Таинственные тексты...
Последние времена, Восхищение Церкви, Великая скорбь и Тысячелетнее царство… Эти слова и понятия читателям «проза.ру», наверняка, знакомы, но как понимать и воспринимать эти неумолимо надвигающиеся, согласно Библии, последние глобальные события? Ответы на эти вопросы нужно искать не у глобалистов, а у авторов Священного Писания и его толкователей. Но и там однозначных, неоспоримых разъяснений ожидать не приходится. Почему? Об этом предложенная вам статья.
Несмотря на единство в главных истинах, существует немало богословских разногласий относительно конкретных аспектов последних времён. Вопросы о времени и характере восхищения Церкви, природе Великой скорби, а также смысле Тысячелетнего царства — эти темы по прежнему активно обсуждаются в среде теологов и рядовых верующих всех церквей, конфессий и деноминаций. При этом различия касаются не веры во Второе пришествие Христа, а способов истолкования библейских текстов, посвящённых завершающим этот мир явлениям.
Вопросы эти вызывают не только разногласия между конфессиями, но нередко разделяют верующих даже внутри одной христианской общины, одной небольшой церкви, одной традиции. Принцип «Разделяй и властвуй» исходит от лукавого. Мне известны четыре небольшие протестантские церкви, которые рассорились внутри себя и разделились. И всё то — из-за несовпадения мнений и погоне за первенством. Совсем как в русской пословице: «Первый парень на деревне, а деревня в два двора"...
Мы часто задаём Священному Писанию вопросы, на которые оно вовсе не намеревалось отвечать напрямую. Мы хотим точной схемы будущего, всё разложить по полочкам, тогда как Писание предлагает нам не план, не карту, а общую картину. Направление. Цель, ибо жизнь без цели — что выстрел без прицела. Конечно, не всех библейских курс устраивает. Как говорится, не в том направлении дуют ветра, в каком бы хотелось кораблям (арабская пословица). К счастью, Дух Святой Божий именно как ветер: дует туда, куду захочет и посчитает нужным (Ин. 3:8).
Освещённые познанием
Понимая апокалиптические тексты только буквально, легко запутаться. Тысяча лет — это ровно тысяча календарных лет или образ полноты? Восхищение — это уход на Небо или встреча с возвращающимся на Землю Мессией? Великая скорбь — суд или испытание? Каждое прочтение кажется возможным и одновременно недостаточным для однозначных выводов. Но потому ведь пророки и советовали нам не просто читать Книгу всех книг, а скрупулёзно исследовать её (Ис. 34:16). Мир освещается солнцем, а человек — познанием Господа Бога и усмотренных Им путей для спасения человечества (Ин. 3:16).
Святой Дух, инспирировавший Библию, даёт нам возможность поразмышлять над всеми этими сложными загадками, поискать истину. В ключевом отрывке Евангелии от богослова Иоанна Иисус подчеркивает, что всё Ветхозаветное Писание (Тора, Пророки, Псалмы) указывает на Его приход и исполнение пророчеств, но люди, читая Писание, почему-то не узнают Его (Ин. 5:39-40). Поверхностно читают, если вообще? Ориентируются только на сказанное священником? «Не всякий поп, что в ризе»,.. Постараемся эти ошибки избегать. Жители города Верии, к примеру, даже проповеди апостола Христа Павла проверяли на соответствие текстам Священного Писания (Деян. 17:11).
От пазлов - к сценарию
Причина разногласий не в том, что Библия «противоречива», а в том, что тексты о конце времён разбросаны по разным книгам; используются апокалиптические образы и символы; не всегда ясно, где заканчивается символ и начинается буквальность; разные богословские традиции читают Писание с разными подходами и принципами. Книги Даниила, Захарии, Евангелия, послания Павла и Откровение Иоанна — все они говорят о будущем, но не в виде одного линейного сценария, а разбросанных по всей Библии пазлов. Попробуем рассмотреть главные причины дискуссий на заданную тему. Кстати, я не однажды присутствовал на дискуссиях, которые не очень дружески заканчивались. А всё потому, что не соблюдались правдивость, умение слушать, говорить по делу, а также держаться сути спора. Красна беседа умом, мудростью, а не количеством слов и желанием любой ценой всех переспорить.
