Кот Бегемот и ананасы 4

          К вопросы о прототипах кота Бегемота и Азазелло  ("Мастер и Маргарита").
          Продолжение. Начало:http://proza.ru/2026/01/03/1356   

     Эротическую стихию, которой противостоит лирический герой стихотворения «На горах», воплощает горбун. Причём, оба персонажа, судя по всему, находятся между собой в приятельских отношениях. Горбун «притащился» на утёс за героем стихотворения, чтобы принести ему в подарок ананасы. В результате между двумя приятелями разыгрывается что-то наподобие дуэли.
     Если принять точку зрения, что стихотворение было написано не в 1903, а в 1904 году, то его содержание соответствует реальным биографическим фактам – мистическому соперничеству между Брюсовым и Белым не столько за сердце Нины Петровской, сколько за понимание Вечной женственности. 
     Соответственно соперники вели себя с обыденной точки зрения весьма чуднО.  Когда Белый, не удержавшись на высоте идеала любви в духе В. Соловьёва, «пал»,, он, видимо, в поисках «очистительного холода» просто сбежал от Петровской и уехал из Петербурга. А Брюсов, когда Белый сбежал,  делал всё возможное, чтобы его «муза» снова окзалась в объятиях соперника,а, позднее, в 1905 году  действительно вызвал Белого на дуэль, но тоже мистическую. 
     История с дуэлями, в которых участвовал Белый (с Брюсовым и Блоком), имеет самое прямое отношение к расшифровке образе кота Бегомота. Но, чтобы не уходить от заявленной темы, я её пока здесь касаться не буду. 
     Образ мистического соперника лирического героя  - явно гротескный. Он – горбун и как таковой, что соответствует традиционным представлениям, имеет прямое отношение к подземному миру (где и выращивает в теплицах ананасы).
     Горбун – однозначно хтонический символ, олицетворяющий первобытные силы земли, дикую мощь природы, плодородие, смерть и хаос. 
     А также, что тоже традиционно, горбун является эротическим символом. Конечно, не в смысле Эроса Платона (отправной точки, с которой В.Соловьёв разрабатывал свою, предельно возвышенную, концепцию любви), а в смысле необузданной половой стихии. 
     Вообще в творчестве Белого горбун или карлик – постоянно действующий персонаж. В каждом отдельном случае он имеет особое, конкретное значение, и, скорее всего,  самостоятельного прототипа,  но при этом всегда символизирует активизацию разрушительных сил хаоса,  дисгармонии, соответствующую смерти эпохи. Подобная активизация сопутствует рождению нового, но  сами силы хоса несут на себе печать «старого мира».  Даже того, когда претендуют на выражение новых духовно-освободительных идей. Скорее даже, особенно тогда. 
     Конечно, упомянутый персонаж появляется под влиянием Ницше, его образности. Карлик фигурирует в книге «Так говорил Заратустра». В том как раз эпизоде, в котором немецкий  философ говорит   о Вечном возвращении. А Белый отдал дань увлечению этой ницшевской идеей (10).   
     Карлик - образ «мелкой» человечности, преуменьшения, снижения человеческого в человеке. Но если у Ницше карлик олицетворяет искажение идеи Вечного возвращения сообразно «карликовой» способности понимания, то у  Белого этот персонаж приобретает черты, отражающие мировоззрение русских символистов и существующие между ними разногласия – прежде всего,  в трактовке Вечной женственности, Прекрасной Дамы, Софии.
     Следовательно, когда карлик или горбун символизирует искажение образа Вечной женственности, прототипа этого персонажа следует искать в кругу символистов.
     Ключевую роль в этом кругу играли Брюсов, наставник молодого поколения символистов, и Блок, самый крупный и выдающийся поэт-символист. Белый же, апробируя идею вечной женственности на практике,  постарался создать «любовные треугольники» с участием каждого из них и вклинился в их отношения соответственно с Ниной Петровской и Любовью Менделеевой. (Ох, не за это ли он "волею" Михаила Афанасьевича оказался в  кошачьей шкуре?)   
     Вот и горбун из стихотворения «На горах» «прославляет лазурь». Что недвусмысленно говорит о его принадлежности к символистам – последователям философа Соловьёва. Лазурь – главный символ русской символической поэзии, символ преображения, Вечной женственности, Прекрасной Дамы, Софии.
     Но на то, что горбун подозрительно похож на Брюсова, указывает и символика огня, в которой тот предстаёт у Белого:  «Он в малиново-ярком плясал, прославляя лазурь». 
                Продолжение следует.

10.К примеру, в том же сборнике «Золото в лазури», почти рядом со стихотворением «На горах» помещено стихотворение «Возврат», в котором  действует "любимый карлик" лирического героя и которое во многом перекликается с "На горах".   


Рецензии