Кот Бегемот и примус
Есть все основания предполагать, что, чем больше Троцкий обрушивался на Белого, как на представителя «другой эпохи» и «невозвратного мира», тем ближе тот становился Булгакову.
А Троцкий не скупился на определения писателю.
Белый - «тоскующий и взыскующий осколок старого быта и его мироощущения в новой обстановке», «по сердцевине своей» «бытовой и духовный консерватор, утративший почву под ногами и отчаявшийся».
И никакой он на поверку не «Мечтатель», а ; «приземистый почвенник на подкладке из помещичье-бюрократической традиции, только описывающий большие круги вокруг себя самого» .
Он - «плоть от плоти и дух от духа» «старого быта», «насквозь консервативен, пассивен, умерен».
Или вот ещё колоритное определение, заслуживающее внимания своей образностью: Белый – «отчаявшийся бытовик, у которого печка дымит».
Соответственно как писатель он, по Троцкому, «сильнее всего в тех случаях, когда пишет плотный старый быт».
Привязкой к старому, т.е. дворянскому, быту (символ - «шахматовский луг») Троцкий объясняет не только содержание, но и стиль творчества Белого ( «ужасную» ритмическую прозу и претенциозное словотворчество).
Произведения Белого «представляют собою неизменно поэтическую или спиритуалистическую возгонку старого быта».
«Приземистость» (в смысле «приземлённость»), по Троцкому, присуща самой натуре «Мечтателя» Белого - натуре пассивной и трезвенной, почему ему «без шахматовского луга трудно даже о загробной жизни размечтаться».
Но в качестве «привыкшего к духовным радениям интеллигента» Белому приходится бороться с собой. И «ритмика и словесные подёргивания» ;—; «это только средства, при помощи которых сорвавшийся с бытовой оси Белый тщетно борется с пассивностью и трезвенностью в себе». Отсюда же – «эта подобострастная возня с собою, это обожествление самых заурядных фактов собственного духовного обихода».
Читая эти филиппики Троцкого, Михаил Афанасьевич не мог не воспринимать их как обращённые и против себя тоже - писателя, чувствующего своё родство со старым бытом, нерасторжимую привязанность к нему, со всеми вытекающими последствиями для творчества, если следовать мысли Троцкого.
Не сомневаюсь, что поэтому Булгаков читал всё написанное советским вождём против Белого с особым вниманием. Результат – пародия на образ Белого, созданный Троцким.
Когда Бегемот действует в человеческом облике, он выглядит как «низкорослый толстяк». Но и в кошачьем обличье он демонстрирует «приземистость» - как черту характера.
Кот Бегемот по всем своим проявлениям – несомненный «бытовик», обладающий в высшей степени «трезвым» взглядом на вещи.
Только привязан он не к старому быту (к печке), а к новому московскому, советскому, быту, символом которого стал примус.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №226021401437