Маятник Жизни между здоровьем и деньгами

В канун Нового 2026 года.

Представьте себе маятник Жизни. Его суть — в движении. Он качается слева направо и обратно. В нашей обыденной суете на одном его конце — деньги, на другом — здоровье. Вся наша взрослая жизнь — это попытка уловить его ритм.

Мы прилагаем огромные усилия ради обретения денег, чаще всего напрочь забывая о здоровье. Потом, испугавшись тишины или боли собственного тела, несемся обратно — к диетам и спортзалам, пичкаем себя лекарствами, а то и прибегаем к хирургии. И так без (до?) конца. Таков он - этот внешний, суетный танец выживания.

Но внутри нас, с самого рождения, тикают и другие часы — наш витальный потенциал. По образному выражению философа Руперта Шелдрейка, это наше морфогенетическое поле — незримый чертеж возможностей, суть которого  проще всего представить в виде желудя.

В этом маленьком сосуде полезных веществ и зародыша непостижимой пока наукой энергии Жизни уже заключена вся программа в идеале могучего дуба (возможно и иное - ущербность и уродство, но мы предположим лучшее). Никто не сомневается в его – дуба - сути. Важно лишь одно условие: он должен уцелеть и попасть в питательную почву.

Так и мы: в новорожденном человеке уже зашифрована его биологическая судьба — рост, черты лица, предрасположенности и т.д.. Если нас не «съедят» болезни и катастрофы, если среда позволит, этот потенциал раскроется. Поэтому в относительно сытые и мирные эпохи люди вырастают выше и живут дольше — тело расцветает.

Однако есть принципиальное отличие человека от дерева. Так желудь становится только и исключительно дубом. А перед человеком (сначала его родителями, а потом и им самим) встает куда более сложная задача — решить, чем наполнится эта сложная биологическая форма. Здоровое тело — лишь сосуд. Но, что будет в этом сосуде? Здесь маятник начинает качаться в другой плоскости — между духовным богатством и пустотой. Современный мир в лице развитых стран стал почти  идеальной почвой для тела, но одновременно, похоже, и пустыней для духа.

Именно здесь, из-за этой духовной пустоши, происходят циничные подмены. Сегодняшнее мироустройство не только предлагает, но и навязывает нам не смыслы, а коммодификацию — превращение всего и вся в товар. Отношения, чувства, духовные поиски, даже заботу о себе — всё предлагается купить, продать, упаковать в ту или иную форму услуги.

В конечном итоге торгашеское отношение к собственной душе проституирует то, что, наверняка, и является первичной причиной нашего появления во Вселенной.

Денежный расчет, вползая в область человеческих связей и отношений, убивает искренность. Он высушивает ту самую неуловимую энергию, которая питает душу. А душа, как воспел её римский император Адриан, — это «Animula vagula blandula» — «средь света одинокая, странница нежная, ласковая». Как этой хрупкой страннице уцелеть в беспощадных колебаниях маятника?

На мой взгляд, ответ на этот вопрос дал Антуан де Сент-Экзюпери, сказав о роскоши человеческого общения, чего нам сегодня катастрофически не хватает. Это не обмен информацией или услугами. Это — встреча. Встреча, где нет сделки, а есть возможность быть понятым, быть открытым без страха стать уязвимым, быть настоящим.

Только такое общение, наполненное теплом, безоценочным вниманием, совместным поиском смыслов и взаимной поддержкой в вопросах «Как жить?» и «Зачем?», делает нас людьми по-настоящему. Это — та самая питательная среда, которую не купишь. Это антитеза коммодификации. В этом общении душа не продается и не покупается — она проявляется, узнает себя и растет.

Нашу жизнь можно представить себе  как тройное напряжение.
1. Биологическое: уважать свой «желудь» - беречь здоровье как фундамент, не позволяя маятнику денег раздавить сосуд.
2. Духовное: отказаться от торгашества внутри себя - сознательно создавать оазисы некоммерциализированного бытия через культуру, природу, тишину, вопросы о смыслах и назначении.
3. Коммуникативное: стремиться к роскоши подлинного общения - видеть в другом человеке не инструмент, а со-странника. Превращать связь в акт творчества смысла, а не в сделку.

В этом мире, увы, маятник между деньгами и здоровьем остановить нельзя. Но можно в центр его колебаний поместить человеческое отношение к этому движению. Тогда деньги становятся инструментом не только для защиты жизни, но и свободы выбора, а здоровье — основой для того и другого. Но еще важнее, всё вместе - дает возможность встреч для роскоши человеческого общения.

Жизнь — это сохранение и выращивание души внутри тела, как её временном пристанище. Но возможно это только вместе с другими такими же странниками. Именно в потоке совместного поиска «душа-скиталица» находит приют, крепнет и понимает, что её радость и страдания — не бегство, а путь домой, к воплощению своего предназначения, обретения смысла нашего существования в бесконечном космосе Вселенной.

Пусть пребудет со всеми нами такая возможность и такое богатство в грядущем Новом году.


Рецензии