Подвиг 9 лам под Москвой
В начале Великой Отечественной войны советские войска отступали. Фашисты, безостановочно наступая, приблизились к Москве на расстояние более 20 километров. На фронте сложилось тяжёлое положение. Беда объединила всех. Понимая, что патриотизм народа во многом неотделим от веры, власть в Великую Отечественную оставила свой воинствующий атеизм, её отношения с церковью заметно потеплели. Многие священники и прихожане храмов прошли через мясорубку сталинских репрессий, но стеной встали против врага СССР.
Сталин пригласил представителей конфессии для того чтоб остановить нападение на Москву. Первыми обряд провели представители Православной Церкви. Сталин призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы. Тогда же, чудотворная Тихвинская икона Богоматери была на самолете обнесена вокруг Москвы и от врага спасла.
Для проведения следующего обряда, после продолжительного поиска нашли девять лам — буддийских священнослужителей, находившихся в заключении в лагерях и тюрьмах. Их срочно освободили и привезли в Москву.
Когда девять лам доставили в Москву, Сталин лично встретился с ними и объяснил тяжелое положение, сложившееся на фронте, в частности, под Москвой. Он задал ламам несколько вопросов о том, какими путями можно остановить агрессию Гитлера и как можно защитить Москву. Озадачив священнослужителей, Сталин поручил им за ночь хорошо подумать и утром доложить лично ему свои предложения и их решение.
На следующее утро при встрече со Сталиным ламы сказали, что они смогут вызвать сильную снежную бурю и усилить мороз. Для прочтения молитвы и проведения обряда понадобятся священные книги и кое-какие принадлежности. Но они находятся в городе Улан-Удэ и хранятся в Одигитриевском соборе, превращённом в музей – склад.
Отобрав одного из девяти освобожденных лам, отправили его на самолёте в Улан-Удэ.
Прилетев из Москвы ночью, нашли в Улан-Удэ музейных работников и, подняв их с постели, привезли в Одигитриевский собор. Среди них был один из хранителей музея Жалсан Жапов. Он позже рассказал известному учёному Дугару Мижидону об этом случае: «Осенью 1941 года я был сильно напуган тем, что среди ночи к нам постучали в дверь. Я поспешно открыл дверь и к нам вошёл полковник КГБ и приказным тоном сказал, чтобы я быстро оделся и последовал за ним. Дрожа от страха, я быстро оделся и, ступая через порог своего дома, думал, что обратно наверняка не вернусь. Когда мы вышли на улицу, там стояла легковая машина. Посадили меня в неё и повезли в сторону Одигитриеского собора. В машине сидел ещё один человек нашей национальности. Когда она на большой скорости подъехала к собору, полковник мне приказал: «Немедленно найдите этому человеку нужные ему вещи!»
Тот незнакомец сказал мне, что ему нужна священная книга «Жуд» для прочтения молитв. После активного поиска мы нашли всего две-три священные книги. Кроме них, передали незнакомцу хонхо (колокольчик) с очиром (или ваджра), дамару (ритуальный двойной барабан), сан (музыкальный инструмент в виде двух медных чаш), хэнгэрэг (барабан). Этого пожилого человека я знал. Я видел его в Эгитуйском дацане Еравнинского района, но до сих пор не могу вспомнить его имя".
После возвращения в Москву с нужными атрибутами для проведения обрядовых молитв, ламы нашли в окрестностях города Москвы возвышенное место и, устроившись там, начали читать их, чтобы вызвать свирепый холод, снежную бурю. После завершения обряда, когда ламы даже не успели заехать на территорию Москвы, небо заволокло чёрными облаками и начал валить густой, пушистый снег. Спустя некоторое время, поднялся сильный ветер и началась снежная буря. Пронзительный ветер все усиливался, ударил сильный мороз и стало невыносимо холодно.
Не успевшие переодеться в зимнюю форму одежды фашистские войска начали замерзать. Поэтому, фашисты не смогли продолжить свое наступление для захвата Москвы.
В начале ноября 1941 года для обороны столицы сюда было стянуто множество подразделений Красной Армии. Участниками обороны Москвы были и многие выходцы из Бурятии.
В 1995 году в параде Победы в городе - герое Москве участвовали выходцы из Бурятии Лэгсэг Эрдынеев и Ринчин Цыренжапов. Они вспоминали то время, когда под Москвой стояла тёплая погода и вдруг красноармейцев срочно переодели в зимнюю форму. Всем стало невыносимо жарко в тёплых овчинных шубах. Но вдруг погода резко изменилась и началась снежная буря. Усилился небывалый в истории тех мест лютый мороз. Успевшие перейти на зимнюю форму одежды солдаты восхваляли Сталина за его ум и предприимчивость.
В этот период, когда свирепствовал мороз, части Красной Армии под Москвой, переодетые в шубы, валенки, шапки, начали стремительное наступление на фашистских захватчиков.
Свидетельство о публикации №226020701844