Звёздный путь валькирии Революции ч 14 Переворот
ЗВЁЗДНЫЙ ПУТЬ ВАЛЬКИРИИ РЕВОЛЮЦИИ Ч.14 ПЕРЕВОРОТ
Неизбежность грядущих перемен была очевидна, сразу же по возвращении из Америки Коллонтай начинает писать пропагандистскую брошюру "Кому нужен царь и можно ли без него обойтись?"
Предвидя неизбежное падение царизма, она отразила тактику Ленина в традиционных для большевиков того времени выражениях: "Мало убрать царя. Надо вырвать власть у тех, кто прикрывается царём... и передать власть народу".
Как эта передача произойдёт, и кто будет считаться народом, которому власть достанется, в брошюре, естественно, не было ни слова. Да и зачем? Партия, объявившая себя народной, как раз и была тем самым "народом"...
А в тихом, мирном Хольменколлене трудно было поверить, что где-то идёт война, гибнут люди. Что в России зреют такие события, которые скоро перевернут весь мир.
В Норвегию Коллонтай вернулась одна. Сын Миша оставался в Америке исполнять свою миссию - приёмщика военных изделий на заводе. За него Коллонтай была спокойна.
Шляпников, наконец, поняв, что возврата к прошлому нет, уехал в Россию, где по поручению Ленина возглавил русское бюро ЦК. Главный штаб которого находился по-прежнему в Швейцарии, в квартире Владимира Ильича.
Коллонтай ещё дописывала последние страницы брошюры, как газеты принесли ошеломительную весть из Петрограда: в России революция, царь отрёкся от престола, создано Временное правительство...
В спешном письме из Швейцарии Ленин требовал от Коллонтай немедленного возвращения в Россию и сообщил, что стремится к тому же.
Уже через несколько дней после февральского переворота к Коллонтай в Христианию приезжают два деятеля (Яков Ганецкий и Александр Парвус), замешанные в самых тёмных операциях большевиков, связанных с тайным получением германских денег.
Они и занимались организацией переезда Ленина и его товарищей из Швейцарии в Россию.
Но о чём эти два товарища могли "переговариваться" с Коллонтай? Что могло от неё зависеть? С Лениным у неё не было тесных контактов, а на его переезд, запланированный через Стокгольм, она повлиять не могла. Поскольку ещё несколько лет назад сама была выслана из Швеции без права в неё возвращаться.
У Ганецкого там было куда больше связей: в шведской столице он держал фирму, наживавшуюся на поставках самых разных товаров в воюющую Россию. От стратегического сырья до презервативов для офицеров и солдат. Эти деньги шли на партийные нужды.
Второй фигурант дела, Парвус, имевший прямые контакты с германским генеральным штабом, правительственными и финансовыми кругами Германии, тем более.
Теперь доподлинно известно, что именно благодаря ему и через него шли русским большевикам немецкие деньги для подрыва изнутри царской власти и ослабления России. Которая была главным противником Германии в Первой мировой войне, и которая уже чуть не одержала победу.
Никто и никогда не поставил вопроса, какая острая необходимость привела их внезапно в тихий Хольменколлен к ничего не решавшей Коллонтай. Которая и о свержении-то царя с престола узнал из газет!
История эта весьма загадочная и туманная, но одна версия, наиболее правдивая, всё же есть.
Не должна ли была Коллонтай, возвращаясь в Петроград ещё до прибытия Ленина, прихватить с собой при пересечении границы крупную сумму денег на партийные нужды? Если так, то это могли быть только немецкие деньги, ибо доходы от операций Ганецкого переправлялись по банковским каналам и были легальными.
Известный историк русского революционного движения Владимир Бурцев, перечисляя тех, кто имел прямое касательство к получению многомиллионных сумм германских марок от германских властей, наряду с другими русскими революционерами, включая Ленина и Зиновьева, упоминал и Коллонтай.
Уже тогда была известна переписка между Лениным и Коллонтай о том, что она была замешана в переводе денег загадочного происхождения через стокгольмский "Ney Bank" на счета петроградского представительства фирмы "Nestle", к которому имели доступ большевики.
Потому выполнение ею курьерских функций для срочной и надёжной доставки наличных для нужд рвущихся к власти большевиков было естественным продолжением её деятельности, которой она занималась. И тогда экстренный визит Парвуса и Ганецкого к Коллонтай перед самым её отъездом в Петроград теряет свою загадочность.
Следует сказать, что на вокзале в Петрограде её встречал в числе друзей тот же Шляпников, который прибыл не в качестве друга, а на правах члена исполкома Петроградского Совета депутатов рабочих и крестьян. Эта деталь немаловажная.
Когда таможенный чиновник пожелал досмотреть багаж прибывших, в том числе Коллонтай, Шляпников, видимо, хорошо знавший о его содержимом, предъявил свой мандат: "Именем Петросовета вскрывать вещи не дозволяю!" Для пущей надёжности тут же поднял чемодан (один из многих, которые привезла Коллонтай!) и сам его понёс, не доверяя драгоценный груз носильщику.
Теперь становится понятным цель пребывания Коллонтай в захолустном местечке под Осло, её близкие связи со Шляпниковым. Возможно, это всё было прикрытием для подготовки переворота. Хотя, конечно, чисто в человеческом плане полностью отрицать их взаимной тяги друг к другу нельзя.
На вокзале, в комнате для почётных гостей, Шляпников и Коллонтай обнялись после долгих месяцев разлуки. Но как товарищи, не более. Сразу же перешли на "вы", подведя тем самым черту под их общим прошлым.
