Предисловие к проекту о чудесах маслопоявлений
В резюме я писал, что через призму продолжающихся палеоконтактов по публичными источникам наблюдаю за исследованиями конкретных явлений на стыке науки и религий, которые иногда называются чудесами, и высказываю своё мнение любопытствующего дилетанта, интеллектуально путешествующего по разным областям знаний, по возникающим вопросам. Учёные играют роль фильтра достоверности: если они изучают какое-то явление, то оно существует.
Первым моим проектом было наблюдение за исследованиями чудес маслопоявлений, обычно называемых мироточениями, т.е. необъяснимое средствами естествознания появление жидкостей на поверхностях священных христианских объектов. Начать этот проект меня побудила статья 2019 г. в научном журнале «Природа» «Мироточащие иконы: что говорит наука» группы авторов под руководством П.В. Флоренского [1]. Таких работ, конечно, не много и в [1] дан их краткий обзор. В 2012 г. в религиозном издании [2] группа П.В. Флоренского (экспертная группа по чудесам при богословской комиссии МП РПЦ) для случая обильного маслопоявления, который был признан не соответствующим традиции РПЦ, предложила гипотезу происхождения из вакуума растительного масла на иконах. В [2] также дана оценка интенсивности появления жидкостей – порядка грамма в час. Основной же результат [1] состоял в том, что появляющиеся на иконах жидкости можно изучать современными научными методами.
Как в РПЦ, так и в КЦ (христианских деноминаций много, я ограничился этими двумя) эти жидкости по своему химическому составу часто очень похожи на растительные масла, оливковое масло.
Православная он-лайн энциклопедия pravenc.ru поясняет, что эти жидкости не надо путать с церковным миро, т.к. это совершенно разные вещества. Более того, церковные миро в КЦ и РПЦ – это разные вещества. Сообщения о таких явлениях известны на протяжении практически всей истории христианских церквей. Согласно древнерусским летописям, икона Богородицы впервые «заплакала» в XI в. [8] Иногда на объектах христианского (и не только) почитания появляется кровь. Согласно [7], где представлен как обзор имеющихся христианских данных по крови со священных образов, так и результаты собственных исследований авторов, «нет никакой взаимосвязи между типом иконы (статуи или предмета культа), группой крови и принадлежностью крови к определенному полу».
Около 20 лет назад капли прозрачной жидкости на иконах православных святых я видел в одном православном храме. Священник сказал, что это мироточение, и я ему поверил, иначе именно эти капли могли остаться для меня просто каплями. Например, я бы подумал, что это попавшие на иконы брызги воды, которой священник окроплял прихожан. Одна из этих капель была особенно крупной, казалось, что она вот-вот потечет, я не стал дожидаться этого момента.
Наблюдая за научными исследованиями таких явлений, я, как и группа П.В. Флоренского [2] оставляю без внимания то, что происходит с верующими в связи с такими иконами. Второе ограничение: я не занимаюсь их эмпирией, т.е. тем, какова временная динамика этих явлений и их распределение по территории РФ, мира в целом, но только результатами исследований химико-физических свойств появляющихся жидкостей. Третье и последнее ограничение: меня интересуют наиболее часто встречающиеся жидкости, которые оказались очень похожими на растительные масла, оливковое масло.
Из этих ограничений эмпирии следуют три сверх-эмпирических вопроса, ответы на которые и составляют суть этого проекта. Во-первых, почему часто появляются именно растительные масла, оливковое масло? Ответ на этот вопрос, потому что оно является одной из жидкостей, используемых в христианских таинствах (елей), влечет вопрос, а почему именно она в них используется. Во-вторых, почему она появляется в таких малых количествах? В-третьих, что можно сказать о способе его появления?
Исходя из того, что получены вполне удовлетворительные ответы на эти вопросы, я считаю этот проект завершенным.
Поскольку Иисус Христос ничего не говорил об использовании оливкового масла в христианских таинствах, которых при его жизни не было за исключением тайной вечери, то истоки его традиционного использования в христианских церквях предлагается искать в предшествовавшем христианству и породившем его иудаизме. Более конкретно, в повелениях Яхве о строительстве скинии (первого, переносного храма древних евреев), которые, согласно традиции, он вместе с десятью заповедями и многим другим дал пророку Моисею около XIII в. до н.э. на горе Синай [4].
