Отдел пятый К естественной истории морали 5-198
2 эссе для Эсы
Эссе № 1 "Неведомый Ницше"
Отдел пятый: К естественной истории морали 5-198
5-198
Групповой портрет морали и виды её/их уловок
«Все эти морали, обращающиеся к отдельной личности в целях её „счастья“… — … правила поведения соответствующие степени *опасности*, среди которой отдельная личность живёт сама с собою; это рецепты против её страстей… это маленькие и большие благоразумности и ухищрения, пропитанные затхлым запахом старых домашних средств и старушечьей мудрости. Все они странны по форме и неразумны — потому что обращаются ко „всем“, потому что обобщают там, где нельзя обобщать…»
(Ну, до сих пор понятно, в общих чертах. Если я отдельная личность, а мне говорят „не возжелай соседскую ослицу“, то мне такое обобщение ни на что не налазит, я не конокрад в миниатюре. По-видимому, автор это прочувствовал и сделал вираж в кулинарию.)
«… им мало для приправы *одной* только крупицы соли (здесь „они“ не кулинары, а блюдо, которое те собираются впарить) — они, напротив становятся сносными,а иногда даже и соблазнительными лишь тогда, когда чрезмерно сдобрены пряностями и начинают издавать опасный запах, прежде всего запах „иного мира“. Всё это далеко не „наука“ (тем более не) „мудрость“, но … благоразумие, благоразумие и благоразумие, смешанное с глупостью, глупостью и глупостью...»
(На этом перечисление ингредиентов жрачки заканчивается и дальше идёт перечисление прославленных шеф-поваров и их вклада в *общий* рецепт.)
1) стоики предложили равнодушие и мраморную холодность к пылким дурачествам аффектов;
2) Спиноза добавил поджарку: „не плакать“ и „не смеяться“, а переходить к анализу и вивисекции всё тех же пылкостей;
3) команда поварят тренированных на аристотелизме морали, стоят за низведение аффектов до степени безвредной посредственности;
4) кулинарные извращенцы пытаются даже протащить наслаждение аффектами, разбавленными до символики искусства, музыки, например, или в любви к Богу и человеку „по Божьей воле (т. е. без палочек-дырочек)“;
5) заправка из шаловливой покорности аффектам (Гёте, Хафиз (не знаю такого), а также старые мудрые хрычи и пьяницы, у которых это „уже не опасно“ (тут, похоже, камешки в мой огород).
Короче, пункт довольно доступный, в общих чертах. Но под конец Фридрих не удержался подсунуть мне падлянку:
«… Это тоже к главе „Мораль как трусость“»
Блин! Пришлось ещё раз просмотреть оглавление. Нет такой главы! Как я и говорил.
Свидетельство о публикации №226022100910