Мои велосипеды VII. Велотуристы

Предыдущая глава: http://proza.ru/2026/01/05/69

Как-то я заехал в магазин велозапчастей на Проспекте Важа Пшавела. По-моему, это был единственный в городе магазин, где можно было что-то купить для ремонтов велосипедов, да и то он делил помещение с секцией запчастей для мотоциклов. Пытаюсь вспомнить, был ли где ещё в городе подобный магазин и не нахожу альтернативы, что, учитывая «популярность» велосипедов в Грузии и, в частности, в Тбилиси, неудивительно.
 
Так вот, стою я у прилавка, кажется, мне нужна была новая камера, рядом стоит парень, под два метра ростом (позже выяснилось, 195 см), в велоэкипировке и что-то спрашивает у продавщицы, а получив отрицательный ответ, отходит разочарованный. Решил спросить его, в чём дело.
Парень назвался Ярославом. Он с несколькими такими же велотуристами из Одессы совершал пробег по Грузии. У Ярослава сломалась какая-то деталь на велосипеде, и он ушел вперёд, рассчитывая прикупить нужную «железяку», пока старая ещё держалась. Услышав эту историю, я рассказал ему о нашей реальности и предложил съездить на велотрек, благо от магазина до него не больше двух километров.
Забавный момент, пока я с ним беседовал, выяснилось, что камеры всегда продаются вместе с ниппелями, а у нас ушлые продавцы их снимали и продавали отдельно, чтоб заработать хоть какую дополнительную копеечку.
 
На треке Ярослав быстро договорился, получил нужное и, уже с совершенно другим настроением, спросил дорогу на ж\д вокзал, где его должна была ждать основная группа.
Я никуда не спешил, и мы поехали вместе. Вскоре велотуристы встретились. Возник вопрос о лагере. Ребята были в автономном походе и не пользовались инфраструктурой мест, по которым проходил их маршрут. Это касалось жилья и пропитания. Мне показали палатку на четыре человека, из парашютного шелка, весившую всего лишь около килограмма. Дальше группа собиралась ехать в сторону Цалки по дороге на Манглиси, и я ничего лучше не придумал, как предложить им устроить лагерь на Черепашьем озере. Конечно, с моей стороны было несколько жестоко заставить уставшую группу, уже проехавшую несколько десятков километров, завершить поездку серьёзным подъёмом.
Но сказано – сделано. Выстроившись в цепочку, поехали. Впереди я.
Сперва по Челюскинцев до Площади Героев, по Ленина до филармонии, по Меликишвили и Проспекту Чавчавадзе до подъёма на озеро и ещё три километра на подъём к озеру.
Проезжая мимо винзавода, расслышал сзади какой-то разговор обо мне. Оказалось, ребят удивило, что я ехал не дальше десяти сантиметров от бордюра, что небезопасно, поскольку можно неприятно зацепиться педалью. А для меня это было нормой.
Ещё их изумило моё седло. Было интересно, как я смог придать ему такую удобную вытянутую форму. Сёдла на харьковских велосипедах были из куска толстой натуральной кожи, а не как сейчас, сшитые из кожзаменителя, с мягким наполнителем. Моё седло изначально было выкрашено в светло-коричневый цвет какой-то странной краской, от неё после часа-двух езды штаны становились коричневыми. Да, они легко потом отстирывались, но… Мне это надоело и я поискав в литературе, решил всё исправить, а заодно и изменить форму седла. Сначала соскоблил с седла всю краску, немного подшкурил, а затем, пропитывая кожу касторовым маслом, стал его растягивать с помощью штатного винта в конструкции седла. Получилось так, как я и хотел, и никак уж не думал, что это какая-то секретная технология. Оказалось, кто-то в их группе пытался даже варить седло, в результате чего кожа сжалась, и седло пришлось выбросить.
Нечего и говорить, меня обуяла гордость, что дважды удалось удивить опытных велотуристов!
Кстати, в группе был один возрастной участник, серьёзный инженер какого-то одесского завода, у которого была возможность, за разумное вознаграждение, пользоваться услугами мастеров высшего разряда. Его велосипед, хоть внешне это было малозаметно, весь был переделан. Все насыпные подшипники заменены на заводские, звёздочки сделаные заново и весили раза в два меньше штатных, это же касалось тормозов и переключателей.

Так или иначе, мы поднялись к озеру, ребята выбрали место для ночёвки, поставили палатки. У меня были дела и, обменявшись координатами, я уехал домой.
 