Сторонники альтернативной истории, уфологи полагают, что в священных текстах разных религий можно найти описания палеоконтактов. Для меня в этом отношении важную роль в свое время сыграла книга А.Ю. Склярова «Яхве против Баала. Хроника переворота» (М., Вече, 2016), которая была опубликована вскоре после его слишком ранней смерти. Он трактовал события исхода евреев из Египта, описанные в книге Исход Ветхого Завета как проявление палеоконтакта. Можно сказать, что здесь я применил этот его подход к событиям, в результате которых пророк Моисей получил от Яхве- «инопланетянина» (термин условный) все вышеперечисленное. Также важной в отношении описаний палеоконтактов в Ветхом Завете для меня была видеолекция буддийского монаха чешского происхождения Ashin Ottama «Buddhism and UFO», в которой он, выросший в католической семье, рассказывал о видении пророка Иезекииля [10].
Вернемся к горе Синай в XIII в. до н.э. и сконцентрируемся на конкретном вопросе об оливковом масле. До строительства скинии, в походно-боевых условиях пустыни Яхве от евреев ничего не было нужно, кроме следования за ним. В скинии же он создал для себя и священников комфортные условия для контакта. Оливковое масло в ней использовалось двумя способами: как топливо для храмового светильника, меноры и как жидкая основа для миро, которым была помазана скиния и все в ней, а также священник на священство.
Канонически оливковое масло должно быть топливом и в христианских светильниках. В РПЦ так было до 1917 г., но в наше время из-за его дороговизны используются более дешевые заменители. В скинии Яхве был нужен светильник, горящий днём и ночью на оливковом масле первого отжима, приготовленном только для нее. Эти его повеления, которые я предлагаю считать перво-причиной христианских маслопоявлений, имели чудесные последствия в двух чудесах с менорой и оливковым маслом периода второго иерусалимского храма (построен в VI в. до н.э., разрушен в 70 г. н.э.): чуде западного светильника, соответствующем повелению о вечном горении меноры, и ханукальном чуде, соответствующем повелению о масле, предназначенном только для использования в скинии (храме).
Эти два иудейских храмовых чуда я предлагаю считать «предтечами» христианских чудес маслопоявлений [4]. Свет меноры был последним конкретным напоминанием о присутствии Яхве во втором иерусалимском храме, в святая святых которого не было ковчега завета, исчезнувшего после разрушения первого иерусалимского храма. Свет меноры был «окном» в мир бога Библии. Аналогичную функцию выполняют и христианские иконы с переосмысленным, конечно, по сравнению с иудаизмом богословием, но что значат человеческие измышления перед повелением Яхве? Я предлагаю считать перво-причиной христианских чудес маслопоявлений именно те повеления Яхве об использовании оливкового масла в скинии.
Оливковое масло было одним из основных продуктов сельского хозяйства древнего Ближнего Востока и служило топливом для храмовых светильников у разных народов. Поскольку горит любое растительное масло, то если бы вместо олив в Израиле росли подсолнухи, как в России, то предполагаю, что Яхве повелел, чтобы менора горела на подсолнечном масле.
Очевидно, что одной перво-причины не достаточно для объяснения каждого конкретного случая в многовековой истории чудес маслопоявлений – нужны дополнительные причины. Однако, с другой стороны, из такого ответа на первый исходный вопрос этого проекта получаем очевидный ответ на второй вопрос, почему в таких малых количествах, каплями или порядка грамм в час, а не, скажем, тератонна в пикосекунду. Потому что Яхве собирался пребывать с древними евреями в святая святых скинии и первого храма, а не утопить людей в оливковом масле.
Помимо использования оливкового масла, как топлива для меноры, оно таже было жидкой основой для миро, которым по повелению Яхве была помазана скиния и все в ней, чтобы все это стало святым, т.е. пригодным для его пребывания в святая святых скинии. Это повеление Яхве о миро не имело чудесных последствий в истории древних евреев, как повеление для меноры и оливкового масла. По этой причине можно сделать вывод о том, что собственно мироточений в христианских церквях не было и в прошлом, а не только в наше время, что, конечно, противоречит историческим свидетельствам… Но ведь они основаны только на чувственном восприятии и ожиданиях.
Если «предтечами» христианских чудес маслопоявлений считать чудеса с менорой и оливковым маслом во втором иерусалимском храме, то вопрос о возможном способе его появления на объектах христианского почитания сводится к аналогичному вопросу для меноры. Представляется, что образный ответ на него дан в пятом видении пророка Захарии (VI в. до н.э.) с менорой и двумя оливами. Схематичным изображением этого видения является герб Израиля. Это видение пророка Захарии толкуется по-разному, наиболее интересным представляется толкование английского священника нонконформиста (название одной из деноминаций англиканской церкви) XVII в. М. Генри. Он понимал его, как технологию пополнения меноры без участия людей [4]. Позже не только он так понимал это видение.