Несколько подробней остановимся на интересующем большинство христиан учении о восхищении Церкви. Оно основано на словах апостола Павла о том, что верующие будут преображены и «восхищены навстречу Господу» (1 Фес. 4). Одни христиане считают, что это произойдёт до Великой скорби, другие — после неё, третьи допускают промежуточные варианты.
Каждый из этих взглядов опирается на определённые библейские тексты, но ни одно из этих воззрений не имеет однозначного и прямого подтверждения в Священном Писании. Отсюда существенные разногласия в трактовках. И даже много теологических школ и направлений. Сначала появились Антиохийская и Александрийская школы, затем систематическая, либеральная, практическая, харизматическая и другие теологии. В настоящее время верховенство католицизма пытается все эти многочисленные (более тысячи) направления в христианстве объединить. Экуменизировать. То есть, всех собрать в одну «суперцерковь» с одной верой и одним богословием. Как к этому относиться? Спросите у Бога, если почему-то не нашли ответа в Писании.
Оставшиеся в живых
Термин «восхищение» используется и в русских переводах Библии. Речь идёт о преображении живых и воскресении умерших во Христе при Его пришествии. Все христиане верят в это событие, но спорят о том, когда оно произойдёт, как оно соотносится со Вторым пришествием и куда именно будут восхищены верующие. К решению последнего вопроса существует несколько подходов:
- На Небо (классический взгляд), то есть, верующие уходят к Богу, затем возвращаются со Христом на Землю для устроения 1000-летнего Царства. Этого взгляда придерживается большинство христиан. А уж на балованном Западе — тем более… Хотя, непонятно с кем восхищённые будут обитать на Небе, если Царь их — Христос - целый миллениум будет находится на Земле: «Мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес. 4: 17-17).
- Навстречу Христу. Это напоминает встречу евреями своего царя в древнем Израиле: жители выходили ему навстречу и сопровождали его в своё селение, город. «Восхищение», в этом случае, не «эвакуация», а именно встреча с возвращающимся Царём. Он, Царь Иисус Христос, прибывает для устроения Божьего Царства на всей Земле (Отк. 20:1-6). Таким образом, мы имеем дело с преображением верующих, а не перемещением их куда-то, зачем-то. Акцент здесь не на место, а на состояние: тленные станут нетленными (1-е Кор. 15:53-54) . Пространственная, если хотите, географическая категория здесь, как видим, вторична.
В этом месте должен заметить, что Творец всем нам дал свободу выбора. Это означает, что каждый человек вправе иметь своё личное мнение. Только не стоит быть уверенным, что оно верно и потому не приведёт к отрицательным, уничтожающим последствиям… Дело в том, что далеко не каждая уверенность «гору с места сдвинет». Человек, который желает сдвинуть гору, начинает с перемещения мелких камешков, что подчеркивает важность последовательных, маленьких шагов в достижении большой цели. В данном случае — в познании Бога и Его великих планов по отношению к нам, людям.
Всех, кого любит...
Под Великой скорбью обычно понимается семилетний период беспрецедентных испытаний для человечества. Это одно из ключевых понятий в христианской эсхатологии (учении о последних временах), которое обозначает период чрезвычайных, невиданных доселе страданий, бедствий, голода, войн, болезней и Божьего суда (в первую очередь, над неверующими грешниками) перед Вторым пришествием Христа. Обо всём этом написано в Евангелиях и книге Откровения Иисуса Христа. Этот предсказанный в Библии (особенно в книге пророка Даниила 9:24-27), жуткий период, характеризуется правлением Антихриста и небывалыми катаклизмами. Для одних богословов - это время Божьего суда, от которого Церковь будет избавлена. Для других — время очищения и свидетельства верующих. Время, через которое Церковь пройдёт, как проходила через гонения во все века. В нынешнем — тоже. Просто волна эта не дошла ещё, например, до Западных христиан. В любом случае, праведники гонений не боятся. С ними — Бог, Которому они доверили свою жизнь.
