Отдел 3-й Cущность религиозности 49

 the-work-in-progress
2 эссе для Эсы

Эссе № 1 "Неведомый Ницше"
 
Отдел 3-й Cущность религиозности 49

3-49
“В религиозности древних греков возбуждает наше удивление чрезмерный избыток изливаемой ею благородности – в высшей степени благородна та порода людей, которая *так* (курсив автора) относится к природе и жизни! – Позже, когда перевес в Греции перешёл в сторону черни, *страх* (курсив автора) стал превозмогающим элементом также и в религии; подготавливалось христианство. –“

Тут есть на что согласиться, но и есть на что сказать “ну-у, не знаю… ”
Во-1-х, касаемо благородства древних и любых прочих экспонатов, куда не дотянуться с проверкой на ощуть, хорошо сказано в украинской мудрости:
“Гарнi бубни за горами, а зблизька вони – шкiратянi.”
Ритуальные убийства илотов в ночных мистериях трудно счесть благородными.
Однако, и в том же пункте, неразрывность связи черни и страха неоспорима.
Власть черни в России с октября 1917 и по сю пору основана на страхе. Здесь, как и у Пушкина, и у Ницше, принадлежность к “черни” определяется не социальным положением, но личностными качествами человека. У бурящихся в верхние эщелоны власти этот показатель резко снижается. Для обтекаемости, разумеется. А заодно продемонстрировать элементарный парадокс: “чем выше – тем ниже”.
Насчёт постулата “христианство – религия рабов” (исподволь вводимого здесь же), было бы любопытно свести на ринге Ницше с Бердяевым (для Фридриха красный угол, конечно).


Рецензии