Как я писал в начале, для объяснения чуда маслопоявления по крайней мере в одном случае группа П.В. Флоренского предложила «вакуумную гипотезу» [2], я (и не только я) предложил гипотезу (дискретного) переноса, а пятое видение пророка Захарии в толковании М. Генри предлагаю считать её первым образным выражением. Откуда взяться оливковому маслу, растительным маслам на объектах христианского почитания? Они могут появиться (дискретным) переносом оттуда, где они уже так или иначе есть.
Если бы современные чудеса маслопоявления не сопровождались иногда приятными запахами, благоуханием, то я бы считал предложение об их перво-причине в повелениях Яхве с менорой и оливковым маслом удовлетворительным. Однако, оливковое масло само по себе так не пахнет, поэтому этот ответ, по-видимому, нужно дополнить.
Иудейские чудеса с менорой и оливковым маслом были обусловлены повелением Яхве о постоянно горящем светильнике. Зачем он ему был нужен? Ведь ночью все спят. Для того, чтобы попытаться найти ответ на этот вопрос, предлагается обратиться ко второму использованию оливкового масла в скинии, как основы для миро, которым была помазана, освящена скиния и всё в ней, а также священники на священство. Таинства помазания храмов при их освящении и помазания новокрещаемых хорошо известны в христианстве. Таким образом, вопрос о том, зачем Яхве в скинии был нужен постоянно горящий светильник предлагается объединить с вопросом о том, зачем мазать миро скинию и всё в ней? Или, другими словами, почему помазанием всё это освящалось, становилось святым, пригодным для пребывания Яхве в святая святых скинии?
Алистер Кроули (1875 - 1947), который вместе с другими европейскими оккультистами полагал, что обмазывание себя жидкостью, изготовленной по рецепту миро Яхве, стимулирует паранормальные способности (средневековое масло Абрамелина [11]), заметил, что если сделать миро в точности по нему, то получится что-то вроде бурой грязи. Соответственно, почему обмазывание «бурой грязью» скинии и всего в ней делает все это святым? Как и помазание ею священников на священство.
Выстраивая причинно-следственную цепочку от повеления Яхве о меноре и оливковом масле в скинии через два иудейских чуда к христианским маслопоявлениям, я полагал, что волеизъявление Яхве так или иначе продолжает действовать на протяжении более 25 веков. О самом Яхве кроме этого ничего не предполагалось, т.е. до сих пор было не важно, кто он такой, творец всего сущего или «инопланетянин» (см. о неопределенности актора на Синае [9]). Однако, для того, чтобы попытаться ответить на вопрос о помазании, это придется сделать. Ответ на вопрос «зачем ему это нужно?» можно надеяться найти только на основе каких-то предположений о нем.
Я это делаю, полагая, что мои древние боги / «инопланетяне» обобщенно антропоморфны [6]. В данном случае это по определению значит, что их сознание можно отключить теми же средствами, что и человеческое, а также наличие у них аналогов тех же органов чувств и телесности. Первое качество обеспечивает то, что предлагаемая альтернативная интерпретация не сводится к замене слова «бог» на слово «инопланетянин». Тварь не может отключить сознание творца всего сущего – если он есть - по определению, но у нас тут не творцы всего сущего, а «всего лишь» древние «инопланетяне».
Хотя Яхве прямо не указал способ помазания скинии, но скорее всего оно было сплошным или не сплошным, в частности, крест-на-крест (таково мнение раввинов и это способ помазания христианских храмов при их освящении). В соответствии с этими двумя способами предложены две гипотезы о том, зачем это нужно. Для сплошного помазания предложена «противогазная» гипотеза [4], для не-сплошного - создание общей со священником реальности, в которую включены по пяти органам чувств и телесности постоянно горящий светильник, помазание, воскурения и т.д. [5] Первая гипотеза основана на том, что сознание Яхве можно хотя бы временно отключить общим анестетиком закисью азота или веселящим газом (запрещен для немедицинского использования в РФ). Согласно киотскому протоколу, закись азота является третьим парниковым газом, его основной источник в атмосфере Земли - гниющая органика, которой было достаточно у горы Синай после почти года стояния там евреев со скотом [4]. Уже более 100 лет хорошо известно, что оливковое масло является растворителем общих анестетиков. Вторая гипотеза основана на том, что в скинии Яхве создал для себя (и священника) комфортную реальность пребывания.