В период Великой скорби Всевышний, согласно Библии, судит мир за его неверие и неповиновение, а также очищает и воспитывает народ Израиля, как сказано в книге великого Израильского пророка Иеремии 30:7. Это есть «время тяжкое» для Иакова (Израиля). Но, согласно диспенсационалистскому учению, которое проповедует, к примеру, «Братское собрание», Церковь не будет присутствовать во время скорби, так как будет взята на Небо уже во время «Восхищения» (1 Фес. 4:13-18). Это эксклюзивное вознесение прихожан «собрания», добровольно отделившего себя от народа Божьего (Израиля), ждут до наступления тяжких времён. Ждут, но однозначного, убедительного доказательства для таких ожиданий Библия, увы, не предоставляет. К тому же в ней отсутствует прямое утверждение, что Церковь не будет присутствовать на земле во время Великой скорби. Поистине: человек предполагает, а Господь располагает.
Исторический опыт Церкви показывает, что верующие нередко проходили через тяжелейшие гонения, испытания, не воспринимая их как противоречие Божьей Любви. Люди говорят, где любовь, там и напасть, а Сын Божий вот что говорит: "Всех, кого люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, ревнуй и покайся" (Отк. 3:19). «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6). Это подчеркивает, что испытания служат для нашего же блага: для воспитания, усовершенствования, праведности и спасению от вечной погибели.
Да, у страха глаза велики, но потому Христос и убеждал своих учеников не бояться, ибо с ними Господь. Но, «Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот найдет ее» (Мф.16:24-25).
Мгновеньем озабоченные…
Не меньше разногласий вызывает и Тысячелетнее царство (Отк. 20:1-7), где апостол Иоанн описывает, как сатана будет связан на тысячу лет, чтобы не обольщать народы, а воскресшие праведники и святые будут царствовать со Христом. Правда, упоминания о Царстве есть и у пророков. Но именно в Откровении дано наиболее детальное описание этого периода.
Тысячелетнее царство Христа, или Хилиазм (от греч. тысяча), это эсхатологическое учение о буквальном 1000-летнем правлении Христа на земле после Его Второго пришествия, когда Он установит Царство мира, праведности и справедливости. Это период подготовки спасённых к вечности, когда Христос будет царствовать телесно, а праведники будут участвовать в управлении Землёй, изгоняя грех и устанавливая порядок. Планета будет обновлена, будет очищена от зла, а народы будут жить в мире. Христос будет править, чтобы установить Царство Божье во всей полноте. После 1000 лет сатана будет освобожден для финального испытания всех и, чтобы показать истинную природу неисправимых грешников. После этого будет окончательно уничтожен. А пока ещё есть возможность хорошенько подумать не только о сиюминутных делишках и влечениях, но и о горнем. Дело в том, что будущее не за горами! А праздный ум — мастерская лукавого... Как тут не вспомнить слова Осипа Мандельштама: «Немногие для вечности живут, но если ты мгновенным озабочен — твой жребий страшен и твой дом не прочен!».
Любопытно, что одни воспринимают предстоящее владычество Мессии буквально — как будущие реальные тысяча лет земного царствования Христа, знают даже когда и где оно будет: до или после Второго пришествия Христа, на небесах или на земле, и кто владычество это будет населять. Другие видят в «царстве» всего лишь символический образ, указывающий на полноту Божьей власти и завершённость Его замысла. Столь разительное различие интерпретаций связано с тем, что толкователи Библии далеко не одинаково воспринимают язык апокалиптических текстов. И далеко не все призваны Богом заниматься богословием: «Не многие из вас должны становиться учителями, братья мои, ибо вы знаете, что мы, учителя, будем судимы с большей строгостью» (Иак. 3:1).
