О смысле жизни на пепелище гедонизма

У этого эссе могло быть и более жесткое название – «Каннибалы и их зеркало». О чем речь? Когда человечество (человек) сталкивается с абсолютным злом, первая реакция — отвести взгляд. Сказать: «это не про нас», «это безумцы», «это заговор». Но я не намерен отводить свой взгляд, ибо как философ знаю, что в самом чудовищном иногда проступает самое важное. Об этом и поговорим.

Скандал вокруг «острова Эпштейна» у многих уже набил оскомину. Но мало кто говорил и понимает, что это не просто история про педофилов в дорогих костюмах. Это глобальное зеркало, которое было поднесено к лицу современной цивилизации - в нем мы видим не искажение, а завершение.

Логический, моральный и энергетический финал пути, который начинался как безобидная ПОГОНЯ ЗА УДОВОЛЬСТВИЯМИ, что стало нормой и культом для большинства людей.

И вот что я хочу вам сказать, если, вглядываясь в это зеркало, человек испытывает ужас и отвращение, если его почти физически тошнит — это не слабость. Это диагноз, это значит в нём есть ЖИВАЯ ДУША.

Прежде чем говорить о болезнях мертвых душ, здесь надо вспомнить ключевой Закон жизни, определяющий ее смысл, о котором мы уже говорили однажды – «О тайне смысла Жизни» (http://proza.ru/2015/02/03/1698).

Закон восхождения энергий гласит: любая живая система (будь то человек, семья, организация или общество) существует до тех пор, пока в ней при сложении происходит переход энергии на более высокий, тонкий уровень:
«+» и «-» = «-» — формула вампиризма и опустошения.
«-» и «-» = «+» — великая ловушка, формула гедонизма и самообмана.
«+» и «+» = «+*» — это формула любви, звездочка — это знак творчества, молитвы, когда два плюса, встречаясь, порождают синергию, совпадение с энергиями Вселенной.

Что важно заметить в нашем разговоре - формула с итоговым простым плюсом самая коварная. Она работает безотказно в краткосрочной перспективе и убивает в долгой. Два минуса (ложь и манипуляция, скука и разврат, тревога и продажность, цинизм и насилие) дают вспышку удовольствия. Но это «+» без звездочки. Это не созидание, это аннигиляция, а по-простому уничтожение.

Наш современный мир помешан на культе удовольствия. Обратим внимание на то, что в старославянском языке слово «уд» означало часть тела, орган. «Удовольствие» буквально расшифровывается как «воля уда» — воля плоти, стремление части тела к своему насыщению.

Современный культ гедонизма возвел эту «волю уда» в абсолют. Общество потребления построено на простом обещании: ты можешь бесконечно кормить свои «уды» — глаза (зрелищами), желудок (едой), гениталии (сексом). И это принесет тебе счастье.

Но это обещание — ложь. Потому что часть никогда не заменит целого. Плоть, отделенная от духа, начинает пожирать саму себя. То, что начинается как поиск наслаждения, неизбежно заканчивается аутофагией — самопоеданием.

Остров Эпштейна стал не просто местом преступлений, но архитектурным воплощением этого закона в его извращенной форме.

Вспомним «пищевую цепочку», о которой мы говорили. В здоровом мире энергия Солнца переходит в растения, затем в животных, и наконец, в человека, который способен осознать эту энергию, преобразовать ее в любовь, молитву, лучшие образцы науки, культуры и искусства.

На острове всё было иначе - там была выстроена вертикаль смерти. В чем заключался её ресурс? Это красивые несовершеннолетние дети - девочки и мальчики, часто из бедных неблагополучных семей, девушки из модельных агентств, где, по правде говоря,  большинство из них смирилось  с тем, что их внешность, а следом и тело, это дорогостоящий товар. Их энергия, проявленная через молодость, красоту, непорочность-девственность стали объектом необузданного извращенного вожделения этих элит общества потребления.

Миллиардеры, члены королевских семей, президенты, сенаторы, богатейшие люди шоу-бизнеса — вершина социальной пирамиды этого общества. Они уже пресыщены обычными удовольствиями, а значит им требуется уже не просто проституция, им нужна власть над самой жизнью.


Их трапеза — это сексуальное моральное и физическое  насилие, а заодно, скорее всего, и каннибализм - поедание человеческой плоти.  Это в прямом смысле ПОТРЕБЛЕНИЕ душ и тел. Жертв использовали как батарейку, как источник «свежей» энергии для тех, у кого своя давно сгорела в топке цинизма. Судьба жертв - сломанные судьбы, психотравмы, а иногда и смерть.


