Феномен самообмана

На днях я был свидетелем разговора коллег. Один сотрудник в последнее время выказывал явное неравнодушие к другой сотруднице, симпатичной, молодой и веселой секретарше. Причем, было видно, что у них взаимные симпатии. Но!
- Ну все же мы видим, - пьяным голосом говорил напарник нашему коллеге, - что между вами явная химия, вот что ты теряешься?
- Я не теряюсь, - постарался твердо ответить коллега, - ты отлично знаешь, что у меня жена и двое маленьких детей! И я люблю свою жену, и я верен ей!
- Да, хорош, Николай, - проговорил напарник – хорош обманывать самого себя!
Ключевое здесь: «Обманывать самого себя» или по-другому, заниматься самообманом.

Для большего понимания другой случай, возможно, попроще. Мой брат, запойный алкоголик железобетонно решил бросить пить и закодировался. После гордо, при каждом удобном случае рассказывал (точнее даже будет сказать, декларировал), что теперь к алкоголю он совершенно равнодушен и совершенно не хочет пить. Обычно я когда слышал от него этот лозунг поддерживающе говорил ему «Молодец» и иногда пожимал руку.
Но однажды он был со мной искренним. Он признался, что его крайне бесит, когда вокруг него кто-то пьёт и наслаждается от этого. От бутылочки пива, бокальчика вина, рюмки коньяка. А он при этом пьёт безалкогольное пиво и изображает равнодушие.
- Брат, я чувствую, что я обманываю самого себя! – признался мне брат.
Итак, если разобрать эти случаи математически, то какие слагаемые мы имеем?
Мы имеем две части личности человека (или мировоззрения). Одна придерживается каких-то святых принципов, другая чего-то искренне хочет на самом деле. Я могу накидать еще множество примеров и все они будут схематически похожи.
Одна часть личности обманывает другую. Первая часть, которая обманывает, называется «сам», а вторая, которую пытаются обмануть – «себя».

Условно эти две личности можно назвать следующим образом. Первая, та, что такая развратная, свободолюбивая, грешная – это пускай будет «лукавая сущность», а вторая, что придерживается всего правильного, рационального, порядочного, праведного с религиозной точки зрения – «благая сущность».
Но. Удивительно, что в этих приведенных мной примерах и множестве похожих, пытается обмануть именная благая сущность и, главное, кого? Лукавую сущность!
Согласитесь, что как-то даже нелепо будет звучать обратное: «Вот ты вот грешишь, развратничаешь, но видно же, что тебе это всё не нравится, тебя тянет пойти в церковь, заняться добродетелью и благотворительностью. Зачем ты обманываешь самого себя?».
Вывод такой, что если человек называет себя плохим и соответствует этому своими делами, то его нельзя обвинить в самообмане. Он честный человек! И главное честен с самим собой!
А если человек убеждает себя, что он хороший, и ему надо поступать хорошо, то он занимается самообманом! Ему надо признаться самому себе, что он плохой, а раз плохой, то чаще всего, от него ожидается вывод: «Да кого я обманываю!?», и после пуститься во все тяжкие.

Ну или не так. «Я плохой, но буду стараться быть (оставаться) хорошим». То есть, не быть самим собой. Отказаться от себя.
Разберем последний случай пристальней. Ради чего человек может отказаться от самого себя? Ну, вариантов много, но чаще всего это будет из-за любви к кому-то. Отец прекращает пить ради семьи, жены детей. Грешник прекращает грешить ради любви к Богу, Иисусу! 
Но штука в том, что человек в объекте своей любви видит самого себя. Даже во невзаимной любви. А если эта любовь еще и имеет отдачу, то тем более.
И тогда мы видим нечто замкнутое и парадоксальное. Человек отказывается от самого себя, ради того, что приобрести (иметь) самого себя в чём-то другом.
Разберем самый яркий пример из Библии. Марка 8:34-36.
«кто хочет идти за Мною, отвергнись себя»
А кто тут «хочет», если не Сам человек. Человек видит (любит) себя во Христе и поэтому он должен отвернуть самого себя. Парадокс, однако. Как и следующие слова.
«кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её.»
Кто хочет душу свою сохранить, должен её потерять.
И, возможно, парадокс решается в следующем предложении, поскольку тут уже нет парадоксальной «тавтологии».
«какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит».

Можно интерпретировать это место следующим образом. Есть Я, которое «мировое», поверхностное, чаще всего рефлекторное, инстинктивное, животное, а потому и грешное, а есть Я – глубинное, спрятанное под слоем поверхностного Я. Та самая драгоценная жемчужина, о которой есть соответствующая библейская притча (Мф. 13:45-46), в которой некто продаёт всё, чтобы купить пустое поле, в котором она зарыта.

Пожалуй, если кто-то из моих знакомых решит продать всё своё имущество, квартиру, машину, бизнес, чтобы вложить это всё в проект, который покажется мне сомнительным, то я буду склонен думать, что он не то, что очень рискует, но, возможно, обманывается либо кем-то, либо обманывает самого себя. Это связано с тем, что эту «жемчужину» я посчитаю чем-то не серьёзной, мистической, миражной.

И всё-же подытоживая, я скажу, что многие люди разделены на две сущности: «Сам» и «Себя». Они ведут между собой гамлетовский диалог, где одна переубеждает другую. Надо сказать, что часто у одной из них, той, что лукавой, гораздо больше вполне ощущаемых материальных и порой бесспорных аргументов. Наверное, именно поэтому та выглядит в большинстве случаев намного честней. А благая сущность оперирует никак недоказуемыми, нематериальными и потому невнятными аргументами, в основном основанные на вере кому-то и во что-то. Поэтому выглядит обманчивой.

И всё-же, фразу «не обманывай самого себя» используют чаще всего манипуляторы и обманщики (по крайней мере, в моём личном жизненном опыте).
И как ни странно, включить по анализу самого себя максимальную честность – далеко не самое лучшее решение. Особенно в диалоге с манипулятором. Лучше включить сердце, чувства, интуицию.

И, как это ни странно и парадоксально звучит, иногда стоит самым беспощадным способом обмануть самого себя.


Рецензии