Понятно, что коль скоро внутри христианства существуют различные течения, неизбежны и различные трактовки Тысячелетнего Царства. Разногласия связаны в основном с тем, как толковать 20-ю главу Откровения Христа и предсказания израильского пророка Иезекииля (главы 40-48). Но наиболее всё-таки распространены идеи, утверждающие, что Христос вернётся до Тысячелетнего царства. Если нет, то кто же возглавит усмотренное Творцом Владычество? Многие, включая Свидетелей Иегова и некоторые другие христианские ответвления считают, что оно начнется после битвы при Армагеддоне, когда Христос победит завоевателей Израиля, врагов Божьих. Ну что же, сто голов — сто умов... В любом случае, точные даты начала Царства в Писании не указаны, но ожидается оно как кульминация событий конца времен, когда зло будет побеждено, мир и праведность воцарятся и никто не будет делать другому того, чего себе не желает.
Пророческие картины
Почему нет единого ответа на затронутые здесь важные темы? Апокалиптический язык Библии насыщен образами, символами и пророческими картинами. Столь специфический язык предназначен не столько для построения хронологических схем, сколько для укрепления в людях надежды, веры и верности Богу. Вероятно, именно поэтому Писание оставляет пространство для различных толкований. С другой стороны, не исключено, что отличающиеся толкования допущены для того, чтобы верующие были бодрствующими, а не вычисляющими даты предстоящих событий. Такие просчёты уже допустили некоторые конфессии. Назначали время конца света, переодевались во всё белое и бежали в горы… Потом переходили в другие церкви. А сегодня такими предсказаниями занимаются нацеленные на мамон, блогеры.
Разночтение, по всей видимость, допущено ещё и для того, чтобы упор со стороны верующих был не на схему и хронологию, а на верность Христу и, чтобы надежда была не на розовый сценарий, а на Личность Сына Божьего.
Да, если воспринимать тексты буквально — невольно возникают противоречия. Например, в Псалтыре говорится о том, что Бог никогда не оставит Помазанника своего, а в Новом Завете Иисус спрашивает Своего Бога почему Он Его оставил. Псалмист пишет, что земля будет дана евреям навечно, а апостолы - что земля будет сожжена до последнего элемента, а с Неба придёт для них Святой город Иерусалим (Отк.21:2-4). Если же воспринимать всё чисто символически — ослабляется, а то и вовсе теряется историческая надежда на реальное будущее со Христом в Царстве Небесном.
Большинство зрелых теологов признают, что эсхатология — это область уверенной надежды, но ограниченного знания. Впрочем, христианин может и имеет право иметь собственную позицию, уважать другие, и при этом жить так, будто Христос может прийти в любой момент. Ведь никто, кроме Отца Небесного не знает день и час Пришествия нашего Избавителя. «Се, гряду скоро» (Отк.3:11) — не для составления графиков прибытия Мессии, а для жизни в святости и надежде.
Важно помнить, что тексты о последнем времени призваны прежде всего укреплять веру, побуждать к бодрствованию, формировать надежду, а не удовлетворять любопытство, которое ничего общего не имеет с мудростью и святостью.
Со схемой в руках...
В целом Христианская наука о конце времён не даёт исчерпывающего разъяснения будущего, но даёт уверенность в его исходе. Независимо от того, как именно будут разворачиваться завершающие события, Церковь исповедует, что Христос вернётся, мёртвые воскреснут, зло навсегда исчезнет, а Бог будет «всё во всём» (1Кор. 15:28). Это - ключевое место, описывающее полноту Бога и Его окончательное господство над всем Творением. В этом смысле эсхатология — не столько наука о будущем, сколько богословие надежды, призывающее Церковь к верности в настоящем.