Через год летом раздался звонок. Оказалось, это звонит из аэропорта Ярослав, уже с новой группой. Быстро договорились, как им ехать в город и где встретимся. Я оделся и выехал. Когда доехал до места назначенной встречи на мосту Бараташвили, никого там не было, и я решил ехать навстречу, предполагая, что мы не разминёмся.
Почти доехав до аэропорта, понял, что случилось ровно то, чего и опасался, и отправился назад. Встретились-таки на мосту, где и договаривались. Оказалось, кому-то пришлось ремонтироваться, и они съехали с дороги. Потому я их не заметил, да и не мудрено, если они где-то присели на другой стороне трёхполосной автострады с заборчиком между направлениями движения.
Немного передохнув, направились ко мне домой. В группе всего четверо человек, а мои все были на садовом участке в Кумиси.
Доехали спокойно, без приключений.
Ребята, по дороге купили молодую картошку, я взял горячий грузинский хлеб… Надо было ещё что-то купить, и прежде чем отправиться в магазин, я дал ребятам картофелечистку для молодой картошки, уверенный, что все умеют пользоваться этим агрегатом. Когда вернулся, с удивлением обнаружил, что нет, не умеют.
Расскажу, что из себя представляла эта картофелечистка.
Представьте себе кастрюльку литра на четыре из пластмассы с прозрачной, плотно закрывающейся прозрачной крышкой и ножками в виде присосок, для того, чтобы при работе не ёрзала по столу. В нижней части расположен съёмный диск с плавными рёбрами, покрытый крупным абразивом. Диск чуть меньше диаметра кастрюльки, а её стенки выше диска тоже покрыты абразивом. Диск вращается с помощью ручки, наподобие ручки мясорубки, расположенной ниже диска. Крутишь ручку – диск вращается. Мелкая картошка, насыпанная в этот цилиндр, скачет, трётся о диск и стенки и очищается. Всё просто, но почему ребята не справились с такой простой работой? Потому как они не догадались налить воды в этот гаджет. Именно она при работе смывает шкурку картофеля со стенок и с самой картошки. Шкурки собираются под диском, а на нём чистенькая картошка. Без воды абразив сразу же забивается как и поверхность недочищенной картошки.
Я налил воды и быстро всё сделал.
Поужинали, и тогда Ярослав рассказал, как прошла та ночёвка на озере.
 
В тот раз группа расположились недалеко от домика охраны озера. Когда те узнали, что у них гости, тут всё и началось! Отмечали это событие и братались чуть ли не всю ночь, и естественно, задержались в городе не меньше как на день, что в их первоначальные планы не входило. На этом приключения не закончились. Озеро Цалка в советское время находилось в пограничной зоне, для въезда туда нужно было иметь спецпропуска, которых ни у кого из группы не имелось. Правда, они туда проехали дорогой на которой КПП не было… Но на пограничников всё же нарвались, причём один из ребят был в весьма непрезентабельном виде, поскольку перед этим жёстко завалился с велосипедом. Но вопрос разрулили, группу из погранзоны благополучно выдворили. Можно сказать, отделались лёгким испугом. Всё хорошо, что хорошо кончается.
 
Следующий день был запланирован под большую отчётную экскурсию по городу – мероприятие было под эгидой какой-то организации, и требовался отчёт «о проделанной работе».
 
Сказано – сделано. Естественно, в этот день я исполнял роль не только радушного хозяина, но и путеводителя – слово «гид» тут никак не подходит, поскольку я выбирал, куда и как ехать, а рассказывал что-то по минимуму.
В первую очередь, мы направились в Парк Ваке, он же Парк Победы. Объехать его не составило труда. Нафотографировались на фоне центрального фонтана и Могилы Неизвестного Солдата и направились в центр, к подножью горы Мтацминда (Святая гора), а там уже пешком, с велосипедами под уздцы, по брусчатке к собору Мамадавити (церковь святого Давида) и пантеону писателей и общественных деятелей Грузии.
Затем по узкой крутой дорожке, закинув велосипеды на плечи, поднялись в парк на плато горы Мтацминда. Оттуда прекрасно виден почти весь город. Отдохнули, немного побродили, предвкушая скоростной спуск по шоссе. Впрочем, там из-за многочисленных поворотов особенно и не разгонишься. Хотя...
Спускаюсь я до верхнего входа в Ботанический сад, это как раз на большом и широком повороте, а там стоит один из наших туристов. Спрашиваю, нет ли в чём проблемы, а он, хитро улыбнувшись: «Жду, когда Ярослав тут пролетит!» И действительно, тот тут же пролетел на такой скорости, что мало кто на это решился бы – и это при его росте!
 
Довольные, мы вернулись домой. Поужинали, переночевали, как и первую ночь отказавшись от широченного дивана и разложив спальники прямо на полу. Утром гости уехали дальше по маршруту в сторону Армении, от одной столицы до другой.
А я поехал за своими на Кумиси.
 
10 января 2026 г.
Салоники.
 
Продолжение следует.


Рецензии
Я прошлась по любимым улицам, читая твои воспоминания. Давно на Черепашек не была. Весной пойду.

Даилда Летодиани   12.01.2026 08:39     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, ещё не раз пройдёшься!.
:-)

Designer   12.01.2026 13:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.