Отпечаток комбата Романова

С детства каждый слышал: «Воспитывай в себе характер», «У тебя плохой характер» или наоборот «У него отличный характер». Редко кто знает, что слово характер с греческого переводится как «слепок» или «отпечаток», но каждый знает, что этот загадочный характер надо формировать.
 
МАМА ПРИЕХАЛА

Третий курс военного училища — это такой возраст, когда формирование характера прошло свой пик за два года учебы. Курсант, обладатель этого самого характера, уже сформированная личность и человек, что держит своё слово и отвечает за свои поступки.
 
Во время летнего отпуска курсант Григорий Чередник женился, и перешёл в разряд «женатиков», которым негласным правилом предоставлялось увольнение на всю ночь в субботу и воскресенье.
 
Пришла первая суббота в сентябре нового учебного года, и Григорий весь день жил предвкушением предстоящего праздника – встречи с той, что всего месяц назад стала ему молодой женой. Дежурный по роте дал команду на построение увольняемых, но командир отделения сержант Иванов «стал в позу», мол парково-хозяйственный день, и пока Григорий не уберет в составе отделения территорию, до тех пор в увольнение не пойдет. Поскольку женатые шли в увольнение помимо графика, то Гришка и не возмущался, часом раньше, часом позже не велика потеря и приступил к уборке вместе со всеми.

От работы оторвал голос дневального, который пояснил: что позвонил дежурный по училищу и сообщил – в комнате посетителей Григория ожидает, приехавшая к нему мама. Сержант отпустил его на встречу, а он бежал и думал, что такого не может быть. Мама всего две недели как уехала домой, на Украину после того, как приезжала со всей роднёй в Саратов на свадьбу. Так и оказалось, что к нему на машине приехали жена со своими родителями, которые жили в городе, решив его забрать с собой в увольнение. Договорившись, что его дождутся, Григорий побежал в подразделение, быстрее закончить уборку. Но тут его ждала очень приятная неожиданность. Пока он был в комнате посетителей, сержант Иванов доложил старшине, что к Череднику приехали родители и старшина дал команду отпустить курсанта в увольнение. Быстро одевшись в «парадку», он успел на построение увольняемых по графику.

Сержант Иванов привел Григория, когда увольняемые уже стояли в строю перед кабинетом командира батальона и новый, только что назначенный комбатом майор Романов лично инструктировал их. Иванов доложил комбату, что курсант идет в увольнение по причине приезда матери, и Романов разрешил Григорию стать в строй, продолжил свой инструктаж.

НЕЧЕСТНЫЙ ПОСТУПОК

В понедельник, по окончании занятий, когда рота построилась на обед, перед строем вдруг появился новый командир батальона и попросил у ротного минуту внимания, чтобы сделать объявление. Ротный дал команду «Смирно», и комбат объявил:

– Товарищи курсанты. В субботу произошел неприятный инцидент. Курсант Чередник чтобы уйти в увольнение обманул меня, сказав, будто к нему приехала мама с Украины, Я поверил, так как привык поступать честно, и от других ожидаю такого же отношения. Я не буду наказывать курсанта, но для меня этого человека более не существует.

Григорий был в шоке. Новый комбат обвинил его в обмане, которого он не совершал. Комбат даже не выслушал его и обвинил даже не зная его. Он же ни в чем не виноват, произошло простое недоразумение. Его друг Вадим Аверьянов рассказал, что в субботу, когда Григорий уже убыл в увольнение командир отделения Иванов узнал, что к курсанту приезжала совсем не мама с Украины, а местные тесть с тещей. Он доложил замкомвзводу о случившемся. Разгоравшуюся интригу подогрела нелюбовь и некая зависть к «женатикам», получившим привилегии с увольнениями, к тому же старший сержант возмущенный, что команду на увольнение дал старшина, миную его и сержанта, пошел прямо к комбату и выложил все как обман со стороны курсанта. Вадим советовал пойти к Романову и объяснить, что произошло на самом деле. Но Чередник сказал твердо:

– Нет. Я докажу ему, что я не такой, каким ему меня представили. Я добьюсь, он сам об этом скажет.

А в декабре Григория поставили командиром своего же отделения, заменив не справившегося сержанта Иванова. Командир роты капитан Быков, отстаивая кандидатуру нового командира отделения рассказал и про случай с увольнением и о несправедливом осуждении Чередника.
 
В конце января на подведении итогов зимнего семестра, командир роты в своем докладе сказал много хороших слов в адрес отличников, среди которых называл и Григория. Присутствующий на собрании комбат майор Романов вручил уже младшему сержанту Череднику Знак «За отличие в службе 2 степени». Вадим, поздравляя друга похвалил:

– Молодец! Добился своего, комбат сказал про тебя правильные слова.

– Нет, Вадим. Это же Быков говорил, комбат просто слушал. Я хочу, чтобы он сам это сказал.

У майора Романова была еще одна возможность узнать ближе младшего сержанта Чередника. В апреле, в день рождения В.И. Ленина, в присутствии комбата, в своем кабинете начальник политотдел полковник Кошмин Леонид Иванович вручал партийные билеты молодым коммунистам, среди которых был и Григорий. Комбат поздравлял молодых партийцев, жал руки, но заветных слов Гришке так и не сказал.