Главный вопрос ведь не в том, когда и как всё произойдёт, а в том, кем мы окажемся, когда это произойдёт… Будем ли готовы к встрече с Христом? Пусть каждый читатель сам себе ответит на этот отрезвляющий вопрос, помня при этом, что иным из нас будет сказано: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делатели беззакония!» (Мф.7:23). Это стих из Христовой Нагорной проповеди, предупреждающей о Страшном Суде. В этом отрывке Иисус говорит, что многие, творившие чудеса и даже пророчествовавшие во имя Его, не будут признаны Им в день Суда, потому что их сердца были далеки от истинного исполнения воли Божьей. В них не было любви. А без любви человек не более, чем кимвал звучащий… (1Кор.13:1).
Возможно, эсхатология, как учение о конечных судьбах мира и человека, дана нам не столько для того, чтобы мы знали хронику будущего, сколько для того, чтобы иначе жили в настоящем? Ожидание Христа — это, в конце концов, не вычисление дат, а состояние сердца. И если однажды Он придёт неожиданно, пусть найдёт нас не с идеально выстроенной схемой последних событий в руках, а с живой верой в сердце и разуме. История Церкви показывает: верующие всегда жили в ожидании Христа и всегда ошибались в деталях. Но они были правы в главном — в живой надежде!
Апостолы не оставили нам точного расписания последних событий, зато оставили призыв бодрствовать, быть верными Отцу нашему Небесному и не терять любви к Нему и ближним своим.
Когда постигнет беда
Мне кажется символичным, что даже в самых грозных образах Откровения звучит не страх, а обещание: Бог не оставит мир во власти зла, исходящего от его носителя — дьявола. Буквально ли Тысячелетие, образно ли — не столь важно, если Христос действительно Царь всех царей и таковым придёт на Землю. Будет ли восхищение до скорби или после — вторично, если доверие наше и верность Вседержителю важнее избавления.
Впрочем, кто именно пройдёт через скорбь можно узнать из следующего стиха: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде начнется с нас, то какой конец непокорным Евангелию Божию?» (1 Пет. 4:17). Это, насколько я понял, означает, что испытания и наказания начнутся с верующих, с Церкви, со всего Дома Всевышнего. И всё это - прежде чем беда постигнет неверующих. Бог судит Свой народ первым, чтобы очистить его и показать Свою праведность (справедливость), прежде чем наступит всеобщий Страшный суд. Это не обязательно только про посмертный суд, но и про испытания наши в земной жизни. Испытания, через которые Бог очищает, укрепляет, освящает и готовит верующих в Него и доверяющих Ему к вечности.
Итак, во всех различных подходах к толкованию Священного Писания есть всё же и общие признаки: Христос вернётся, зло будет окончательно побеждено, враг душ человеческих — сатана -- будет брошен в озеро огненное, Божье Царство восторжествует, верующие будут с Христом, Бог установит окончательную и повсеместную справедливость. И это — навечно!
Споры о деталях не отменяют нашей живой надежды, а скорее напоминают, что вера основана не на сочинённых кем-то сюжетах и мудрёных раскладках будущего, а на Любви к Творцу нашему, на доверии живому, трижды святому Богу ЯХВЕ. Любим? Доверяем? Или даже не верим?
Петер Браун
Свидетельство о публикации №225122700078
Это возможно было только для надежных соседей.
Евангелия это выкидыши библии для одурачивания других народов:прежде всего Европейцев ложной идеей"воскресения из мертвых".
Европейцы повелись на это заманчивое обещание и забыли заповеди своих античных Патриархов.
В Европе появилось масса различных христианских религиозных течений.
Соперничество между ними доходило до кровопролитных религиозных войн.
Идеологическое религиозное противостояние противостояния противостояние между ними продолжается и в современное время.Сионизм торжествует.
Творческих Вам Удач.
Радиомир Уткин 27.12.2025 11:16 Заявить о нарушении