Возвращаясь в связи с этой реальностью к тому вопросу, с которого началось обращение к помазанию – к запахам современных маслопоявлений – особое внимание стоит обратить на то, что в создании этой реальности запахи играли важную роль. Аналоги пяти органов чувств «приблизили» Яхве к человеку (священнику). Все растительные масла, в частности, оливковое (на 54-81% это олеиновая кислота), в основном состоят из небольшого набора ненасыщенных жирных кислот, которые являются строительным материалом клеток всех земных живых организмов. Это можно понимать, как «приближение» к человеческой телесности в дополнение к тому, что верхняя одежда священников была сделана из той же ткани, что и покрытие скинии [5]. Входящие в состав миро травы могли играть роль психотропов (масло Абрамелина [11]).
Дальнейшие «путешествия» в мифы показали продуктивность появившегося в связи помазанием скинии представления о реальности контакта [3, 6]. В скинии – это ветхозаветная реальность храмового уровня. Однако, ветхозаветный контакт начался не с нее. Теологи усматривают параллели между повелениями Яхве о строительстве скинии и Шестодневом, началом Библии - ветхозаветной историей о сотворении всего из ничего. Это и было первым появлением бога древних евреев в Ветхом Завете, первым появлением ветхозаветных «инопланетян» (термин условный) на Земле. В проекте «Чудеса Солнца и реальность контакта» [3] предложено первое приближение к альтернативной не-антропоцентрической интерпретации Шестоднева как начала ветхозаветного палеоконтакта, в основе которой лежит представление о его реальности уже, как минимум, регионального уровня, а не храмового, как в этом проекте.
Повеление о помазании скинии в параллели с Шестодневом соответствует его четвертому дню. Возникшая в нем картина в главном соответствует тому, что видит на Земле наблюдатель: небо с Солнцем, Луной и звездами над головой и земля с морями под ногами. Этот день я и взял первым ориентиром в «путешествиях» по мифам Древнего Египта, в которых, как и в мифах других древних народов Плодородного Полумесяца учёные уже более века ищут и находят параллели Шестодневу.
[1] Томин Н., Бутов И., Алексинский В., Московский А., Флоренский П., Дебелый М. Мироточащие иконы: что говорит наука?// Природа, 2019, №10.
[2] Флоренский П.В., Московский А.В., Сошинский С.А., Шутова Т.А. Испытание чудом?// Чудеса истинные и ложные. Составители: А.В. Московский, А.А. Добросоцких, П.В. Флоренский, С.А. Сошинский, Т.А. Шутова. Редактор: А.А. Добросоцких. Данилов мужской монастырь, даниловский благовестник, М. 2012, cc. 11-36.
[3] Кукаров А.Ю. Предисловие. Проект «Чудеса Солнца и реальность контакта», proza.ru.
[4] Кукаров А.Ю. Чудеса маслоосаждений: почему растительные масла? Проект «Чудеса маслопоявлений», proza.ru.
[5] Кукаров А. Ю. Помазание и реальность скинии. Проект «Чудеса маслопоявлений», proza.ru.
[6] Кукаров А.Ю. Царица Хатшепсут и поддержание палеоконтакта. Проект «Чудеса Солнца и реальность контакта», proza.ru.
[7] И.С. Бутов, Н.В. Томин, П.В. Флоренский, В.С. Алексинский, А.В. Московский, М.А. Дебелый. Феномен «кровоточащих» предметов религиозного культа и раскрытие его природы с использованием методов высокотехнологичного протеомического анализа .// Лабораторная диагностика. 2019. Том. 8, №2, С. 257–270.
[8] Кукаров А.Ю. Мироточение икон в 12 -16 и 18- 19 веках в России. Проект «Чудеса маслопоявлений», proza.ru.
[9] Кукаров А.Ю. О богословской школе Theophaneia. Проект «Чудеса маслопоявлений», proza.ru.
[10] Кукаров А.Ю. Видение пророка Иезекииля и современность. Проект «НЛО и другие», proza.ru.
[11] Кукаров А.Ю. Помазание и реальность скинии. Проект о чудесах маслопоявлений, proza.ru.
Свидетельство о публикации №225122800893