Начиналась бурная политическая жизнь, ощущение свободы, и потому полная необременённость личной жизнью были для Коллонтай спасением и надеждой.
*****
Выполняя инструкции, данные ей Лениным (всё же она была замечательным революционным пропагандистом!), Коллонтай на следующий же день отправилась в издательство газеты "Правда", где верховодили Каменев и Сталин.
Здесь и произошла её первая встреча со Сталиным. Имя, которое до того момента ей хоть и было известно, но не связывалось ни с какими конкретными делами.
Ему она отдала присланные ещё в Норвегию Лениным статьи "Письма из далёка", встретив его на входе совершенно случайно. Но эта "случайность" оказалась для неё счастливой: Сталин запомнил, что она признала в нём реального хозяина "Правды". Но была ли это случайность, или кем-то заранее был написан сценарий?
Коллонтай, с её рассчитанным на массы пропагандистским пером, и сама была желанным автором "Правды". Одной из первых опубликованных её статей, приуроченных к похоронам жертв февральско-мартовских событий в Петрограде, хорошо передаёт эмоциональный настрой тех дней, особый душевный подъём, восторженно-патетический стиль.
Статьи Коллонтай стали появляться в "Правде" и других большевистских газетах едва ли не каждый день. В них она полностью поддерживала Ленина, по всем без исключения вопросам. Особенно остро выступала против политики Временного правительства, считавшего, что после свержения царизма и победы революции защищать отечество от внешней опасности - дело каждого российского гражданина.
Ленин же, имевший тайные обязательства перед немцами довести страну до скорейшего поражения в интересах другой революции, большевистской, презрительно называл планы Временного правительства "революционным оборончеством".
Коллонтай яростно защищала ленинскую позицию, не жалея бранных слов в адрес своих вчерашних друзей. Вероятно, ещё задолго до переворота и возвращения в Россию знавшая о перспективах занять должность наркома в новом революционном правительстве. Исполняя лишь свою роль, прописанную в сценарии.
Бывший муж Александры, Владимир, уже отправленный в отставку генерал-майор инженерных войск, медленно угасал в лазарете. Однако у Коллонтай не было времени, чтобы навестить умиравшего мужа. Коллонтай была в своей среде, как рыба в воде.
Митинги, заседания, конференции... Её избрали в Петроградский Совет от военной организации большевиков, а вскоре, вместе с Каменевым и Шляпниковым - в исполком Совета, заседавший непрерывно.
Всё же выбрала час времени, чтобы провести его у постели умирающего. Час, который был посвящён исключительно политическим спорам. И ни капли - не семейным делам... Больше они не виделись, через несколько дней Владимир Людвигович Коллонтай умер. Побывать на его похоронах у Александры времени не нашлось.
Сразу же после визита к больному Коллонтай выехала в пограничный с Финляндией Белоостров на встречу Ленина. Короткий путь от Белоострова до Петрограда был примечателен тем, что Ленин для переговоров один на один пригласил Коллонтай к себе в купе. И даже Инесса Арманд и Крупская, сопровождавшие его из самого Цюриха, были отосланы в соседнее купе.
Опять возникает вопрос: чем именно заслужила такую честь Коллонтай? В поступках Ленина не было случайностей, всяческим сентиментам, лишённым деловой основы, он был полностью чужд. С Коллонтай его не связывали никакие личные отношения, виделись они и раньше крайне редко, все контакты шли в основном через почту.
Краткое совместное путешествие, доверительная беседа наедине: нет ли связи между этим фактом и чрезвычайной миссией, которую выполнила Коллонтай, перевезя чемодан из Норвегии в Петроград?
И случайно ли, что о содержании их беседы в закрытом от ушей посторонних купе не осталось не только документальных, но и мемуарных свидетельств?
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №226010600975
Успехов Вам в благородном деле! С признательностью и уважением Ив.Вас.
Иван Варфоломеев 08.01.2026 08:04 Заявить о нарушении
Валькирией её назвали уже во время революции 17 года, когда она выступала на митингах на Балтфлоте, за её призывы к жёстким мерам в отношении к тем, кто не сдаётся. Они с Лениным их называли "буржуазией", хотя буржуями были именно они сами. В.Ленин - из обедневшего дворянства, А.Коллонтай - дочь генерала и участника русско-турецкой войны, дворянина, внучкой фабриканта, которая вплоть до 1916 года жила за границей за счёт доходов отцовского поместья.
Так что всё - "с ног на голову". И партия, которая была якобы "народной", в руководстве имела бывших буржуев (Луначарский, Крупская, Чичерин, Бонч-Бруевич, Орджоникидзе и многие другие).
С сердечным к Вам теплом,Т.С.
Татьяна Сергеевна Дмитриева 08.01.2026 17:31 Заявить о нарушении
Иван Варфоломеев 08.01.2026 18:11 Заявить о нарушении
Здесь многие любители поэзии удивились, что К. я назвала так.
Это было удобно при советской власти, изобразить валькирию романтичной музой.
Чтобы "окрасить" в цвет романтики деяния разрушительницы семьи, брака, и стороннице свободной любви.
На самом деле валькирия - разрушительница.
Татьяна Сергеевна Дмитриева 08.01.2026 18:58 Заявить о нарушении
Всего Вам доброго!
Иван Варфоломеев 08.01.2026 19:06 Заявить о нарушении