Еще через полгода, во время подведения итогов третьего курса на общем собрании батальона в клубе училища теперь уже с докладом выступал сам майор Романов. В докладе комбат отметил, что отделение сержанта Чередника, сдав на отлично все зачеты и экзамены заняло первое место в училище и сказал: «Вот с этих ребят надо брать пример».

– Ну вот, теперь ты доволен? Романов сказал о тебе что ты лучший. Ты добился своего?

– Нет, Вадим. Я бы не так хотел сказать об этом. Я доволен тем, что в глазах нашего комбата сам себя почувствовал человеком.

ЗДРАВСТВУЙ, ГРИША

Прошло десять лет. Воинская часть, в которой служил капитан Чередник попала под сокращение, и Григорий уже полгода сидел «за штатом» в ожидании перевода в Саратов. Воспользовавшись сокращением, он решил осуществить мечту детства и перевестись в уголовный розыск. Приказ потерялся где-то в бюрократических кабинетах, переводы давались со скрипом и офицеров, пытавшихся перевестись, обязывали увольняться. Надев сразу со школьной скамьи сапоги и ничего не умея делать, кроме как служить Родине, увольняться было страшно, и Гриша терпеливо ждал. Летом девяносто второго он узнал, что в дивизию прибывает командующий спецчастями генерал-майор Романов Анатолий Александрович, их комбат. Чередник твердо решил попасть к нему на прием.

Командир соединения встречал командующего на КПП. Капитан Чередник стоял на углу казармы, примыкавшей к алее, что пролегла от проходной к штабу дивизии, в надежде попасть на глаза командующему. Надежды, что генерал его узнает было мало, но говорят же, она умирает последней.

А вот и генерал в окружении командования дивизии. Анатолий Александрович нисколько не изменился. Это был тот же их комбат, только звезды на погонах увеличились и стали лохматыми, чего не скажешь о капитане. Тридцать лет, это уже не те 19-20, да и усы, что выросли лет семь назад, не добавляли сходства. Между ними было метров пятнадцать. Они встретились глазами. Генерал Романов остановился и вдруг произнес:

– Здравствуй, Гриша.

Чередник двинулся к комбату, а генерал пошел навстречу, протянув руку для приветствия.

– Ты что тут?

– Я вас жду, товарищ генерал-майор.

– Ну, пойдем, покурим. Ты куришь?

Генерал достал пачку сигарет «Ростов», протянул капитану, а затем и командиру соединения.
 
 – Это мой лучший сержант в училище – объяснил он комдиву: – Ну, а ты как. Что знаешь про наших? – это уже было к Григорию.

Разговор продолжался, пока дымили сигареты «Ростов».
 
Григория после этой встречи перевели в УВД Саратовской области уже через две недели, хотя комдив и убеждал генерала Романова, что хоть завтра капитану будет предоставлена вакансия. Было уже поздно, жена с тремя детьми ждала Гришку в Саратове, да и квартиру уже поменяли. Его ждала романтика и новая жизнь опера убойного отдела.

У моего героя, как и у всех выпускников четвертого батальона характер формировал комбат – Герой России, генерал-полковник Романов Анатолий Александрович. «Характер» в переводе с греческого означает «отпечаток». Выпускники-Романовцы горды носить романовский характер – «отпечаток» своего комбата Романова.


Другие произведения Чередника вы можете прочесть по ссылкам ниже:
И вечный бой, покой нам только снится:  http://proza.ru/2026/01/09/835
Встречаются эти ребята повсюду  http://proza.ru/2025/12/29/475
Командир  http://proza.ru/2025/12/15/1279
Две стороны лейтенанта Быкова  http://proza.ru/2025/12/10/1792
Как хорошо, что в армии разрешают спать http://proza.ru/2025/12/08/1855
Солдат без песни не солдат http://proza.ru/2025/12/06/1438
О том, как Калныньш повесился http://proza.ru/2025/11/28/1189
Семён http://proza.ru/2025/11/09/1558
кто сказал Мяу? http://proza.ru/2025/10/28/465
Как Зинин одного генерала накормил http://proza.ru/2025/09/12/1011
Валяй полковник http://proza.ru/2025/09/03/494
Группа лейтенанта Быкова http://proza.ru/2025/08/31/847
Стройбанда http://proza.ru/2025/08/26/1657
Сибирский шорец и банан http://proza.ru/2025/08/21/814
Харчей http://proza.ru/2025/08/19/1264
Ковбой Терентий http://proza.ru/2025/08/19/1707
Капитан Марчев http://proza.ru/2025/08/17/1414
Майор Коськов http://proza.ru/2025/08/14/1798
Полковник Самарин http://proza.ru/2025/08/13/1132
Майор Бандарик http://proza.ru/2025/08/12/19
Подполковник Костенко http://proza.ru/2025/08/08/128
Боевая электричка http://proza.ru/2025/09/07/1146
Ротное учение от комбата Романова http://proza.ru/2025/10/18/732
Выживание 2-0 http://proza.ru/2025/09/30/303
Полевые выходы http://proza.ru/2025/09/23/1524
Метаморфоза капитана Седова http://proza.ru/2025/09/20/810
Боевая электричка http://proza.ru/2025/09/07/1146
Героями не рождаются вообще http://proza.ru/2025/10/18/1415


Рецензии