первой цели, которую ставил перед собой в этой заметке: просто обозначить существование йогической «абдукции» в «Йога-сутрах» Патанджали с классическими комментариями Вьясы. Имеющий уши слышать, да услышит. А умеющий читать, да внемлет.
Вторая цель этой заметки – обратить внимание на тщеславие или привязанности даже у таких продвинутых йогинов, как бы они ни выражались, реально или в фантазиях. Что уж говорить о нас, сирых и у-богих… В связи с чем продолжаю.
К этому описанию йогической «абдукции» у Вьясы стоит добавить, что, по мнению буддистов, просветлению мешают 10 оков. Для меня было очень неожиданно узнать, что тщеславие является восьмой оковой, глубже которой только беспокойство и неведение [2]. Привязанность у Вьясы, перечисленная вместе с тщеславием, выглядит, по-моему, как-то менее у-бого… Сама эта последовательность «тщеславие (привязанность?) – беспокойство – неведение» понятна, т.к. беспокойство является причиной (хотя бы одной из них) тщеславия (с чего бы тщеславиться, если ничего не беспокоит?), а неведение о причине беспокойства позволяет ему неконтролируемо беспокоить.
Я бы сюда еще добавил известную притчу о стреле, в которой Будда Шакьямуни говорил, что если человека ранили стрелой (беспокойство в терминах оков), то надо ее вытащить (устранить причину беспокойства в этих терминах), а не тратить время на размышления о том, кто и почему ее послал. Хорошо быть Буддой Шакьямуни, который знает/видит, что причиной беспокойства является именно стрела, которую можно «взять» и «вытащить»…
Примечание
<1> Насколько я понимаю, в «Йога-сутрах» Патанджали нет психокинеза, который у Иисуса Христа выражен в его знаменитом максималистском обещании, что если у его учеников будет вера хотя бы с горчичное зерно, то они смогут сказать горе «переместись отсюда туда» и она переместится. Как известно, Иисус проповедовал на территории современного Израиля. Настоящих гор там нет, одни холмики. Индийские же йогины на севере Индии жили в предгорьях настоящих гор – Гималаев, «крыши мира». Такие горы двигать как-то не прилично. Поэтому максимум, на что посягали йогины Патанджали, это проходить сквозь … даже не горы, а скалы. Сквозь Гималаи замучаешься идти…
[1] Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-Бхашья»). Перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. островской и В.И. Рудого. Серия «Памятники письменности Востока CIX», серия основана в 1965 г. М., Наука, 1992.
[2] Кукаров А.Ю. Удивили 10 тхеравадинских оков. Литературный дневник, запись от 18.08.2025
Свидетельство о публикации №225122600730