Были ли среди них те, кто остался доволен участью «товара», за который дорого заплатили? Наверняка были, но они люди с такими же мертвыми душами, как их «покупатели»

Здесь мы подходим к самому главному — различению жизни и смерти на уровне открытых и закрытых систем.

Открытая система — та, что обменивается энергией со средой. Она берет относительно грубые энергии (пищу, впечатления, боль) и отдает тонкие (любовь, творчество, заботу). Растение берет свет и отдает кислород. Влюбленные берут взаимное влечение и отдают нежность, светлые энергии счастья. Человек берет порой жестокие уроки судьбы и отдает в мир мудрость. Главное - в открытой системе энергия всегда восходит.

Закрытая система — та, что изолирована. Она пытается сохранить себя, ничего не отдавая. Но энтропия неумолима: без притока извне любая закрытая система обречена на смерть. И тогда, чтобы отсрочить её, система начинает переваривать саму себя. Сначала — «жировые» запасы (излишества), потом — «мышцы» (принципы), потом — жизненно важные органы, и, в конечном итоге базовую сверхпсихическую - душу.

Остров Эпштейна — символ закрытой системы в чистом виде. Дворцы, бункеры, частные самолеты, неприкосновенность, отрезанные от мира острова, — это не роскошь, это архитектура закрытости. Здесь элита перестала ходить по той же земле, что и простые люди. Они уже давно выпали из чистого человеческого энергообмена.

И тогда, чтобы не умереть от энергетического голода в своей затхлой золотой клетке, им понадобилась «свежатина» — те, в ком еще течет живая, открытая, страдающая жизнь, чьи тела не просто красивы, но и непорочны. Это и есть каннибализм в чистом виде во всех его смыслах и проявлениях - система перешла в закрытый режим и включила режим аутофагии, пожирая саму себя.

Почему это стало возможным? Потому что задолго до острова произошла подмена понятий, искажение смысла жизни. И когда человек, привыкший путать радость и удовольствие (о чем мы также говорили уже ранее – «Про эскапизм и отличии радости от удовольствия» (http://proza.ru/2015/06/22/1394) он неизбежно приходит туда, где ему обещают «высший кайф» подобно острову Эпштейна.

Многие ли из людей осознают открывшуюся бездну духовного падения. Не знаю, более того, даже не уверен в том, что ни найдутся те, кто может позавидовать этой «элите».  Здесь на ум приходят мне слова гениального и трагического философа – Фридриха Ницше: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». 

Что в таких обстоятельствах делать? Мой ответ прост -  если вы, узнав правду, пусть и неполную, об острове Эпштейна и его персонажах  содрогнулись, значит у вас есть ещё шанс остаться среди энергий восхождения. Это значит, что ваш внутренний «+» еще жив и он реагирует на «-» не слиянием, а отторжением.

Искусство жизни, искусство вдохновения, о котором мы говорили, начинается с этого содрогания похожего на катарсис. С понимания, что:
1. Любая попытка использовать другого человека как вещь (даже в мелочах) — это маленький остров Эпштейна.
2. Любое удовольствие, купленное ценой унижения другого — это аутофагия в зародыше.
3. Единственный способ не оказаться в списке потребителей чужой жизненной энергии — это научиться отдавать, не требуя немедленной отдачи, а тем более оплаты.

Тайна смысла жизни раскрывается просто и сложно одновременно: смысл — в непрерывном восхождении энергий, в превращении грубого в тонкое, в умении создавать условия для чуда синергии — той самой звездочки в знаке «+*», которую не купить ни за какие деньги.

Остров Эпштейна как циничный проект раскрыт и обрушен. Но остров как идея, как модель закрытой системы, потребляющей себя в акте аутофагии, останется с нами до тех пор, пока мы будем рабами гедонизма, принося на его алтарь как свои тела, так и души.

Что дальше? Катарсис должен перейти в практику. Как именно общаться вдохновляя, а не потреблять себя и других, в мире, который ежесекундно толкает тебя в объятия «минуса»? Это тема нашего следующего разговора. Но одно ясно уже сейчас: зеркало острова Эпштейна показало нам лицо коллективного монстра. Теперь дело за «малым» — не стать подобием его на других «островках» в нашей жизни.

(продолжение следует)

Автор изображения "Гедонизм" в заставке из Шедевруме Лилия;;;


Рецензии
Любые удовольствия пресыщают и хочется новых, всё более изощренных удовольствий для тела, для извращённого ума. И в этом отличие удовольствия от радости, которая для души, она чиста, светла и не пресыщает.

Сергей Карпов 6   14.02.2026 16:18     Заявить о нарушении